Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Первый тур выборов президента в Румынии проведут повторно при отмене КС его итогов
Мир
Экс-глава МИД Украины заявил о неспособности Киева победить в конфликте
Мир
Меркель призвала дождаться подходящего момента для переговоров по Украине
Общество
Синоптик спрогнозировал теплый декабрь в Москве
Здоровье
Эндокринолог рассказала о влиянии гормонов на набор веса
Экономика
Экономист оценил намерение Молдавии не погашать долг перед «Газпромом»
Мир
К зданию парламента в Тбилиси на фоне митинга стянуты силы спецназа
Армия
ВС РФ уничтожили беспилотник Grey Widow ВСУ в Запорожской области
Мир
В раде после увольнения командующего ВСУ Павлюка призвали к отставке Сырского
Армия
ВС РФ за неделю освободили четыре населенных пункта в ДНР и Харьковской области
Мир
МИД Тайваня заявил об извлечении ценных уроков из украинского конфликта
Мир
Президент Палестины получил приглашение от РФ посетить празднование Дня Победы
Мир
Страны Балтии отсоединятся от российской энергосистемы 8 февраля
Здоровье
Врач рассказал об опасности ротавируса
Авто
Chery полностью обновит модельный ряд в 2025 году
Мир
Зеленский сменил командующего сухопутными войсками ВСУ
Общество
Невролог рассказал об опасности горячих источников
Интернет и технологии
Российские авиакомпании сообщили о проблемах с оформлением билетов

«Прометей» осветил фестиваль РНО

Михаил Плетнев и Люка Дебарг представили редко исполняемую симфоническую поэму Александра Скрябина
0
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российский национальный оркестр открыл свой традиционный Большой фестиваль. В программе вечера соединились произведения, на первый взгляд не имеющие ничего общего: сюита из «Арлезианки» Жоржа Бизе, два сочинения Мориса Равеля и «Прометей» Александра Скрябина. Но художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев сумел объединить эту пеструю подборку единой драматургией.

Концерт начался с сюиты из музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Начальная тема шедевра Бизе знакома каждому меломану, да и вообще «Арлезианка» не страдает от недостатка внимания дирижеров. Но интересный нюанс  —  Плетнев представил новый порядок частей, собрав номера из обеих сюит: из первой, составленной самим композитором, он взял Увертюру, Адажиетто и Менуэт, из второй — Пастораль и Фарандолу.

Следом прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (1931). И здесь на первый план вышел уже не коллектив Плетнева, а любимец московской публики Люка Дебарг, ставший мировой звездой после XV конкурса им. П.И. Чайковского. Еще год назад вокруг Дебарга был нездоровый ажиотаж, и после каждого его выступления меломаны ожесточенно спорили: действительно ли он гений или же это массовое помутнение рассудка?

Сегодня страсти уже не кипят. Дебарг — больше не чудо заморское, а просто очень хороший музыкант. Впрочем, преданные поклонники по-прежнему не пропускают ни одного выступления француза. Вот и после виртуозного исполнения концерта Равеля пианиста засыпали букетами. Ему, однако, куда важнее было одобрение старшего коллеги — едва встав из-за инструмента, Люка подходил к Михаилу Васильевичу и явно интересовался оценкой, как студент у профессора. 

Еще одно произведение Равеля — Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя» (1912) — открыло второе отделение. Как и фортепианный концерт, «Дафнис и Хлоя» нередко фигурирует в концертных программах, но в отличие от «Арлезианки» это уже более «рафинированная» музыка. А под занавес Плетнев представил редко исполняемый и потому долгожданный опус: «Прометей» Александра Скрябина, грандиозную симфоническую поэму с участием хора, органа и фортепиано. Мало того что «Прометей» сложен для восприятия — привычной тональности и традиционных мелодий там нет, так еще и необходимость гигантского состава исполнителей и множества репетиций отпугивают от этого шедевра дирижеров и руководителей концертных организаций.

Плетнев и филармония не испугались. РНО в очередной раз подтвердил, что ему по силам задача любой сложности, а солировавший на фортепиано Дебарг продемонстрировал столь уместную в Скрябине юношескую экспрессию и французскую изысканность.

Для полного триумфа не хватило одной составляющей: световой. Как известно, у Скрябина в партитуре есть отдельная строчка Luce («Свет») с указанием цветов, которые должны возникать в определенные моменты музыки. В 1911 году воплотить в жизнь это было непросто, поэтому на премьере «Прометей» прозвучал без светового контрапункта. Что мешало сделать проекцию в 2017 году — остается загадкой.

Но и без света космическая кульминация «Поэмы огня» получилась ослепительной и подчеркнула драматургию вечера. От унисонной темы «Арлезианки» до многомерной полифонии «Прометея», от обаятельной простоты Бизе до бесконечной сложности Скрябина Михаил Плетнев провел музыкантов и зрителей с присущей ему мудростью.

Читайте также
Прямой эфир