Красно-белое движение: запуск онлайн-продаж вина возможен в 2026 году
Запуск онлайн-продаж вина в России вероятен в середине следующего года, сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Инициатива уже получила поддержку отраслевых ассоциаций и обсуждается на самом высоком уровне. В материале «Известий» эксперты и участники рынка оценивают технологическую и нормативную готовность страны, а также возможные экономические и социальные последствия нововведения.
Технологии готовы, но закон не позволяет
Вопрос о разрешении дистанционной торговли российским вином вновь оказался в центре внимания после обращения Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) к правительству. В письме (есть в распоряжении «Известий»), адресованном вице-премьеру Дмитрию Григоренко, содержится предложение о создании реестра доверенных площадок для онлайн-продажи вина, а также о внедрении системы биометрической идентификации для подтверждения возраста покупателей.
В последние годы Россия внедрила уникальные системы контроля за оборотом алкогольной продукции, такие как ЕГАИС, которая обеспечивает прослеживаемость товара от завода до розничной точки и блокирует продажу алкоголя в неразрешенное время. Применение этих технологий в онлайн-среде, по мнению АКИТ, позволит не только легализовать дистанционную продажу вина, но и защитить потребителей от контрафакта.
Президент АКИТ Артем Соколов отмечает, что вопрос открытия контролируемой торговли алкоголем в интернете поднимался неоднократно, однако до недавнего времени не существовало доказанных технологических решений по контролю за возрастом.
— В настоящий момент существующее регулирование не позволяет добросовестным участникам рынка вести такую деятельность. Сейчас в стране есть только полутеневой и теневой, криминальный рынок, где активно идут онлайн-продажи любой алкогольной продукции — с нарушением закона и риском отравлений покупателей, — подчеркивает он.
Соколов предлагает открыть онлайн-канал для российских виноделов, установив для торговых компаний критерии участия, включая лицензию и оборот не менее 1 млрд рублей. Для производителей предлагается не устанавливать дополнительных ограничений, кроме наличия соответствующей лицензии.
— Открытие онлайн-витрины для отечественных виноделов будет неоценимой поддержкой: онлайн-торговля не имеет границ и любая, даже очень небольшая винодельня, сможет предложить покупателям со всей страны сразу весь свой ассортимент. По оценке экспертов, инициатива позволит повысить выручку российских виноделов на 20%, что особенно актуально для малого и среднего бизнеса, — считает президент АКИТ.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко пока воздержались от комментариев. «Известия» также направили запросы в Минфин, Минпромторг, Минцифры и в ряд других ответственных ведомств.
Биометрия как инструмент контроля возраста
Вопрос подтверждения возраста покупателей при онлайн-продаже вина является ключевым для запуска проекта. Центр биометрических технологий сообщает, что сервис подтверждения возраста по биометрии уже реализован и планируется к внедрению в вендинговых аппаратах и на кассах самообслуживания в 2025 году. «Для применения биометрии при онлайн-продаже алкогольной продукции требуется сформировать нормативную рамку. На сегодняшний день онлайн-реализация алкогольной продукции не разрешена. Соответствующий запрет зафиксирован в 171-ФЗ. При этом технологических ограничений для внедрения сервиса подтверждения возраста в онлайне нет», — говорится в комментарии Центра.
Биометрическая идентификация может быть реализована на двух этапах: при оформлении заказа через приложение или сайт и при получении товара с помощью устройства курьера или терминала в пункте выдачи. Система не предусматривает передачу персональных данных сторонним организациям, а подтверждение возраста осуществляется исключительно в контуре государственной Единой биометрической системы.
Поддержка малых производителей и опасения по поводу контроля
Владельцы ведущих российских винодельческих компаний отмечают, что онлайн-продажи могут стать мощным стимулом для развития отрасли, особенно для малых и средних производителей. Борис Титов, владелец группы компаний «Абрау-Дюрсо», считает, что препятствий для онлайн-продаж вина два: моральное и техническое.
— Наш Минздрав исповедует теорию о том, что любой новый канал распространения спиртных напитков губит народонаселение. Второе — затруднение с подтверждением возраста покупателя. Никогда не понимал этого «препятствия». Продажа вина через Интернет изначально располагает всеми техническими возможностями для контроля, причем выше, чем в офлайне, — отмечает Титов.
Он предлагает простую схему: связать личность покупателя с Госуслугами, при заказе отправлять уникальный штрих-код, который курьер сканирует при доставке.
— Если покупку получил подросток, «прикрывшись» чужим штрих-кодом, то у контролеров в руках изначально будет вся доказательная база. Достаточно нескольких контрольных закупок, чтобы отбить охоту к таким действиям. Биометрия не нужна, это как раз слишком сложно и затратно, — уверен эксперт.
Председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств и глава КФХ «Семигорье» Геннадий Опарин подчеркивает, что сейчас проект блокируется на уровне сетевой торговли и крупных ритейлеров.
— Онлайн-торговля благотворно повлияет на развитие отечественного виноделия и виноградарства — это однозначно. Но закон должен распространяться только на российские вина. То есть они должны быть ограничены в торговле, никаких иностранцев там не должно быть в помине. Тогда да, от этого будет выгода. Иначе зарубежные марки однозначно вытеснят российскую продукцию, — считает Опарин.
Законодательные барьеры и позиция государства
Несмотря на технологическую готовность, основным препятствием для запуска онлайн-продаж вина остается прямой запрет, закрепленный в федеральном законодательстве. Директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России Георгий Багирян отмечает: «На сегодняшний день основным законодательным препятствием для запуска онлайн-продаж вина в России является прямой запрет на дистанционную реализацию алкогольной продукции. Это ограничение закреплено на уровне федерального законодательства и блокирует возможность даже пилотных запусков».
Эксперт подчеркивает, что необходимые технические инструменты уже существуют, и рынок при условии корректировки нормативной базы готов к запуску онлайн-продаж алкоголя, начиная с отечественных слабоалкогольных вин в пилотном режиме.
— Внедрение биометрии — реалистичная и уже начавшаяся практика, особенно в условиях цифровизации торговли. Здесь важно не только создать правовые механизмы, но и обеспечить доверие общества к сбору и использованию биометрических данных, — отмечает Багирян.
Президент Союза интернет-торговли Виталий Гаврилов обращает внимание на государственную политику по сокращению потребления алкоголя.
— В нашей стране принята концепция сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 года и дальнейшую перспективу. Эта концепция сформирована в интересах укрепления общественного здоровья, в том числе психического здоровья населения, и общественной безопасности», — поясняет он.
В свою очередь, директор Национального научного центра наркологии — филиала НМИЦ психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Минздрава России Татьяна Клименко подчеркивает, что вне зависимости от введенных мер контроля, окончательная ответственность ложится на доставщика или курьера, а его проконтролировать невозможно.
— Когда все страны мира ведут огромную работу по снижению уровня потребления алкоголя населением, в том числе за счет введения ограничений по месту и времени продажи, по возрасту покупателя, онлайн-заказ алкоголя с возможностью доставки расширяет его доступность: это неизбежно увеличит объемы потребления и продаж со всеми вытекающими последствиями. Велика вероятность роста домашнего насилия, роста «пьяных правонарушений». Рост потребления алкоголя будет связан не только с увеличением производства и продаж отечественных спиртных напитков, но и импортного товара, поскольку производство и продажа алкоголя это в первую очередь бизнес, а бизнес интернационален и космополитичен, — резюмирует эксперт.
Гендиректор винодельни «Фанагория» Петр Романишин отмечает, что основные препятствия связаны с контролем за соблюдением возрастных ограничений, сложностью отслеживания подлинности продукции и предотвращением контрафакта.
— Также есть вопрос с регулированием системы доставки вина потребителям. Эти проблемы требуют разработки новых нормативных актов и технологий, обеспечивающих безопасность и соблюдение всех норм. Пока эти проблемы не решены, — говорит Романишин.
Он подчеркивает, что внедрение биометрии потребует значительных ресурсов и времени для адаптации рынка и потребителей.
Сенатор, заслуженный работник торговли РФ Ольга Епифанова однако считает, что основной проблемой является наличие фальсификата продукции. Для эффективной борьбы с подделками при продаже через Интернет, по ее словам, следовало бы применять специальные цифровые метки и уникальные коды, которые позволяют проверить подлинность бутылки на любом этапе — от изготовления до получения покупателем. «Известия» направили запросы в РВБ, «Озон» и «Яндекс».