Выгоден без ограничений: у зарубежных инвесторов растет интерес к Севморпути
Расширение добычи нефти и газа в Арктической зоне подстегивает интерес иностранных компаний к Северному морскому пути (СМП). На этом фоне зарубежные инвесторы готовы вкладываться в развитие арктических производственных проектов и портовой инфраструктуры, заявили «Известиям» в Минвостокразвития. В частности, совместное российско-эмиратское предприятие «Росатома» и DP World готовится инвестировать в строительство новой инфраструктуры для реализации евроазиатского транзита. При этом объем грузоперевозок сохраняется, несмотря на санкции и логистические сложности, на уровне свыше 30 млн т. О новых инвестициях и перспективах развития СМП — в материале «Известий».
Новые инвестиции в СМП
Среди зарубежных стран растет интерес к использованию СМП. Прежде всего это компании из Китая, Индии и других дружественных стран, закупающие российские энергоресурсы, добывающиеся в Арктическом регионе.
— Совокупный объем грузоперевозок по Северному морскому пути по состоянию на ноябрь 2025 года составляет 33,5 млн т. Интерес зарубежных стран (КНР, Индия и другие) к использованию СМП в качестве международного транспортного коридора растет. Кроме того, зарубежные инвесторы, грузовладельцы и потребители рассматривают возможность инвестиций в развитие арктических производственных проектов и проектов по развитию портовой инфраструктуры, — сообщили «Известиям» в Минвостокразвития.
В настоящее время созданы и действуют межправительственные российско-китайская и российско-индийская комиссии по совместному использованию СМП. Стороны проводят заседания и обмениваются бизнес-миссиями. Ключевой интерес к Севморпути обусловлен его протяженностью — он почти на 40% короче традиционного морского маршрута между Петербургом и Владивостоком через Суэцкий канал (14,2 км вместо 23,2 км), что значительно сокращает время дороги и топливные затраты — время в пути уменьшается на 15–20 дней (почти в два раза).
Северный морской путь — это судоходный маршрут, пролегающий по Северному Ледовитому океану вдоль арктического побережья России. Это самый короткий морской путь, соединяющий Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Кроме азиатских компаний, интерес к инвестированию проявляют арабские партнеры. В частности, ранее «Росатом» совместно с компанией DP World (Объединенные Арабские Эмираты) создал предприятие ООО «Международная контейнерная логистика», которое занимается развитием евроазиатской логистики и транзитных контейнерных перевозок по СМП. Цель — создать контейнерную линию и порты-хабы для транзита грузов по арктическому направлению. Для этого стороны работают над новым инвестиционным соглашением, пояснили в Минвостокразвития.
— Ведется подготовка инвестиционного решения, необходимого для перехода к этапу строительства инфраструктуры проекта. Одновременно уточняются параметры опорной инфраструктуры будущей контейнерной линии в части транспортно-логистических узлов и флота контейнеровозов, а также актуализируется потенциальный объем грузовой базы, — сообщили в ведомстве.
Объединенные Арабские Эмираты активно инвестируют в логистические проекты вообще и в проекты, связанные с Российской Федерацией в частности, напомнил «Известиям» замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. В этом они видят возможность для заработка.
— Намерение компаний ОАЭ инвестировать в СМП — это в первую очередь стремление максимально расширить логистические и торговые возможности страны. Как показали предыдущие кризисы на Ближнем Востоке, стандартные маршруты теряют былую устойчивость и необходимо иметь запасной нейтральный вариант, — заявил «Известиям» востоковед Леонид Цуканов.
Кроме того, СМП синхронизирован с китайским Арктическим шелковым путем (он же Северный шелковый путь), и таким образом Абу-Даби встраивается в глобальные логистические коридоры, добавил эксперт. Для сооружения инфраструктуры СМП привлекаются специалисты из других стран. Так, совместно с Белоруссией обсуждается строительство комплекса по перевалке грузов в Мурманской области. Оценочная мощность порта составит 25 млн т в год.
Интерес к вложению денег в СМП могут проявить любые частные компании, которые увидят в этом возможность для заработка, считает Александр Фролов. При этом в данном случае круг потенциальных инвесторов ограничивается дружественными странами, оговаривается эксперт. До тотальной санкционной волны в использовании СМП могли быть заинтересованы страны Евросоюза, рассуждает в разговоре с «Известиями» главный редактор аналитического журнала «Геоэнергетика. Инфо» Борис Марцинкевич.
Перспективы развития Севморпути
Несмотря на всю свою перспективность, морской маршрут сталкивается с рядом проблем, которые мешают стремительному наращиванию грузооборота. Из-за этого, в частности, итоговые цифры не соответствуют запланированным показателям. Так, в 2021 году Владимир Путин поставил задачу нарастить грузооборот на Севморпути до 80 млн т через три года. При этом в 2024-м, после волны санкций, грузопоток по СМП составил лишь 37,9 млн т.
В 2022 году правительство утвердило план развития Севморпути до 2035-го. Предполагалось, что к 2030-му грузооборот должен составить 150–190 млн т, а к 2035-му — 220–260 млн т. Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявлял, что замедление темпов роста перевозок связано с огромным санкционным давлением, что, по его словам, только подчеркивает важность развития этого направления. Впрочем, главным препятствием полноценного использования пути стало то, что из-за суровой погоды для большинства судов он открыт лишь в летне-осенний период.
«Росатом» разрабатывает модель круглогодичной навигации, которая предполагает использование дорогостоящих судов высокого ледового класса, дополнительно им будут помогать атомные ледоколы. Строительство подобных судов — дорогое и затратное по времени, однако именно это поможет резко увеличить грузопоток. В 2023-м глава Минвостокразвития Алексей Чекунков говорил, что для дальнейшего развития СМП в России не хватает ледоколов и собственных производственных мощностей, чтобы их построить. «Всё упирается в вопрос круглогодичной доступности Северного морского пути и интенсивности этой круглогодичной эксплуатации», — говорит Александр Фролов.
Серьезной доработки требует и другая инфраструктура, в том числе требуется увеличение аварийно-спасательного флота и числа опорных пунктов на морском пути, отмечает Борис Марцинкевич. Наличие подобной инфраструктуры может привлечь и клиентов, и инвесторов.
— Такое развитие возможно, если мы вернем грузооборот в наши великие сибирские реки. В таком случае появится дополнительная опорная точка и возможность грузооборота: не только газа и нефти, но и ряда других товаров, например угля, — полагает эксперт.
С другой стороны, потенциальный рост и привлекательность СМП в будущем основываются на расширении в Арктической зоне производства и добычи нефти, угля и сжижении природного газа. Кроме действующих месторождений, таких как «Приразломное», «Новый порт», и заводов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», есть планы по производству сжиженного природного газа и увеличению добычи нефти, напоминает Фролов.
— В Арктической зоне также реализуется и в 2026 году уже должен начать частично эксплуатироваться проект «Восток Ойл». Это крупнейший на планете проект в области добычи нефти. По планам «Роснефти» подразумевается довести добычу на нем до 100 млн т — это 20% от совокупного показателя в России, — считает эксперт.
Чем больше производство и добыча энергоресурсов, тем больше будет потенциальных клиентов для эксплуатации Северного морского пути, резюмировал эксперт.