Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин поздравил два российских полка с присвоением наименований «гвардейские»
Мир
Захарова указала на непонимание Каллас сути свободы
Общество
Следствие завершило представление доказательств по делу о теракте в «Крокусе»
Мир
СМИ узнали о готовности Киева отказаться от территорий при одном условии
Общество
В Петербурге рассмотрели более 50 квартирных споров по «схеме Долиной»
Общество
Посол РФ назвал отсутствие страховки главной ошибкой россиян в Таиланде
Мир
В Финляндии допустили создание особой экономической зоны на границе с Россией
Общество
В Донецке открыли бюст погибшему в ходе СВО сыну замглавы ЦРУ Майклу Глоссу
Культура
Ольга Любимова рассказала о моновыставке Марка Шагала в Пушкинском музее
Мир
Союз биатлонистов подал иск в CAS за отстранение спортсменов из России
Авто
Глава АвтоВАЗа заявил о резком снижении цен на авто из Китая в 2025 году
Мир
СБУ задержала судно под флагом африканской страны в Одессе
Армия
Медведев провел совещание по доукомплектованию ВС РФ военными по контракту
Мир
Число погибших в результате обрушения двух зданий в Марокко выросло до 22
Общество
В Москве задержали 12 членов легализовавшей свыше 53 тыс. мигрантов группы
Спорт
Талисманом сборной России станет олимпийский мишка
Спорт
Дегтярев заявил о возможном лишении Польши права на международные соревнования

Разбор полетов

Юрист Артем Кирьянов — о том, как защитить туристов от неожиданных банкротств авиакомпаний
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Проблемы российских туристов, связанные с деятельностью авиакомпаний, стали уже привычным атрибутом сезона отпусков. До сих пор мы помним ситуацию с компанией «Трансаэро», показавшую, что доверять свою отпускную судьбу не следует даже так называемым лидерам рынка. И вот десятая в России по числу перевезенных пассажиров авиакомпания «ВИМ-Авиа» разваливается на глазах — с возбуждением уголовного дела, реакцией на ситуацию первых лиц государства и другими признаками чрезвычайного происшествия.

Видимо, такие понятия цифровой экономики, как риск-анализ, никак не могут прижиться в системе управления авиацией. Тем не менее в разборе полетов важно выделить юридический корень зла и понять, какие решения навсегда оставят в прошлом истории о брошенных на произвол судьбы туристах.

Возбуждение уголовного дела выглядит своевременно и отвечает настроению людей: безусловно, зло должно быть наказано, а справедливость — восторжествовать. Следственными органами по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере»).

Но понятно, что доказательства преступного умысла собственников и менеджмента компании собрать крайне сложно. Также проблематично выглядит ситуация с компенсациями пострадавшим — сегодня следователи ждут заявлений от всех, кто считает себя таковым, поскольку этого требует уголовно-процессуальное законодательство (уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению потерпевшего, если предметом хищения не является государственное или муниципальное имущество). Заявления граждан будут приобщены к уголовному делу вместе с документами, подтверждающими приобретение билетов.

Основная аргументация правоохранительных органов для людей — если они не попадут в список потерпевших в рамках уголовного дела, то компенсацию не получат. Но и наличие фамилии в этом списке не гарантирует возврат потраченных сумм. Взыскивать долги будут с арестованного имущества компании и имущества фигурантов уголовного дела только в том случае, если будет доказано, что данное имущество было получено вследствие преступных действий обвиняемых.

Следовательно, полагаться на Уголовный кодекс в данном случае не стоит, необходимо рассматривать системные решения. К этому призвал, в частности, председатель Госдумы Вячеслав Володин, поставивший профильному комитету парламента задачу проработать комплекс мер, направленных на защиту прав пассажиров. Нет сомнений, что повторения этой ситуации допустить нельзя ни в коем случае. Важно определить юридические формы, способные предотвратить внезапное банкротство перевозчика, при котором в массовом порядке страдают пассажиры.

Росавиация предлагает для решения проблемы внедрить систему обязательного страхования. Страховой сбор в 10 рублей с каждого авиабилета позволит создать резерв на 1 млрд рублей. Этого будет достаточно в случае банкротства любой авиакомпании, заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме. С этим теоретически можно согласиться, если бы не печально известная ситуация на страховом рынке. И если бы не факт, что, к примеру, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составила около 10 млрд рублей. И если бы в конечном счете не граждане оплачивали риски авиаперевозчиков из своих карманов.

Представляется, что решение все-таки лежит в плоскости создания Резервного фонда объединения авиаперевозчиков. Российское законодательство уже располагает примером аналогичного регулирования в смежной отрасли — закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил правовой статус Резервного фонда объединения туроператоров как механизм финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам.

Поиск системного законодательного решения может идти и в разрезе введения специальных норм уголовной ответственности руководителей компаний-авиаперевозчиков, по аналогии с ответственностью застройщиков, работающих с гражданами по договорам долевого участия. Закрепление повышенной ответственности в сфере авиаперевозок вполне адекватно ожиданиям россиян.

Однако необходимо обратить серьезное внимание и на качество работы органов исполнительной власти, регулирующих авиаперевозки. Без жесткого контроля исполнения законодательства, риск-анализа рынка, прогнозирования развития конкретных перевозчиков новая юридическая конструкция точно «не полетит».

Автор — член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Коллегии адвокатов «Кирьянов и партнеры», кандидат юридических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир