В свете событий: Путин предложил Индонезии помощь в развитии атомной энергетики
Туристический поток между РФ и Индонезией увеличился с обеих сторон. Об этом Владимир Путин заявил во время переговоров с лидером республики Прабово Субианто, который прибыл в Москву с рабочим визитом. В ходе беседы было отмечено, что число российских туристов, посетивших Индонезию за первые девять месяцев 2025 года, выросло уже на 33%. Помимо гуманитарного трека, активно развивается и торговля: товарооборот увеличился на 17%. Однако поставки российской пшеницы сократились — этот вопрос лидеры условились обсудить подробнее в закрытой части встречи. Также Владимир Путин высоко оценил отношения Москвы и Джакарты в области военно-технического сотрудничества и предложил помощь в реализации проектов в сфере атомной энергетики. О том, что это могут быть за проект и когда президент России может посетить Индонезию с ответным визитом, — в материале «Известий».
Зачем президент Индонезии вновь приехал в Россию
Президент Индонезии Прабово Субианто приехал с рабочим визитом в Москву 10 декабря. Первым делом он направился в Кремль, чтобы лично увидеться с Владимиром Путиным. Примечательно, что лидеры встречаются достаточно часто — например, в июне на ПМЭФ-2025 в Константиновском дворце в Стрельне, куда индонезийский глава прибыл с официальным визитом. На это тогда обратили особое внимание, поскольку ради поездки в Санкт-Петербург Субианто отказался от участия в саммите «большой семерки», проходившем примерно в эти же даты в Канаде. Свой выбор он объяснил тем, что дал обещание приехать на российский форум раньше, чем получил приглашение от G7. Позднее главы государств встречались 3 сентября в Пекине на торжественных мероприятиях по случаю годовщины окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией.
Прабово Субианто хорошо знают в Кремле — он приезжал в Россию не только в статусе президента, но и будучи на посту министра обороны Индонезии. По словам экспертов, у лидеров хороший личный контакт. Об этом говорит и то, что Владимир Путин принял международный визит коллеги в череде своих зарубежных командировок: на прошлой неделе глава РФ вернулся из Индии, а впереди — поездка в Туркмению. На это обратил внимание и Прабово Субианто.
— Понимаю, насколько плотное у вас расписание. Хочу лично вас поблагодарить за то, что нашли возможность принять меня с визитом, несмотря на то что информацию о нем мы направили в достаточно короткие сроки, — отметил он на переговорах.
Прабово Субианто заявил о высокой интенсивности двусторонних контактов с Россией, отметив конструктивный диалог между странами: за последние несколько месяцев он принял в Джакарте несколько российских делегаций: как представителей госструктур, так и бизнеса. На этом фоне Субианто пригласил Путина с ответным визитом в Индонезию, если у президента РФ найдется время в 2026 или 2027 годах.
— Не только же в Индию вам летать, — пошутил президент Индонезии.
— С удовольствием, спасибо большое, — с улыбкой отреагировал российский лидер.
Пока же в Индонезию зачастили российские туристы. За первые девять месяцев 2025 года общее их количество уже выросло на 33%. Вообще поток увеличивается с обеих сторон. Этому способствуют прямые рейсы и льготы в визовом обслуживании, о чем лидерам удалось договориться на прошедших ранее переговорах.
Что осталось за закрытыми дверьми переговоров
Владимир Путин в начале встречи со своим индонезийским коллегой выразил ему слова сочувствия в связи с обрушившимся на страну наводнением. С конца ноября в регионе из-за ливней началось настоящее стихийное бедствие. По последним данным, жертвами удара стихии на индонезийском острове Суматра стали минимум 950 человек, еще около 400 числятся пропавшими без вести.
То, что Прабово прилетел в Россию на фоне ужасной трагедии масштабного наводнения, следует оценить очень высоко, так как он, с точки зрения индонезийской политической культуры демонстрирует верность своему слову и имиджу Индонезии как серьезного и надежного партнера для каждой страны, сказал эксперт центра АСЕАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Никита Куклин. При этом такая персональная дипломатия — уникальный стиль Прабово Субианто. Он, как политик старой школы, предпочитает лично быть в курсе всех событий, поэтому для него важны личные визиты.
Поэтому отношения с Владимиром Путиным для президента Прабово столь же значимы: Россия воспринимается как важное направление в рамках активной и независимой внешней политики Джакарты, отметил эксперт.
В центре внимания переговоров — вопросы дальнейшего развития российско-индонезийского стратегического партнерства, а также актуальная международная и региональная тематика. На широкую повестку встречи указывает масштаб делегации — к переговорам присоединились, в частности, глава МИДа Сергей Лавров, первый вице-премьер Денис Мантуров, министр сельского хозяйства Оксана Лут, замминистра обороны Василий Осьмаков и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Отношения РФ и Индонезии развиваются поступательно, товарооборот за девять месяцев года вырос на 17%, отметил Владимир Путин. В ходе открытой части встречи он добавил, что планирует обсудить с Прабово Субианто проблему снижения экспорта пшеницы на рынок республики. Тем более, в области промышленной кооперации у двух стран может быть много интересных проектов, в том числе — в сфере сельского хозяйства.
— У нас даже существует определенный профицит в пользу Индонезии в наших отношениях в сфере сельского хозяйства. Мы не в претензии. Мы готовы искать пути дальнейшего развития отношений в этом секторе, — заверил президент РФ.
Отдельно Владимир Путин высоко оценил отношения Москвы и Джакарты в области военно-сотрудничества (ВТС): Индонезия — традиционный партнер РФ на этом треке.
— Взаимоотношения между военными ведомствами, напрямую между военными ведомствами, развиваются и находятся на уровне хорошего профессионального взаимодействия. В наших вузах, военных вузах в том числе, постоянно проходят подготовку индонезийские специалисты, и мы готовы расширять это взаимодействие, — добавил российский лидер.
При этом сама по себе тема ВТС с Индонезией достаточно сложная — и не в последнюю очередь из-за большого количества спекуляций, предупреждают эксперты. Многое зависит от политической воли индонезийской стороны, поскольку до 2022 года Россия поставляла в республику широкую номенклатуру вооружений и боеприпасов. Однако теперь индонезийцы опасаются вторичных санкций.
— Был заморожен контракт на поставку российских истребителей Су-27. Говорили, что Джакарта отдала предпочтение французским «Рафалям» (истребителям Rafale. — «Известия»), однако, насколько мне известно, их они покупать не торопятся, — сказал «Известиям» младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Шатерников. — Я думаю, что при Прабово Субианто ВТС с Россией будет развиваться сильнее, чем при Джоко Видодо (предыдущем президенте Индонезии. — «Известия»). Прабово уделяет больше внимания национальным интересам Индонезии.
Например, именно благодаря его решению страна вступила в БРИКС. Субианто лично уже несколько раз посещал Россию и всячески демонстрирует, что готов сотрудничать с Москвой, в том числе и в военной сфере. Остается надеяться, что Москва, как минимум, возвращает былые позиции, добавил эксперт.
Перспективы дальнейшего сотрудничества остаются и в области энергетики, включая атомную генерацию. Так, Владимир Путин предложил индонезийской стороне активно привлекать российских специалистов. Более того, РФ — один из основных претендентов на возведение атомной электростанции в республике. «Росатом» предлагает построить на первом этапе малую плавучую АЭС, а на втором — станцию большой мощности.