В «Сколково» планируется строительство Московского международного медицинского кластера (МММК), в который будут привлечены десятки ведущих клиник и исследовательских лабораторий, причем не только из привычных нам Европы и США, но и из других стран с высоким уровнем развития здравоохранения, например Южной Кореи. Будут созданы беспрецедентные и эксклюзивные условия для работы иностранных специалистов, предоставлены возможности использования препаратов и оборудования, в том числе незарегистрированных в России. Реализовать это позволят правовые преференции — отдельный закон № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере».
На первый взгляд проект интересный, учитывая, что в российский сектор медицины нужно привлекать инновационные мировые технологии, осуществлять обмен практиками. Но тем не менее он вызывает много вопросов.
Медицинские технологии и квалификация зарубежных врачей, бесспорно, находятся на высоком уровне и достойны уважения. Однако в России в большинстве случаев уже используются мировые технологии, есть профессионалы, не уступающие по уровню компетенций своим зарубежным коллегам. Несмотря на это, платежеспособные россияне — часто под влиянием рекламы и привычного мышления «все иностранное лучше» — продолжают отдавать предпочтение зарубежным клиникам.
По данным Российской ассоциации медицинского туризма, в 2015 году примерно 26 тыс. граждан нашей страны посетили Израиль с целью улучшить свое здоровье, более 30 тыс. человек уехали с этой же целью в Германию. Почему? Не в последнюю очередь из-за недостатка сервисной составляющей, особенно в государственных медучреждениях. Высокий уровень сервиса и внимание к пациенту — то, чем славятся западные клиники. И россияне готовы за это платить. В данном контексте инициатива создания МММК в «Сколково» интересна, так как это позволит определенной категории пациентов получать внутри страны медицинские услуги, за которыми многие уезжают за границу, притом что практически все частные клиники в России уже сегодня могут предоставить аналогичный уровень сервиса.
Но насколько велика категория потребителей, которую можно отнести к платежеспособной?
Платное лечение в России может себе позволить ограниченное число пациентов. Очевидно, что по тарифам ОМС услуги в МММК оказываться не будут, поэтому массового спроса вряд ли стоит ожидать. Лечение будет доступно людям с высоким доходом, поскольку гонорары иностранных специалистов довольно высоки. Предполагается, что на базе кластера страховыми компаниями будут реализованы программы ДМС. С большой долей вероятности такие полисы опять же будут иметь высокую стоимость, особенно если в них будет включена онкология.
Еще один вопрос связан с государственной поддержкой инициативы. Объем государственных инвестиций в кластер в «Сколково» составит около 9–10 млрд рублей. В то же время в системе Минздрава РФ уже работают государственные лечебные учреждения, которым необходимы модернизация и развитие. Среди них есть ведущие научные медучреждения мирового уровня. Как и кластер в «Сколково», эти объекты могли бы получить финансирование в рамках государственно-частного партнерства. После реновации качество и сервис этих учреждений сможет соответствовать уровню зарубежных клиник, и при этом необязательно строить новые здания. Тогда можно говорить об эффективном и разумном расходовании средств, управлении, а также о решении вопроса с медицинскими учреждениями страны, находящимися в аварийном состоянии, которых в России, согласно данным Росстата, насчитывается порядка 30%.
Неоднозначно выглядит эксклюзивное положение МММК с точки зрения правовых аспектов отдельного ФЗ-160. Во-первых, применение любых препаратов и технологий в стране должно быть контролируемо. Во-вторых, преференции для кластера в «Сколково» ставят в неравные условия российские лечебные учреждения, как государственные, так и частные, которые хотят привлечь иностранных специалистов, инвесторов, проводить апробацию новых препаратов и технологий.
Вопрос о роли кластера в развитии здравоохранения в масштабах страны остается открытым. Сейчас речь идет в основном о рынке Москвы и Московской области, где доступность качественных медицинских услуг сравнительно высока: помимо государственных и коммерческих медцентров, здесь действуют клиники страховых компаний, развиваются инновационные стартапы. Наиболее острую проблему российской медицины — дефицит качественной и доступной медпомощи в масштабах страны — сколковский кластер, конечно, не решает.
Для решения вопроса необходимо финансирование и развитие медицинской помощи в регионах по всей стране. Государство не будет главным инвестором. Объем поддержки здравоохранения в бюджете 2017 года уже сокращен на треть — до 362 млрд рублей. Однако государство может усовершенствовать законодательную базу государственно-частного партнерства в сфере медицины с учетом интересов инвесторов, предоставить им гарантии и тем самым простимулировать интерес к финансированию медицинских проектов и привлечению частного капитала. У медицинского рынка большой потенциал, для его ускоренного развития не хватает правовой ясности в сфере партнерского взаимодействия государства и частного сектора. Кажется, это повод для дальнейшего диалога и конструктивных действий.
Автор — управляющий директор проекта «ОнкоСтоп»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции