Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Армия
Инициатива старшего сержанта Колесника помогла пресечь атаку диверсантов ВСУ
Экономика
В ЦБ объяснили необходимость регулирования рассрочки
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Мир
Bloomberg рассказало о просьбе Израиля к США о дополнительной помощи
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Общество
Советник главы ДНР Кимаковский назвал гибель военкора Еремина личной трагедией
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Мир
Reuters сообщило о взрыве на военной базе к югу от Багдада
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Мир
Мининфраструктуры Украины сообщило о повреждении Южного порта Одессы

Как царь Иван Казань брал

Выставка «Сказание о граде Свияжске» демонстрирует уникальные предметы религиозного обихода XVI века
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Третьяковская галерея представила «Сказание о граде Свияжске» — выставку икон и религиозных предметов из Татарстана. Этот проект — ответный шаг казанских музеев на прошлогоднюю выездную экспозицию Третьяковки «Гений века». И, надо признать, идея культурного (и шире — духовного) диалога двух регионов здесь оказывается в основе самой концепции.

Остров-град Свияжск был основан по распоряжению Ивана Грозного. В 1550 году царь впервые попытался взять Казань — безуспешно. В том походе он остановился лагерем на возвышенности в устье реки Свияги и решил основать там город — опорный пункт для русских войск и одновременно цитадель православия в краю иноверцев. Внутри крепости, возведенной весной 1551-го всего за четыре недели, построили шесть церквей и два монастыря. А в каждую въездную башню установили икону.

— Строительство и украшение всех храмов шло под покровительством самого государя. На казенном жаловании находились и собор Рождества Богоматери, и храм Иоанна Предтечи, и церковь Константина и Елены. Кроме того, все свияжские церкви удостоились царских даров: все они получили из государевой казны иконы, книги и богослужебные ризы, — рассказала куратор выставки Татьяна Самойлова.

В советские времена большинство из этих предметов попали в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан и Национальной музей Республики Татарстан. Теперь же их могут увидеть и в Москве. В общей сложности в Инженерном корпусе демонстрируются 87 экспонатов преимущественно второй половины XVI века. Прежде всего это иконостасы Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска.

Внутри рядов икон сохранен оригинальной порядок, но под каждый ряд выделена отдельная стена, что объясняется и требованиями помещения (не столь высокого), и удобством для посетителей. Хотя не ко всем работам удается подойти вплотную, все детали рассмотреть можно. То же касается и других работ — это и лики, не входящие в иконостас, и предметы церковного обихода, и старинные манускрипты.

Внушительный фолиант «Лицевой летописный свод. Царственная книга» из собрания Исторического музея содержит описание событий царствования Ивана IV с 1533 по 1553 год, в том числе и покорение Казани (1552). Но для современных зрителей интересно другое: в отличие от других томов «Лицевого летописного свода» «Царственная книга» содержит нераскрашенные иллюстрации, выполненные чернилами и карандашом. Так что это редкое воплощение иконописной традиции (изображения, конечно, связаны с церковным каноном) в графической форме.

Хотя среди экспонатов доминируют «гости» из Татарстана, есть на выставке и ряд предметов из московских собраний. Помимо упомянутой книги, это, например, удивительная икона из коллекции самой Третьяковки «Благословенно воинство Небесного Царя…» («Церковь воинствующая»), датированная 1540-ми годами. Огромное, в полстены, изображение демонстрирует шествие конных и пеших солдат во главе с Архангелом Михаилом из охваченного пламенем града земного в град небесный. В центре композиции — Константин, первый христианский правитель Римской империи.

Предполагается, что икона создавалась к торжествам по поводу венчания Ивана IV, но позже современники видели в этом сюжете метафору завоеваний царя, обратившего в православие ряд восточных регионов.

С воинской славой России связан и еще один интереснейший экспонат: пелена «Богоматерь Казанская» (конец XVI века). Это древнейшее из сохранившихся воспроизведений иконы «Богоматери Казанской», явленной в 1579 году и в период Смуты ставшей символом освобождения от польского нашествия. Причем иконография и размер пелены полностью соответствуют самому чудотворному образу.

Для знатоков древнерусского искусства эта выставка — настоящий подарок. Но и широкой публике здесь есть чем увлечься. И дело не только в уникальности и древности экспонатов, которые, конечно, интересы сами по себе. Важнее, что за этими предметами встает сама история Руси — мы будто переносимся в славную и драматичную эпоху, когда религия, политика и творчество были неразделимы.

 

Прямой эфир