Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за грозы объявлен в столичном регионе на пятницу
Мир
Жителя ЛНР приговорили к 12 годам тюрьмы за госизмену
Мир
МИД пообещал ответ на высылку шести российских дипломатов из Черногории
Мир
Финляндия не будет признавать референдумы в Донбассе
Мир
Черногория объявила шестерых российских дипломатов персонами нон грата
Мир
Посольство Италии порекомендовало согражданам покинуть Россию
Мир
Болгария отказалась поставлять Киеву тяжелое вооружение
Экономика
ЦБ продлил ограничения на переводы за рубеж нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров
Мир
В Донецке появились билборды с благодарностью за победу «деду» Байдену
Мир
Диверсанты попытались подорвать ЛЭП на границе Херсонской области
Политика
Путин заявил о формировании нового мироустройства и разрушении однополярной гегемонии

Музей Москвы представил столичную мозаику

Экспозиция включает как хрестоматийные образцы, так и экспериментальные работы
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музей Москвы представил выставку, посвященную московской школе мозаики. Экспозиция, занявшая три зала, включает как хрестоматийные образцы этого искусства, так и экспериментальные работы. В общей сложности — более 70 экспонатов, в том числе элементы мозаичных панно, фотографии, видео, а также архивные материалы.

Мозаичные украшения давно стали важной составляющей облика столицы — цветной смальтой украшены стены научных институтов, станций метро. Достаточно вспомнить Московский дворец молодежи, здание кинотеатра «Октябрь» с мозаичным фризом, Дворец пионеров на Воробьевых горах. А основателем русской школы мозаики считается Михаил Васильевич Ломоносов.

— В свое время он привез из Италии образцы смальты и потом путем экспериментов сам стал варить цветное стекло, — рассказала куратор выставки Анны Маполис. — Более того, в то время, когда Ломоносов работал со смальтой, на родине мозаики в Венеции многие секреты ее производства были утрачены. И спустя почти полвека с того момента, как Ломоносов привез мозаику в нашу страну, итальянские мастера приезжали в Санкт-Петербург, чтобы обучиться заново своему же искусству.

Современные художники создают мозаичные полотна не только из традиционного цветного стекла смальты, но и из самоцветов. Также используют обычный камень, кирпич и даже кафель. Нередко и экспериментируют, оставляя большие части произведения незаполненными и используя в качестве художественного элемента интересную фактуру фона.

На выставке представлены работы московских художников разных поколений — Жанны Орловской, Алексея Жучкова, Феликса Бух, Карины Фазылбаевой, Александры Фоминой, Александра Царева, Ивана Шаховского, Бориса Неклюдова. Но в первую очередь столичная школа мозаики связана с именем Бориса Чернышева. Он оформлял здание кинотеатров «Волга» и «Первомайский». Впрочем, в экспозиции его произведений не так много...

В одном из залов музея рассказывается о панно, которые были утрачены. К сожалению, нередки примеры, когда, снося здания, градостроители не воспринимают мозаику как произведение искусства и не заботятся о ее сохранности.

— Мозаика не сохранилась при сносе гостиниц «Россия» и «Москва», это может произойти еще с рядом важных объектов, — сетует Анна Маполис. — А все из-за того, что мозаику не включают в охранные списки. Хотя технически сохранить мозаичное полотно возможно. Ведь это удивительный материал, который предполагает полное восстановление без утраты качества — не тускнеет, не выгорает.

Впрочем, есть и исключения. Например, 2000-метровая мозаика «Исцеление человека» на фасаде библиотеки Второго мединститута стала объектом культурного наследия регионального значения.

Также посетители выставки могут посетить «мастерскую художника-монументалиста» — отсек, в котором представлены этапы создания мозаики и необходимые рабочие материалы — эскизы, картоны, фрагменты в материале.

Выставка работает до 25 июня.

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир