Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Измеритель льда поможет добиться сверхчетких МРТ-снимков
Происшествия
Губернатор Волгоградской области Бочаров сообщил об атаке на регион
Общество
Эксперт сообщила о пяти шагах для спокойного проведения новогодних каникул
Мир
В Турции ожидаются сибирские морозы и снегопад
Общество
Соцфонд сообщил о досрочной выплате пенсий
Общество
Минтруд объяснил правила учета доходов и имущества для единого пособия с 2026 года
Мир
В Верховной раде 26 декабря пройдет заседание по подготовке выборов
Мир
Al Khaleej сообщила о тревоге Европы из-за желания диалога Макрона с Путиным
Мир
Госдеп США сообщил о переговорах Рубио с премьером Камбоджи по Таиланду
Общество
Юрист рассказал о порядке выселения Долиной из квартиры
Интернет и технологии
В 2025 году вырос спрос на российские проекты
Наука и техника
Медики допустили космонавта Федяева к полету на МКС на корабле SpaceX
Мир
Al Khaleej сообщила о «красной линии» Израиля в вопросе турецкого участия в Газе
Наука и техника
Космический аппарат ракеты «Союз-2.1а» вышел на орбиту
Мир
Вице-спикер парламента Черногории раскрыл сроки введения виз для россиян
Спорт
Тутберидзе рассказала о перспективах Петросян на Олимпиаде
Экономика
Золото назвали самым выгодным инвестактивом в 2025 году
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Британия добивается создания «западного альянса» с Евросоюзом для сдерживания доминирования Китая на мировом рынке стали. Этот подход поддерживают и США. Сталелитейная промышленность в принципе является одной из самых зарегулированных пошлинами в мире, но нынешнее противостояние может вывести ситуацию на новый уровень. О том, почему сталь становится причиной нового конфликта между крупнейшими экономиками мира, — в материале «Известий».

Поиск альтернатив

Китай еще в 2000-е годы стал глобальным лидером в сталелитейной отрасли. С тех пор он только наращивает свое превосходство. По прогнозам аналитиков, в 2025 году экспорт китайской стали составит от 115 до 120 млн т. Для сравнения, это больше, чем годовое производство стали в любой другой стране мира, кроме Индии. Двигателем этой экспансии стал фундаментальный внутренний дисбаланс: потребление стали внутри Китая достигло пика еще в 2020 году, после чего обвал гигантского рынка недвижимости лишил производителей главного источника спроса.

сталь
Фото: Global Look Press/Cfoto

Оказавшись перед лицом колоссальных избыточных мощностей, китайские сталелитейщики были вынуждены искать сбыт за рубежом. На этом пути они продемонстрировали немалую адаптивность. Китай активно перенаправляет свои экспортные потоки: развивающиеся рынки Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки становятся новыми точками роста. За первые семь месяцев года поставки в Саудовскую Аравию выросли на 24%, в Малайзию — на 14%, в Таиланд — на 13%. В то же время экспорт Китая основным торговым партнерам — Вьетнаму и Южной Корее, которые также ввели антидемпинговые меры, — за первые семь месяцев снизился на 20% и 10% соответственно, сообщила в конце августа поддерживаемая государством Китайская ассоциация железа и стали (CISA).

Чтобы обойти высокие пошлины на готовую продукцию, китайские компании резко нарастили экспорт полуфабрикатов, таких как стальная заготовка. Ее поставки выросли в три раза, а арматуры — на 77%. В то же время экспорт более сложного проката, например горячекатаного рулона, упал на 23%. Эта тактика, однако, имеет свою цену: хотя объемы бьют рекорды, стоимость экспорта в долларовом выражении даже снизилась.

сталь
Фото: Global Look Press/Cfoto

Логика производителей — «Лучше продать как можно больше сейчас». Но этот страх опоздать лишь подливает масла в огонь, провоцируя протекционистскую реакцию. Большинство стран мира, выплавляющих существенные объемы стали, включая и Россию, имеет те или иные меры поддержки собственного производителя, включая и пошлины.

Альянс Запада

Западные экономики находятся в тяжелой ситуации. В то, что пошлины, введенные США, могут справиться с китайским натиском в одиночку, никто особо не верит. Инициатива исходит от Великобритании, которая после Brexit оказалась в уязвимом положении: половина ее экспорта стали идет в ЕС, и новые 50-процентные пошлины со стороны Брюсселя грозят ей серьезными убытками.

Высокопоставленные чиновники ЕС заявляют, что у блока «нет другого выбора», кроме как защищать свою промышленность, предупредив, что Европа «в глубокой беде из-за этой проблемы избыточных мощностей». Тем не менее Евросоюз оставил дверь открытой для переговоров с Лондоном.

Евросоюз
Фото: Global Look Press/IMAGO/Ardan Fuessmann

Британцы предлагают выход — создание «западного стального альянса» вместе с Евросоюзом и, возможно, США. Идея, которая циркулировала «довольно долго», теперь выглядит «более привлекательной», как отмечают в Брюсселе. Целями альянса могут стать унификация тарифной политики против китайской стали, предоставление преференций для торговли сталью внутри самого альянса, что создаст защищенное рыночное пространство, и совместное давление на Китай для решения проблемы избыточных мощностей.

В игру вступили и США: торговый представитель Джеймисон Грир призвал к более тесной координации, заявляя, что «нынешние международные торговые правила неадекватны».

Кое-какие контуры будущего альянса частично видны уже сейчас: ЕС и Великобритания договорились унифицировать свои будущие углеродные налоги на импорт, что создает дополнительный нетарифный барьер для «грязной» стали (естественно, преимущественно китайского происхождения).

Распад системы

Происходящее — логичный этап продолжающейся фрагментации мира: сферы влияния появляются не только в политике, но и в экономике. Часто они совпадают, хотя и не всегда. В данный момент мы видим, как мировой рынок стали раскалывается. Запад формирует «закрытый клуб» с высокими барьерами. Китай, в свою очередь, всё активнее завоевывает рынки Глобального Юга, где торговые ограничения пока слабее. Это ведет к созданию параллельных, менее интегрированных рыночных экосистем.

инаугурация трампа

Вторая инаугурация Дональда Трампа в качестве 47-го президента США

Фото: Global Look Press/Fabrizio Bensch

Эскалация торговых войн в отрасли идет беспрерывно, и процесс начался задолго до второго президентского срока Дональда Трампа. В 2024 году против китайской стали было создано около 54 торговых барьеров — больше, чем за весь период с 2019 по 2023 год. Мексика уже представила план повышения тарифов. К тому же рекордный экспорт Китая в этом году гарантирует новую волну ограничений в следующем.

Стоит отметить, что даже внутри КНР рост экспорта полуфабрикатов вызывает озабоченность властей. Пекин хочет, чтобы промышленность создавала продукцию с более высокой добавленной стоимостью, и рассматривает повышение экспортных налогов, чтобы ограничить вывоз низкокачественного металла. Как заявил генеральный директор Baosteel Баоцзюнь Лю, компания «должна экспортировать», но делать это становится всё сложнее.

сталь
Фото: Global Look Press/Cfoto

Попытки Запада заблокировать растущую экспансию китайских сталелитейщиков — это не просто торговая стычка, какие периодически возникали в последние 20 лет. Это симптом более глубокого процесса деглобализации и регионализации экономики. Создание «западного альянса» — это защитная реакция на объективное экономическое превосходство китайской промышленности, с более низкой стоимостью рабочей силы, менее жестким регулированием (в том числе и экологическим), более продуманными цепочками поставок и превосходством «экономики масштаба». В ответ Китай будет вынужден еще глубже уходить на рынки развивающихся стран, укрепляя свои экономические и политические связи с ними.

Если западный проект реализуется, в чем, впрочем, есть сомнения, учитывая растущие противоречия между самими западными державами, последствия будут впечатляющими. Мир имеет все шансы превратиться в набор конкурирующих и слабо связанных между собой «стальных сфер влияния», где торговые потоки будут определяться не столько рыночной эффективностью, сколько политической целесообразностью и силой протекционистских барьеров.

Читайте также
Прямой эфир