Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Лавина сошла на дорогу в центре Петропавловска-Камчатского
Общество
В Приморье полицейские предотвратили наркоторговлю на территории колонии
Общество
Прокуратура Кубани начала проверку после нападения собак на подростков
Армия
Минобороны показало эвакуацию трофейной техники ВСУ западного производства
Спорт
Нападающий клуба НХЛ «Филадельфия» Мичков набрал 50-е очко в текущем сезоне
Мир
В Париже пройдет суд против Жерара Депардье по делу о домогательствах
Спорт
Роналду не смог реализовать пенальти в матче 1/4 финала Лиги наций против Дании
Общество
В городе Артем задержан подозреваемый в стрельбе из автомата
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 24 марта
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Политика
В Госдуме предложили дать молодым родителям набор необходимого для новорожденных
Армия
Расчеты «Ланцетов» уничтожили танки Leopard ВСУ на красноармейском направлении
Мир
WSJ узнала о расширении Израилем операций в Газе ради давления на ХАМАС
Мир
Трамп выразил недовольство своим портретом в галерее портретов президентов США
Мир
Президент Алжира потребовал судебного преследования виновных в убийствах в Газе
Общество
Депутат назвал способ получить девять дней отдыха на майские праздники
Культура
Американский комик Конан О'Брайен получит премию имени Марка Твена

Обмен практиками

Управляющий директор проекта «ОнкоСтоп» Ксения Ловцова — о плюсах и минусах строительства Московского международного медицинского центра
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В «Сколково» планируется строительство Московского международного медицинского кластера (МММК), в который будут привлечены десятки ведущих клиник и исследовательских лабораторий, причем не только из привычных нам Европы и США, но и из других стран с высоким уровнем развития здравоохранения, например Южной Кореи. Будут созданы беспрецедентные и эксклюзивные условия для работы иностранных специалистов, предоставлены возможности использования препаратов и оборудования, в том числе незарегистрированных в России. Реализовать это позволят правовые преференции — отдельный закон № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере».

На первый взгляд проект интересный, учитывая, что в российский сектор медицины нужно привлекать инновационные мировые технологии, осуществлять обмен практиками. Но тем не менее он вызывает много вопросов.

Медицинские технологии и квалификация зарубежных врачей, бесспорно, находятся на высоком уровне и достойны уважения. Однако в России в большинстве случаев уже используются мировые технологии, есть профессионалы, не уступающие по уровню компетенций своим зарубежным коллегам. Несмотря на это, платежеспособные россияне — часто под влиянием рекламы и привычного мышления «все иностранное лучше» — продолжают отдавать предпочтение зарубежным клиникам.

По данным Российской ассоциации медицинского туризма, в 2015 году примерно 26 тыс. граждан нашей страны посетили Израиль с целью улучшить свое здоровье, более 30 тыс. человек уехали с этой же целью в Германию. Почему? Не в последнюю очередь из-за недостатка сервисной составляющей, особенно в государственных медучреждениях. Высокий уровень сервиса и внимание к пациенту — то, чем славятся западные клиники. И россияне готовы за это платить. В данном контексте инициатива создания МММК в «Сколково» интересна, так как это позволит определенной категории пациентов получать внутри страны медицинские услуги, за которыми многие уезжают за границу, притом что практически все частные клиники в России уже сегодня могут предоставить аналогичный уровень сервиса.

Но насколько велика категория потребителей, которую можно отнести к платежеспособной?

Платное лечение в России может себе позволить ограниченное число пациентов. Очевидно, что по тарифам ОМС услуги в МММК оказываться не будут, поэтому массового спроса вряд ли стоит ожидать. Лечение будет доступно людям с высоким доходом, поскольку гонорары иностранных специалистов довольно высоки. Предполагается, что на базе кластера страховыми компаниями будут реализованы программы ДМС. С большой долей вероятности такие полисы опять же будут иметь высокую стоимость, особенно если в них будет включена онкология.

Еще один вопрос связан с государственной поддержкой инициативы. Объем государственных инвестиций в кластер в «Сколково» составит около 9–10 млрд рублей. В то же время в системе Минздрава РФ уже работают государственные лечебные учреждения, которым необходимы модернизация и развитие. Среди них есть ведущие научные медучреждения мирового уровня. Как и кластер в «Сколково», эти объекты могли бы получить финансирование в рамках государственно-частного партнерства. После реновации качество и сервис этих учреждений сможет соответствовать уровню зарубежных клиник, и при этом необязательно строить новые здания. Тогда можно говорить об эффективном и разумном расходовании средств, управлении, а также о решении вопроса с медицинскими учреждениями страны, находящимися в аварийном состоянии, которых в России, согласно данным Росстата, насчитывается порядка 30%.

Неоднозначно выглядит эксклюзивное положение МММК с точки зрения правовых аспектов отдельного ФЗ-160. Во-первых, применение любых препаратов и технологий в стране должно быть контролируемо. Во-вторых, преференции для кластера в «Сколково» ставят в неравные условия российские лечебные учреждения, как государственные, так и частные, которые хотят привлечь иностранных специалистов, инвесторов, проводить апробацию новых препаратов и технологий.

Вопрос о роли кластера в развитии здравоохранения в масштабах страны остается открытым. Сейчас речь идет в основном о рынке Москвы и Московской области, где доступность качественных медицинских услуг сравнительно высока: помимо государственных и коммерческих медцентров, здесь действуют клиники страховых компаний, развиваются инновационные стартапы. Наиболее острую проблему российской медицины — дефицит качественной и доступной медпомощи в масштабах страны — сколковский кластер, конечно, не решает.

Для решения вопроса необходимо финансирование и развитие медицинской помощи в регионах по всей стране. Государство не будет главным инвестором. Объем поддержки здравоохранения в бюджете 2017 года уже сокращен на треть — до 362 млрд рублей. Однако государство может усовершенствовать законодательную базу государственно-частного партнерства в сфере медицины с учетом интересов инвесторов, предоставить им гарантии и тем самым простимулировать интерес к финансированию медицинских проектов и привлечению частного капитала. У медицинского рынка большой потенциал, для его ускоренного развития не хватает правовой ясности в сфере партнерского взаимодействия государства и частного сектора. Кажется, это повод для дальнейшего диалога и конструктивных действий.

Автор — управляющий директор проекта «ОнкоСтоп»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир