- Статьи
- Экономика
- Капитальный контроль: вывоз из РФ более $100 тыс. потребует декларации о происхождении
Капитальный контроль: вывоз из РФ более $100 тыс. потребует декларации о происхождении
С начала сентября для вывоза за пределы страны наличных в объеме от суммы, сопоставимой со $100 тыс., гражданам придется подтвердить легальность источников этих денег, сообщил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Кроме того, для перемещения через границу золотых слитков массой 100 г и более понадобится оформить отдельное разрешение установленного образца. Каковы цели введения этих требований, какие риски государство стремится снизить, а также может ли введение этих мер повлиять на поведение частных инвесторов — в материале «Известий».
Повышение прозрачности
Очевидно, что инициатива направлена на повышение прозрачности финансовых потоков, сказал «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. Подобные шаги дают возможность учесть капитал, находящийся внутри страны, и частично стимулировать его использование в интересах российской экономики. Деньги, которые выводятся за рубеж, сейчас не являются приоритетом.
— В целом подход выглядит оправданным. При желании его можно было реализовать и раньше. Но и в текущих условиях он способен сыграть позитивную роль, в том числе с точки зрения поддержки механизмов финансирования экономического развития, — отметил депутат.
Подобный подход давно применяется во многих странах, заявил «Известиям» Андрей Жуковский, ведущий научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве РФ. Государственные структуры, отвечающие за таможенное администрирование, налоги и финансовое регулирование, стремятся выстроить ясные и предсказуемые правила игры.
— Установление лимита на уровне $100 тыс. представляется разумным и адекватным с учетом нынешней макроэкономической ситуации. При этом принципиально важно заранее и в доступной форме довести новые требования как до граждан страны, так и до иностранных гостей, — отметил он.
Практический опыт показывает, что прозрачные и понятные регламенты способствуют формированию благоприятной деловой среды и упрощают восприятие норм, связанных с перемещением капитала и драгоценных металлов через границу.
Если говорить о возможном влиянии таких решений на частных инвесторов, то ключевым фактором здесь может стать уровень сервисной поддержки, считает Андрей Жуковский. Высокая степень цифровизации и развитие онлайн-инструментов способны сыграть положительную роль.
— В частности, создание Федеральной таможенной службой удобной цифровой платформы с подробными разъяснениями законодательства и сложившейся практики его применения, доступной на основных мировых языках, могло бы повысить доверие со стороны инвесторов и представителей малого бизнеса, а также стимулировать их экономическую активность и интерес к работе в стране, — заявил эксперт.
Поведенческие сдвиги
Речь идет о мерах, ориентированных на усиление валютного надзора, подтвердил «Известиям» Владимир Еремкин, старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии.
— Сокращение возможностей для официальных трансграничных банковских переводов спровоцировало рост неформальных способов перемещения средств за пределы страны — через курьеров либо непосредственно самими владельцами наличности. Новые правила фактически перекрывают легальный вывоз значительных сумм средств, происхождение которых не было задекларировано, — подчеркнул он.
Золото в форме слитков, по его словам, представляет собой удобный и быстро реализуемый инструмент, который также может использоваться для транспортировки теневых денег за рубеж. Именно поэтому на операции с драгоценными металлами были распространены сопоставимые ограничения.
Судя по всему, регулятор зафиксировал нетипично высокий интерес к иностранной валюте в крупных номиналах, а также резкий рост продаж инвестиционного золота через банковские каналы — объемы, не соответствующие классическим стратегиям сбережений, заметил эксперт. Это и стало одним из триггеров для введения дополнительных барьеров.
— Ключевая задача, как представляется, заключается в укреплении фискальной дисциплины, — пояснил Владимир Еремкин. — Существенные наличные потоки через границу зачастую связаны с доходами, миновавшими банковскую систему, и с высокой долей вероятности не отраженными в налоговой базе.
На фоне санкционного давления и ограничений для официальных финансовых посредников неформальный вывоз валюты и золота превратился в один из механизмов утечки капитала, заметил он. Такой процесс усиливает давление на национальную валюту и снижает доступную ликвидность внутри страны.
В этой связи государство заинтересовано в сохранении контроля над движением средств и в предотвращении их использования для обхода внешних ограничений либо финансирования противоправной активности.
Если говорить о рисках, которые власти пытаются минимизировать, то они напрямую связаны с целями регулирования. В первую очередь это уход доходов из-под налогообложения, противодействие легализации средств сомнительного происхождения и предотвращение финансирования незаконных операций.
Отдельным блоком стоит риск, обусловленный неконтролируемым оттоком капитала, напомнил эксперт. Для частных инвесторов такие изменения могут повлечь за собой определенные поведенческие сдвиги. С одной стороны, возрастает административная нагрузка и усложняется легальный вывод капитала, что особенно чувствительно для тех, кто ранее использовал наличные формы перемещения средств для международной диверсификации.
— С другой — нельзя исключать рост интереса к обходным практикам, включая дробление сумм или обращение к неформальным каналам, — заявил эксперт. — Дополнительно вероятно усиление внимания к цифровым и безналичным инструментам трансграничных расчетов, в том числе к альтернативным финансовым технологиям.
Нововведении не повлияют на законную приграничную торговлю с государствами Евразийского экономического союза. Взаимодействие со всеми странами ЕАЭС обеспечено действующими механизмами безналичных расчетов, тогда как использование наличных средств в торговых операциях с нерезидентами само по себе противоречит требованиям валютного регулирования.
При этом власти пока не намерены вводить какие-либо дополнительные ограничения на трансграничное перемещение ценностей.
«Известия» направили запросы в Минэк, Минфин и ЦБ, но на момент публикации ответ получен не был.