Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
В бюджет РФ поступили дополнительные доходы в 2,5 трлн рублей
Туризм
Турецкая Анталья приняла около 800 тыс. туристов за первые три месяца года
Политика
Путин на следующей неделе проведет заседание Совбеза РФ
Армия
ВС РФ уничтожили более 210 украинских военных и наемников на донецком направлении
Политика
В ГД назвали планы Киева переименовать Севастополь «воем нацистов»
Мир
Люди в балаклавах попытались прорваться в Киево-Печерскую лавру
Мир
В Венгрии опасаются возможной отправки Западом своих войск на Украину
Мир
Bloomberg указал на риск потери Украиной поддержки в ЕC из-за ситуации с зерном
Армия
ВС РФ поразили штурмовую группу ВСУ на бронемашинах у Торского в ДНР
Общество
Суд в Москве приостановил работу Англо-американской школы
Мир
Секретарь СНБО Украины Данилов предложил переименовать Севастополь
Происшествия
Граната взорвалась возле магазина в деревне Кашино в Подмосковье
Мир
Экономист предрек сотням банков США неплатежеспособность из-за роста ставок

«Гараж» рассказал о самодельных советских пластинках

Экспозиция «Музыка на костях» посвящена записям на рентгеновских снимках
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее современного искусства «Гараж» открылся проект, балансирующий между научным исследованием, художественной выставкой и исторической реконструкцией. Экспозиция «Музыка на костях» посвящена советскому феномену звукозаписи на рентгеновских снимках. Через призму этого явления кураторы рассматривают историю джаза в стране и, шире, негласное противостояние молодежной культуры и официальной идеологии.

Для молодых посетителей «Гаража» могут стать открытием те трудности, которые приходилось преодолевать их родителям, дедушкам и бабушкам, чтобы послушать актуальную музыку. Официально купить пластинки с чем-то отличным от официальной советской эстрады и классики было практически невозможно.

На помощь меломанам приходили умельцы, ловившие радиосигналы с западной музыкой, записывавшие трансляцию на магнитофон и затем тиражировавшие ее фрагменты на самодельных пластинках. Вместо виниловых дисков домашним рекордерам «скармливали» использованные рентгеновские снимки, которые добывали в больницах и поликлиниках. В итоге получались гибкие пластинки-синглы (записывали одну песню и только на одну сторону), которые потом толкали из-под полы.

Это явление получило остроумное название «музыка на костях». По-настоящему массовым оно никогда не было — скорее считалось уделом энтузиастов. И потому записей подобного плана сохранилось не так уж много. Конечно, они не представляют сегодня особой музыкальной ценности (качество кустарного производства было посредственным), но зато оказываются наглядным свидетельством изобретательности советских людей и летописью неофициальной музыкальной моды.

Впрочем, «Гараж» не был бы музеем современного искусства, если бы не предложил увидеть в бесконечно разнообразных изделиях из рентгеновских снимков нечто большее, чем просто исторические артефакты. Криво обрезанные пленки с изображениями туберкулезных легких, сломанных кистей рук и черепов, поверх которых прочерчены звуковые дорожки, выглядят причудливыми и пугающими арт-объектами.

Как будто вслед за Дэмиеном Херстом, многократно эксплуатировавшим образ черепа, а на самом деле — гораздо раньше британца советские бутлегеры, сами того не подозревая, создавали концептуальные произведения. Призраки болезней, пришедшие из мира, далекого от искусства, отправлялись в «танец» с граммофонной иглой под беззаботный джаз, становились символом свободомыслия и одновременно молодежной легкомысленности.

Еще выразительнее в визуальном плане — поврежденные пластинки, окрашенные разноцветными пятнами — результатами распада химических компонентов эмульсии. Увеличенные фотографии наиболее пострадавших со временем фрагментов заставляют вспомнить абстракции Герхарда Рихтера и ретро-портреты Сары Мун, эстетизирующей несовершенства пленки. В этом плане выставка — наглядный пример, как любое явление приобретает в музейном контексте новый смысл.

Вполне может сойти за работу художника-концептуалиста и центральный экспонат: реконструкция комнаты советского бутлегера. В тесном помещении развешаны уже готовые пластинки и еще дожидающиеся своей очереди снимки. На столе стоит рекордер, рядом примостились проигрыватель пластинок и радиоприемник Spinola. На шкафу, заполненном магнитофонными пленками — печатная машинка…

Буквально каждый сантиметр пространства занят каким-либо символическим артефактом, будь то сигареты «Прима», газета «Правда» или советские наручные часы. Поначалу кажется, что создатели проекта перестарались, но в итоге это воспринимается даже не как историческое свидетельство, а как художественная фантазия на тему, восхищающая самобытной эстетикой и вызывающая ностальгию по временам, когда все было настоящим, не цифровым. И искусство, и борьба, и жизнь.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир