Судьбы вновь задуманных фестивалей бывают разные. Первые погибают, так и не добравшись до реализации — лет десять тому назад мне довелось принять участие в подготовке такого рода акции — очередного «большого» кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Второй, тоже распространенный, случай: с помпой проводится первый фестиваль, где все выкладываются настолько, что на второй не хватает ни сил, ни средств.
Наиболее благополучная и плодотворная судьба у тех фестивалей, которые начинают с малого, постепенно растут и видоизменяются, преодолевая неизбежные кризисы.
Таково завершившееся недавно в том же Санкт-Петербурге «Послание к человеку» — один из наиболее успешных и устойчивых не только петербургских, но и международных кинофестивалей на территории России. Можно привести и более географически удаленные успешные инициативы.
15 лет назад группа энтузиастов во главе с известным театральным деятелем Ефимом Звеняцким и при непосредственном участии автора этих строк провела первый кинофестиваль азиатско-тихоокеанского региона во Владивостоке. Было бы наивно отрицать решающую роль в этом проекте супруги губернатора Приморья того времени Сергея Дарькина актрисы Ларисы Белогуровой. Ничего не знаю о нынешней судьбе Дарькина, но начинание Ларисы живет и процветает. Что самое важное, фестиваль сохранил свое значение и при преемнике Дарькина Владимире Миклушевском, недавно отправленном в отставку. Хватит ли у нового губернатора Приморья политической мудрости поддержать инициативу, которая уже стала визитной карточкой его региона в сфере культуры? Будем надеяться, что хватит.
Успех «Меридианов Тихого» не только предопределил дальнейшее развитие фестиваля, но и определил, на мой взгляд, три необходимых и достаточных условия гармоничного творческого роста региональных форумов.
Это, в первую очередь, поддержка руководства региона, обеспечивающая разные формы финансирования (отсюда и первостепенное значение отношения к кинофестивалям сменяющихся сегодня губернаторов), затем — наличие команды организаторов такого рода мероприятий и, самое главное, — хотя бы один киноман, умеющий отличить художественно полноценный фильм от киномакулатуры. Сегодня благодаря фестивалю таких разборчивых отборщиков (тавтология намеренна) и зрителей в том же Приморье становится все больше.
В связи с новыми технологиями вообще все очень быстро меняется. И в этом ощущении смыкаются многие киносмотры и общественно-политические события на территории России. Если столь изменчива ситуация в Петербурге и Приморье, что говорить о Крыме, оказавшемся в эпицентре современных геополитических противоречий?
Когда два года назад инициативная группа во главе с руководством Республики Крым и Никитой Михалковым — инициатором создания кинофестиваля «Евразийский мост», собралась в Ялте на презентацию этого проекта, многие не верили в его будущее в условиях разного рода санкций и противоречий.
Если населению России, да и Украины, не надо разъяснять особое значение Крыма в культуре Евразии, то для большинства удаленных от нас стран Таврида остается terra incognita. Презентация кинофестиваля «Евразийский мост» и его первый выпуск год спустя породили надежду, что он может состояться не как разовое пропагандистское мероприятие, а как постоянный фактор культурной жизни Крыма, России, Европы и Азии.
Однако, повторю, второй фестиваль организовать значительно сложнее первого — это серьезная заявка на будущее в условиях, когда крымчане уже подзабыли свое славное кинематографическое прошлое. Ведь в начале прошлого века именно Ялта была колыбелью русского кино. В Ливадии Николай II еще в конце XIX века предстал перед киноаппаратом и смотрел с семьей первые документальные съемки со своим участием. Здесь начинали конкуренты — Ханжонков, Ермольев и Дранков.
Сейчас я с изумлением обнаружил, что большинство жителей Ялты, в том числе и вездесущие таксисты, не знают, где у них в городе находится памятник первому русскому кинопродюсеру Александру Ханжонкову. Хотя более кинематографически намоленного места, чем Ялта, в России, пожалуй, не найдешь. В этом отношении ей, на мой взгляд, уступает даже Потылиха — ныне киноконцерн «Мосфильм».
Остается только надеяться, что федеральные власти поддержат проект возрождения Ялтинской киностудии. Сегодня она — лишь воспоминание о былом величии, но успех фестиваля вселяет надежду на ее возрождение.
И последнее. Особое положение Приморья и Крыма, впечатляющие перспективы развития и новые опасности безусловно стимулируют творческую энергию кинематографистов и зрителей. Поэтому кинофестивали здесь – не прихоть региональных властей, а результат глубинной потребности в общении и взаимопонимании представителей разных стран и регионов.
Автор — председатель гильдии киноведов и кинокритиков России, доктор искусствоведения, профессор
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции