- Статьи
- Экономика
- Капитальный рубеж: на Дальнем Востоке изменят налогообложение сверхприбыльных проектов
Капитальный рубеж: на Дальнем Востоке изменят налогообложение сверхприбыльных проектов
На территориях Арктики и Дальнего Востока в рамках общего режима льгот будут вводиться дополнительные налоги для инициатив, чья доходность превышает оговоренный предел, сообщил вице-премьер — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Какова основная цель введения налогообложения, а также как эти правила могут повлиять на инвестиционную привлекательность Дальнего Востока и Арктики, разбирались «Известия».
Уточнение требований
Единый преференциальный режим объединит все действующие на Дальнем Востоке и в Арктике механизмы (ТОР, СПВ, АЗРФ и КОРФ) и будет поддерживать только новые проекты, преимущественно в приоритетных отраслях. Статус резидента будут присваивать через цифровые сервисы Минфина и Минвостокразвития с учетом оценок федеральных отраслевых органов. Для инвесторов установлены минимальные вложения в 10 млн рублей, обязательный налоговый мониторинг и льготы на 10 лет, размер которых определяется рентабельностью проекта.
Основная задача нового подхода к налогообложению внутри единого преференциального режима — сформировать общие, прозрачные и универсальные условия для тех, кто вкладывается в развитие Дальнего Востока и Арктики, заявил «Известиям» Евгений Куницкий, член генерального совета «Деловой России». Для компаний, работающих в ТОР и АЗРФ, это означает гораздо более понятную систему: вместо набора разноплановых требований теперь действует единый порядок, а оформление статуса резидента переводят в одну цифровую среду, что сокращает бюрократические и временные затраты.
Кроме того, по его словам, такой формат делает правила более предсказуемыми для инвесторов и снижает вероятность разночтений между различными площадками. Предполагается, что унификация позволит ускорить запуск новых проектов и повысить общий уровень доверия к региональным механизмам поддержки.
— Есть как позитивные изменения, так и определенные риски. Из плюсов для нашего бизнеса — быстрый старт проектов, сохранение ключевых льгот, полученных ранее в статусе резидента. Среди рисков — контроль рентабельности и минимальные пороги. Пока не имеется определенной конкретной информации, сложно оценить риски и положительные стороны, связанные с объединением префрежимов. Ожидаем информацию от КРДВ, — сказал эксперт.
В регионах Дальнего Востока и Арктики, по его словам, уже действует значительное число инициатив, получающих поддержку через льготные режимы, что подтверждает практическую эффективность этих механизмов. По мере изменений число проектов, подпадающих под дополнительные налоговые условия, может увеличиваться. Однако упорядоченная система стимулов должна привлечь новые капитальные вложения и облегчить подготовку крупных инициатив в долгосрочной перспективе.
Привлечение инвесторов
Комплекс льгот и преференций создал на Дальнем Востоке благоприятные условия для бизнеса. Реализация государственных стратегий позволила добиться опережающего роста экономики и социальной сферы по сравнению с общероссийскими показателями: валовой региональный продукт увеличился более чем на 25%, а объем частных инвестиций достиг примерно 5,5 трлн рублей.
Обновленные правила призваны свести к минимуму количество ситуаций, когда участники проектов пользуются крупными послаблениями, но не демонстрируют сопоставимого вклада в экономику региона, сказала «Известиям» Ольга Позднякова, руководитель направления «Народный фронт. Аналитика». Механизм должен снизить вероятность получения льгот без реального результата и повысить ответственность компаний за заявленные обязательства.
Помимо этого, предполагается, что прозрачные критерии отбора помогут быстрее выявлять неэффективные инициативы и направлять поддержку тем, кто действительно формирует добавленную стоимость. В итоге система станет более защищенной от манипуляций и устойчивой с точки зрения долгосрочного развития территорий.
— Более справедливые условия могут привлечь инвесторов, заинтересованных в долгосрочных и устойчивых проектах, которые действительно способствуют развитию регионов. Важно, чтобы новые правила были сбалансированы и не создавали чрезмерных барьеров для инвестиций, — отметила она.
Льготные режимы традиционно рассматриваются как ключевой инструмент ускоренного развития отдельных зон: они дают резидентам заметные послабления по налогам, доступ к различным мерам поддержки и создают условия для роста промышленного выпуска, занятости и доходов местных жителей, заметил в беседе с «Известиями» старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Жуковский. На практике такие механизмы чаще всего запускают экономическое оживление в пределах одного муниципального образования, что подтверждает их эффективность в локальном масштабе.
При этом корректировка параметров льгот, уровня ставок и требований к результатам считается естественной частью развития системы, заявил Андрей Жуковский. Адаптация правил позволяет государству лучше соотносить размер предоставляемых преференций с реальными эффектами от проектов, снижая риски перекосов и нецелевого использования поддержки.
— Кроме того, постепенное обновление условий помогает повысить доверие со стороны бизнеса: инвесторы видят, что правила становятся более прозрачными и предсказуемыми, — подчеркнул он. — Это повышает вероятность прихода новых компаний и запуска крупных инициатив, особенно в тех регионах, где инфраструктура и климатические условия требуют дополнительных стимулов.
Рассматриваемые изменения, по его мнению, способны по-новому сбалансировать подход к поддержке наиболее прибыльных проектов и тем самым повлиять на общее восприятие регионов инвесторами. Инициативы, демонстрирующие высокую доходность или устойчивую сверхрентабельность, логично выводить в отдельную категорию для корректировки налоговой нагрузки, поскольку фискальная система выполняет не только бюджетную, но и важную социально-распределительную функцию: она помогает выравнивать уровни доходов и направлять средства на общественно значимые задачи.
Такая настройка правил может усилить доверие к регионам. В долгосрочной перспективе подобная модель способна укрепить экономическую устойчивость территорий и создать дополнительные стимулы для появления проектов, ориентированных как на прибыль, так и на вклад в развитие местных территорий.