Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Аргентине зафиксировали землетрясение магнитудой 5,1
Политика
Совбез заявил о подготовке мер против попыток Запада спровоцировать кризис в России
Мир
Власти США издали запрет на аренду нефтяных и газовых скважин в Нью-Мексико
Спорт
Главный тренер ПСЖ Гальтье сообщил об уходе из клуба
Мир
Минобороны Белоруссии сообщило о прибытии дополнительных ЗРК С-400 из России
Спорт
Матч чемпионата Франции по футболу остановили после нападения болельщика на игрока
Спорт
Легкоатлетка из Кении побила мировой рекорд в беге на 1,5 тыс. м
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание до 14 градусов в Москве 3 июня
Мир
Байден заявил о предотвращении экономического краха в США
Общество
Таксистам-физлицам запретят работать больше 12 часов в сутки с начала сентября
Мир
Оверчук заявил о прогрессе в разблокировке транспортных сетей Азербайджана и Армении
Спорт
ПСЖ объявил об уходе футболиста Серхио Рамоса

«Гараж» открыл летний сезон

Выставки Рэймонда Петтибона и художников из Конго ставят вопрос о китче в искусстве
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музей современного искусства «Гараж» открыл серию летних выставок. Основное пространство здания в парке Горького занято рисунками и акварелями Рэймонда Петтибона и работами народных художников Конго. Два проекта, контрастных и по стилю, и по идейному наполнению, объединяет поиск ответа на вопрос: где грань между китчем и высоким искусством?

«Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона — первая крупная ретроспектива американского художника в России. Около 400 экспонатов, большинство из которых — листы, прикрепленные булавками к стенам, представляют творчество Петтибона от ранних квазикомиксовых рисунков до поздних абстракций. Впрочем, даже нефигуративные произведения художник, как правило, дополняет строками текста, которые и становятся ключом к пониманию.

Участник панк-группы Black Flag, автор обложек альбомов Sonic Youth и Minutemen Петтибон вдохновлялся не столько изобразительным искусством, сколько музыкой и литературой. От панка он позаимствовал хулиганский дух своих графических работ, от любимых книжек, бунтарских романов 1960-х, — тематику и многозначительность словесного образа (кстати, отдельные экземпляры из личной библиотеки Петтибона можно увидеть на выставке).

«Здесь не было записки? Нет», — написано внизу черно-белого изображения ног, болтающихся над землей (и мы понимаем, что это повешенный). «Мой отец называет меня выбрасывающимся человеком», — гласит подпись около портрета молодого человека, стоящего на уступе около окна дома. Как и его старший современник Рой Лихтенштейн, Петтибон выработал индивидуальную манеру, взяв за основу комиксовую эстетику, но заменив примитивную доступность на емкую метафоричность, зачастую не поддающуюся трактовке

И всё же зрителя не оставляет ощущение, что это не всерьез. Криминальные эпизоды и эротические мотивы, поданные в стилистике бульварного романа, выглядят чужеродно в традиционной галерее. Но еще более неожиданны для ценителей современного искусства — куда более искренние, но лишенные столь привычной для нас концептуальности работы художников из Африки. Экспозиция «Худпром Конго: живопись для народа» посвящена отражению в живописи непростой истории страны, весь XX век страдавшей от колонистов, сегрегации и диктатуры.

С обескураживающей наивностью художники изображают сюжеты собственной жизни («Жизнь мастера Симса» кисти Симса), природу, городские сценки, мечты о светлом технологическом будущем (судя по этим работам, в XXII веке в стране только появятся многоуровневые развязки и пробки на дорогах). Отдельный сюжет — воспевание Патриса Лумумбы, борца за независимость Конго. На двухмерных, лишенных перспективы картинах, зачастую написанных не на профессиональных холстах, а на мешках из-под зерна, Лумумба предстает победителем и мучеником, героем без страха и упрека.

Посетителю как будто предлагают отказаться от снобизма и вспомнить, что впечатление могут производить не только философские поиски и эстетические эксперименты, но и непосредственное выражение наболевшего языком красок, пусть даже за этим не стоит большой художественной традиции. И это еще один повод задуматься о том, что отличает элитарное искусство от массового продукта, а высокий стиль — от низкого. Новые экспозиции «Гаража» призваны разрушить наши стереотипы и помочь оценить любое творчество.

 

Прямой эфир