Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новые имена Юрия Башмета

На гала-концерте Зимнего фестиваля публика познакомилась с искусством XXI века
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В КЗ имени Чайковского прошел гала-концерт XI Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета. Главной изюминкой вечера стали три произведения, созданные современными российскими композиторами Александром Чайковским, Алексеем Сюмаком и Кузьмой Бодровым специально для сочинского смотра 2018 года. Теперь новые партитуры впервые прозвучали в столице.

Программа концерта до последнего момента оставалась сюрпризом: на сайте Филармонии в описании мероприятия значились только эти три автора — Сюмак, Бодров и Чайковский. Но публика явно шла не на них, а на Башмета. Громкого имени альтиста достаточно, чтобы собрать зрителей на любую музыку. Причем зрителей-неофитов: об этом можно было судить по дружным аплодисментам между частями произведений.

Для такой аудитории «Король Лир» Сюмака, прозвучавший в первом отделении, оказался, конечно, шоком. Сочинение для струнного оркестра с большим барабаном и струнного квартета необычно не только по составу, но и по драматургии, и, конечно, по музыкальному языку. Упрямые соло башметовского альта постепенно тонут в вязком звуковом потоке, сметающем на своем пути ростки мелодий. Усматривать ли в этом метафору конфликта шекспировского героя с миром, каждый зритель решает сам.

Пригласив композитора-авангардиста написать произведение для своего фестиваля, Юрий Башмет поступил как просветитель: можно предположить, что большинство слушателей и в Сочи, и на московском концерте впервые встретились с подобной музыкой. Но мудрый маэстро постарался сделать всё, чтобы смягчить это знакомство. Экспрессивные диссонансы Сюмака он сгладил барочным изяществом Баха (3-й Бранденбургский концерт) и сладостной виртуозностью Мендельсона (Скрипичный концерт № 1), встав за дирижерский пульт «Солистов Москвы».

По тому же принципу было построено и второе отделение, где в исполнении оркестра «Новая Россия» современная музыка соседствовала с хитами Равеля, Пуччини и Ардити. Такие стилевые контрасты могли бы показаться слишком резкими, но в конечном счете сам формат гала-концерта предполагает отсутствие какого-либо единства, «окрошку» из ингредиентов на любой вкус. И Башмет в качестве «шеф-повара» чувствует себя на редкость органично, с равным удовольствием и энтузиазмом преподнося музыку как XVIII, так и XXI века.

В эту концепцию отлично вписалось сочинение Кузьмы Бодрова «Путешествие по оркестру». По сути, это такая же «окрошка» из цитат Паганини, Баха и Моцарта, а также множества менее явных аллюзий. Балансируя на грани китча, композитор создает ироничное пособие по инструментовке.

И всё же кульминацией и самым масштабным музыкальным высказыванием концерта стало «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского. Живой классик, почетный председатель Совета Союза композиторов РФ соединил здесь симфонический и народный оркестр, а также двух солистов — альт (Башмет) и чтеца (Михаил Ефремов). Получилось произведение в практически забытом сегодня жанре музыкального эпоса.

«Дела давно минувших дней» Александр Чайковский рисует резкими, грубыми звуковыми мазками, не услаждая слух мелодиями и не допуская лубочной наивности даже у балалаек и домр. Впрочем, диссонантная ткань воспринимается проще благодаря повествованию рассказчика, харизма которого, к слову, — немаловажный компонент целого.

Но не только Ефремов в этот вечер покорил публику. Прежде всего на сцене царил сам Башмет, приняв участие в исполнении каждого произведения трехчасовой программы — где-то в качестве дирижера, где-то как альтист. А настоящим открытием стало выступление 16-летней Валерии Абрамовой, солистки Всероссийского юношеского симфонического оркестра (еще один коллектив Башмета). В «Цыганке» Равеля она продемонстрировала недетскую виртуозность и шарм. Предоставив сцену юному дарованию, Юрий Абрамович напомнил о своих успехах в еще одном, педагогическом амплуа. В общем, за будущее отечественной музыки можно быть спокойным.

 

Читайте также
Прямой эфир