Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Мир
Politico узнала о выделении Байденом военной помощи Гаити на $60 млн
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Путин и патриарх Кирилл обменялись пасхальными подарками
Происшествия
В Курской области уничтожили девять украинских беспилотников
Армия
Рота под командованием младшего лейтенанта Киприна сорвала атаку ВСУ
Мир
СМИ узнали о соглашении ХАМАС освободить 33 заложника для прекращения огня
Мир
В Верховной раде допустили вероятность запроса Украиной отправки европейских войск
Общество
СК возбудил дело после повреждения мемориала «Погибшим солдатам» в Ленобласти
Мир
Потомки ветеранов Великой Отечественной войны провели в их память шествие в Нью-Йорке
Мир
В Аргентине свыше сотни людей вышли на акцию «Бессмертный полк»
Происшествия
МЧС сообщило о ликвидации пожара на складе в Симферополе площадью 1 тыс. кв. м
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Происшествия
Губернатор сообщил об обстреле ВСУ двух сел в Брянской области
Мир
Политолог назвал объявление Зеленского в розыск сигналом для других стран
Армия
«Народный фронт» доставил бойцам ВС РФ пасхальные куличи

«Гараж» открыл летний сезон

Выставки Рэймонда Петтибона и художников из Конго ставят вопрос о китче в искусстве
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музей современного искусства «Гараж» открыл серию летних выставок. Основное пространство здания в парке Горького занято рисунками и акварелями Рэймонда Петтибона и работами народных художников Конго. Два проекта, контрастных и по стилю, и по идейному наполнению, объединяет поиск ответа на вопрос: где грань между китчем и высоким искусством?

«Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона — первая крупная ретроспектива американского художника в России. Около 400 экспонатов, большинство из которых — листы, прикрепленные булавками к стенам, представляют творчество Петтибона от ранних квазикомиксовых рисунков до поздних абстракций. Впрочем, даже нефигуративные произведения художник, как правило, дополняет строками текста, которые и становятся ключом к пониманию.

Участник панк-группы Black Flag, автор обложек альбомов Sonic Youth и Minutemen Петтибон вдохновлялся не столько изобразительным искусством, сколько музыкой и литературой. От панка он позаимствовал хулиганский дух своих графических работ, от любимых книжек, бунтарских романов 1960-х, — тематику и многозначительность словесного образа (кстати, отдельные экземпляры из личной библиотеки Петтибона можно увидеть на выставке).

«Здесь не было записки? Нет», — написано внизу черно-белого изображения ног, болтающихся над землей (и мы понимаем, что это повешенный). «Мой отец называет меня выбрасывающимся человеком», — гласит подпись около портрета молодого человека, стоящего на уступе около окна дома. Как и его старший современник Рой Лихтенштейн, Петтибон выработал индивидуальную манеру, взяв за основу комиксовую эстетику, но заменив примитивную доступность на емкую метафоричность, зачастую не поддающуюся трактовке

И всё же зрителя не оставляет ощущение, что это не всерьез. Криминальные эпизоды и эротические мотивы, поданные в стилистике бульварного романа, выглядят чужеродно в традиционной галерее. Но еще более неожиданны для ценителей современного искусства — куда более искренние, но лишенные столь привычной для нас концептуальности работы художников из Африки. Экспозиция «Худпром Конго: живопись для народа» посвящена отражению в живописи непростой истории страны, весь XX век страдавшей от колонистов, сегрегации и диктатуры.

С обескураживающей наивностью художники изображают сюжеты собственной жизни («Жизнь мастера Симса» кисти Симса), природу, городские сценки, мечты о светлом технологическом будущем (судя по этим работам, в XXII веке в стране только появятся многоуровневые развязки и пробки на дорогах). Отдельный сюжет — воспевание Патриса Лумумбы, борца за независимость Конго. На двухмерных, лишенных перспективы картинах, зачастую написанных не на профессиональных холстах, а на мешках из-под зерна, Лумумба предстает победителем и мучеником, героем без страха и упрека.

Посетителю как будто предлагают отказаться от снобизма и вспомнить, что впечатление могут производить не только философские поиски и эстетические эксперименты, но и непосредственное выражение наболевшего языком красок, пусть даже за этим не стоит большой художественной традиции. И это еще один повод задуматься о том, что отличает элитарное искусство от массового продукта, а высокий стиль — от низкого. Новые экспозиции «Гаража» призваны разрушить наши стереотипы и помочь оценить любое творчество.

 

Прямой эфир