Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Румынии стартовали парламентские выборы
Здоровье
Врач рассказала о витаминах для поддержания иммунитета в сезон простуды
Происшествия
Жительница Селидово в ДНР получила тяжелое ранение после удара артиллерии ВСУ
Мир
Франция вернет Эфиопии около 3,5 тыс. археологических артефактов
Происшествия
В Калужской области иномарка на пешеходном переходе сбила насмерть двух человек
Мир
Премьер Словакии указал на невозможность победы над фашизмом без участия СССР
Спорт
Замдиректора Росгвардии вручил медали победителям соревнований по самбо в Москве
Армия
Группа ефрейтора Бухбалина зачистила опорный пункт ВСУ в зоне СВО
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшие осадки и гололедицу в Москве 1 декабря
Мир
Президент Грузии отказалась уходить с поста по истечении срока своих полномочий
Мир
Во Франции огромная металлическая птица упала на толпу и ранила 13 человек
Мир
Датский профессор заявил об ошибочности планов включить Украину в состав НАТО
Мир
Политолог Ливен предложил три шага для урегулирования конфликта на Украине
Мир
Новая Еврокомиссия приступила к строительству зеленой военной экономики ЕС
Мир
В НОАК объяснили цель совместного патрулирования с Россией
Мир
Автомобиль японского премьер-министра Сигэру Исиба врезался в машину охраны
Спорт
Воробьев вручил награды победителям в соревнованиях по самбо
Происшествия
В Ростовской области при пожаре погибли двое взрослых и младенец

Письма Кандинского и Шенберга раскрывают тайны творчества

На русском языке впервые вышла полная переписка двух гениев
0
Фото: РИА Новости/репродукция картины Василия Кандинского «Композиция VII»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На русском языке впервые вышла полная переписка Василия Кандинского и Арнольда Шенберга. Два гения первой половины XX века познакомились друг с другом по почте. В 1911 году русский художник написал австрийскому композитору хвалебные слова в адрес его нового произведения и послал свои работы, тот ответил, и так завязался дистанционный диалог, продлившийся (с перерывами) до 1923 года. Теперь вся история этой необычной дружбы доступна не только исследователям, но и широкой аудитории.

Кандинский и Шенберг совершили революцию в искусстве: один — освободил живопись от оков фигуративности, сделав шаг в сторону полной абстракции, другой — точно так же «развязал руки» музыке, отказавшись от тональности и традиционной гармонии. Не менее важно, что оба мечтали о сближении своего искусства с другими: Шенберг написал немало картин как художник, а Кандинский вдохновлялся музыкой, создавая свои «Композиции» и «Импровизации» (музыкальные названия — тому доказательство).

Неудивительно, что с первого же письма два мастера нашли общий язык. К слову, языкового барьера между ними не было и в прямом смысле: живший в Германии с 1890-х годов Кандинский владел немецким ничуть не хуже, чем русским. Куда большим препятствием оказалось физическое расстояние и крайняя занятость: Шенберг жил в Австрии, Кандинский — в Германии, и попытки провести друг с другом лето или хотя бы выходные раз за разом наталкивались на различные обстоятельства.

Едва ли не половина писем посвящена «переговорам» о встречах. Кандинские (Василий с первой супругой Габриэль Мюнтер) подробно пишут Шенбергу о различных вариантах съемного жилья в курортном Мурнау и даже прилагают схематичные рисунки планировки домов, Шенберг придирчиво расспрашивает о деталях и торгуется, жалуясь на бедность. В бытовых и, казалось бы, приземленных разговорах — выразительный портрет обоих гениев: делового, самоуверенного Кандинского и мнительного, нервного Шенберга.

Эта мнительность в итоге и стала причиной разрыва. В 1923 году Шенбергу сообщили, будто Кандинский позволял себе антисемитские высказывания. На огромное, полное ярости письмо друга (теперь уже бывшего) Кандинский отвечает недоуменными, хотя и красноречивыми, оправданиями. Сегодня ученые сходятся, что обвинения в адрес художника беспочвенны. Но поверить навету было немудрено: на волне возрастающей популярности нацизма «еврейский вопрос» муссировался во всех слоях немецкого общества, хотя до прихода Гитлера к власти оставалось еще почти 10 лет, а до печей Освенцима — и того больше.

Объяснения Кандинского не устроили Шенберга, и второе письмо — еще более резкое, чем первое, — поставило точку в их дружбе. Позже, уже в 1930-х годах, когда Кандинский жил во Франции, а Шенберг — в США, они снова обменялись несколькими посланиями (сохранились только те, что от Кандинского). Но по их тону ясно: прежней откровенности между мастерами уже не было. После кульминации, прозвучавшей как гром среди ясного неба, завершающие книгу краткие весточки воспринимаются как печальный эпилог: разбитую чашу не склеишь.

Впрочем, книга издательства Grundrisse интересна даже не столько драматичным сюжетом о размолвке Шенберга и Кандинского, сколько рассуждениями каждого из них о творчестве и задачах искусства. Человеческие отношения не вечны, вот и эта дружба продлилась не так долго. Но художественные достижения мастеров, во многом ставшие результатом взаимовлияния, живы до сих пор. Новое издание — хороший способ пусть немного, но все-таки проникнуть в тайну творчества.

 

Читайте также
Прямой эфир