20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье, что в Северной Осетиии, сошел ледник Колка. За несколько минут он накрыл более сотни человек. В их числе была и съемочная группа Сергея Бодрова – младшего. На Кавказе он снимал картину «Связной». По сей день все, находившиеся в Кармадоне, числятся без вести пропавшими.
В гибель родных и близких семьям и друзьям поверить трудно. И для меня Сергей жив, и фильмы его живы. Он с нами. Сейчас хотелось бы помочь инициативной группе, занимающейся проектом «Брат Данила», сделать правильное дело, поставить памятник Сергею Бодрову.
Ко мне обратились ребята с этой идеей, и мы с коллегами подключились к ее воплощению. Встречались со скульптором Андреем Клыковым, я привозил ему элементы костюма Сергея. Потом не раз наблюдал над тем, как идет работа. И когда она завершилась, считаю, что Андрею всё удалось. Это — Сергей.
Почему вдруг появляются такие люди, как Сергей Бодров, — вещь необъяснимая. Когда мы с режиссером Алексеем Балабановым собирались делать фильм «Брат», думали, что работаем просто над хорошей картиной. И когда она вышла, даже не сразу поняли, что у нас получилось. Только на второй месяц существования «Брата» оказалось, что мы сделали что-то нужное для страны. Признаюсь, мы не ожидали такой зрительской любви.
После выхода «Брата» ко мне много раз обращались и говорили: «А сделайте нам такой же фильм». — Какой «такой же»?» — «Ну, культовый». Они не понимали, что успех не просчитаешь. Надо просто делать хорошее кино максимально честно. Ну а когда сделал, оно уже тебе не принадлежит. И иногда оказывается, что ты сделал нечто очень важное и любимое практически всеми. Это — большое счастье.
«Брат-2» был задуман практически сразу, еще когда шла работа над «Братом». В финале первой картины герой Бодрова Данила Багров на попутке едет из Питера в Москву. Осталась интрига, что герой будет делать в столице. И мы посчитали правильным ответить себе и людям на этот вопрос. Решили, что в Москве Данила не задержится, он должен поехать в Америку. Так что мы сразу хотели такого продолжения. И сделали его. Второй фильм был сложнее в два раза и намного дороже. Но это не имеет отношения к делу. Нам было интересно продолжить путь Данилы Багрова — в фильме «Брат» он не закончил начатое.
Мне трудно говорить о том, что произошло в Кармадоне. Давайте не про это, давайте про жизнь. Алексей Балабанов и Сергей Бодров, создав такого героя, как Данила Багров, дали людям то, в чем они очень сильно нуждались, — ощущение собственного достоинства. Россия нуждалась в нем и 100, и 200 лет назад, нуждается и сейчас. Может быть, это самый главный витамин, который нам необходим.
Именно Данила Багров в исполнении Сергея демонстрировал чувство собственного достоинства в каждом жесте, слове, поступке. Он показывал, что можно отвечать за себя, можно заслонить собой других, стоять, что называется, ровно и не поддаваться никаким внешним обстоятельствам.
Деньги на памятник собираем всем миром, это очень важно, чтобы никто не подумал, будто кто-то сверху решил установить и тем более профинансировать памятник. Родные Сергея отнеслись к этому начинанию с пониманием и благодарностью. Это ведь действительно народная история, и действительно народный герой.
Более того, хорошо, что идея поставить памятник кумиру поколения осталась народной, и мое участие в ее реализации такое же, как и у всех поклонников Сергея. На памятник необходимо 2,5 млн руб. Было бы правильно, если бы 2,5 млн человек собрали на памятник по рублю. А еще лучше, чтобы 25 млн по 10 копеек дали бы на такое дело. Чтобы все, для кого это важно, приняли участие в народном финансировании проекта «Брат Данила».
Если народ не соберет деньги, значит, и не надо ставить памятник. Потому что вполне разумно существует норма, по которой в течение десяти лет после смерти человека нельзя ставить ему памятники и называть его именем улицы.
Знаете, как можно оскорбить память хорошего человека? Тут же после смерти поставить ему памятник. И вот прошло немного времени, стоит он, а мимо проходят люди и задаются вопросом: «Кто это?» Не узнают. Такое тоже бывает. Для увековечивания памяти должно пройти время…
Автор — председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции