Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Региональные психиатрические больницы Латвии оказались под угрозой ликвидации — у государства больше нет денег на их содержание в прежнем количестве. Правительство намерено с октября закрыть такие больницы, а пациентов перевести на «домашний режим лечения». И врачи, и общество в шоке. Такой эксперимент уже проводили в 1990-х — с самыми плачевными последствиями, после чего пациентов вернули в стационары. Однако власти настаивают, что у государства сейчас есть более приоритетные траты, чем на здравоохранение. Рига намерена повышать военный бюджет, чтобы обеспечить «защиту от российской агрессии». Подробности — в материале «Известий».

«Психиатрия — не сфера для экспериментов»

Латвийский Минздрав решил объединить все государственные психиатрические клиники в одну структуру — Национальный центр психического здоровья. Формально на этот шаг министерство идет, чтобы «улучшить координацию, качество услуг и сократить расходы». Там недовольны фактом «раздробленности»: тем, что каждая психоневрологическая больница действует как отдельное юридическое лицо со своим руководством, администрацией, IT-системами и другими процессами, связанными с деятельностью учреждения. От этого, по мнению Минздрава, проистекают «различные качество и доступность услуг».

больница
Фото: Global Look Press/Felix Kästle

Хотя на самом деле разнице в качестве услуг есть куда более простое и естественное объяснение: в регионах крайне не хватает медицинских специалистов — выпускники латвийских медицинских вузов и колледжей предпочитают устраиваться на работу в Риге или вообще за границей. Особенно туго в провинции с младшим медперсоналом. Его представители трудятся там, как правило, не на одну ставку, и это понятно: работников мало, оклады невелики, вот медицинские сестры и их помощники и добирают на одну нормальную зарплату с помощью совмещений.

Но министр здравоохранения Хосам Абу Мери настаивает, что «раздробленность» психоневрологических лечебниц приводит к «недостаточной координации услуг здравоохранения», к «отсутствию единого управления потоком пациентов, что создает неравномерную загрузку между лечебными учреждениями» и ведет к «неэффективному использованию государственного финансирования — дублирующим функциям, различным системам закупок и вознаграждения». Поэтому, по мнению Абу Мери, необходим единый центр, который займется «сохранением, улучшением и восстановлением психического здоровья населения».

больница
Фото: Global Look Press/Pascal Deloche

Однако сами медики бьют тревогу: по их словам, речь по факту идет о сворачивании нормальной психиатрической помощи в регионах. В Латвийской Республике сейчас действуют семь психоневрологических учреждений — в столице Риге и региональных городах Даугавпилсе, Елгаве, Айнажи, Стренчи и Акнисте. «Это не просто больницы — в некоторых регионах они единственный крупный работодатель и центр психиатрической помощи. Их закрытие или перепрофилирование грозит не только увольнениями, но и крахом системы помощи психически больным», — отмечает депутат горсобрания Риги от оппозиционной партии «Суверенная власть» Инна Дьери.

Речь идет именно о закрытии психоневрологических клиник. «Судя по тому, что в предложениях Абу Мери фигурируют и «решения телемедицины, чтобы уменьшить географические барьеры», вскоре региональные лечебницы позакрывают», — беспокоится оппозиционный журналист Николай Кабанов, бывший депутат парламента. Он предрекает, что бывших пациентов региональных психоневрологических клиник сдадут на руки родственникам — предложив, если что, писать в мессенджер. Для этого уже даже разработана специальная информационная система под говорящим названием Tvaiks (в переводе «Пар»; кстати, самая известная в Латвии психиатрическая больница находится на улице Твайка в Риге).

коридор
Фото: Global Look Press/Felix Kästle

Предполагается, что в октябре в существующих учреждениях психпомощи пройдут собрания трудовых коллективов, где работникам будет объявлено об их судьбе. Затем, как информирует минздрав, они будут «перепрофилировать или закрывать неэффективные здания» и сокращать персонал — как обещают, в первую очередь, за счет IT-специалистов, бухгалтеров, администрации. Что касается собственно медиков, то им уже дали понять: в новой структуре на две ставки работать никому не позволят. Поэтому эксперты предрекают массовое перетекание нынешних фельдшеров и медсестер государственных психоневрологических клиник в частный медицинский сектор. Что же касается самих этих клиник, то их дальнейшая судьба, видимо, будет незавидна. «Можно предположить, что на переходный период региональные отделения еще будут функционировать — ну а потом превратятся в очередной объект для любителей «заброшек», — предрекает Кабанов.

«Вы что, с Твайки сбежали?»

Министр Хосам Абу Мери рьяно внушает, что лечить пациентов с психиатрическими заболеваниями можно и дистанционно. «Будто речь идет не о людях в остром состоянии, а о пациентах с температурой. Но психиатрия — не та сфера. Уже в октябре персоналу объявят, кто куда распределяется и кто сокращается. Больных же отправят домой, надеясь, что родственники справятся. А если не справятся? Реформа, как считают врачи, проводится без анализа, без статистики, без общественного обсуждения», — подчеркивает Дьери.

болезнь
Фото: Global Look Press/scully

Уже сейчас очереди на прием во все амбулаторные отделения Национального центра психического здоровья ощутимо растут. По словам главы центра Сандры Пуце, это связано с ростом числа первичных пациентов с невротическими расстройствами, нарушениями сна, тревожностью, депрессией и расстройствами пищевого поведения, людей, жалующихся на стрессы и «выгорание». Кроме того, стало больше пожилых пациентов с запущенными проблемами, которым сложно подобрать подходящее медучреждение и метод лечения.

Ждать своей очереди на первичный прием в центр психического здоровья нужно около двух месяцев. «Мы стараемся внедрять новые методы. Сейчас у нас есть дистанционная когнитивно-поведенческая терапия, которая для молодежи от 16 до 25 лет бесплатна. Ее можно пройти удаленно, особенно если приходится ждать приема. Но при острой ситуации нужно срочно идти в больницу, в приемное отделение», — сообщает Пуце. По ее словам, они намерены привлечь для обработки заявлений пациентов искусственный интеллект. При записи на прием пациент ответит на поставленные вопросы и ИИ, исходя из ответов, определит, насколько срочно страждущему нужно попасть к специалисту и нужен ли вообще психиатр — возможно, достаточно будет психологической помощи.

врач
Фото: Global Look Press

В соцсетях уже пишут, что и без пациентов «дурок» на улицах полно неуравновешенных личностей — тому способствуют экономический кризис, истерия госпропаганды на тему «российской угрозы» и деятельность националистов, усердно натравливающих латышей на русских. В стране высокий уровень самоубийств, что является ярким доказательством психического нездоровья общества. «Некоторые психически больные люди (не все, конечно) представляют непосредственную угрозу для любого жителя Латвии, кроме членов правительства — те по городу не ходят. Недавно видел картину: идет по улице женщина с огромным ножом и сама с собой разговаривает. Когда у нее окончательно переклинит и она пустит нож в дело?! Шизофрения — болезнь страшная и опасная для окружающих», — пишет в соцсети русскоязычный рижанин. «Так вот почему у нас столько чиновников и депутатов! Выпускаемых из дурки срочно трудоустраивают!» — саркастически отмечает другой житель страны. «А что, прекрасная мысль: разогнать больных по домам и лечить, как Кашпировский, на расстоянии», — невесело иронизирует третий.

Рига
Фото: Global Look Press/Victor Lisitsyn

Коллектив психоневрологической больницы «Гинтермуйжи» в Елгаве обратился к министерству с просьбой остановиться и провести независимую экспертизу. По словам врачей, речь идет не только о рабочих местах, но и о человеческих жизнях. Специалисты «Гинтермуйжи» считают, что «реформа» основана на неподходящем зарубежном опыте, который нельзя применить к латвийским условиям. «Реформа снизит конкуренцию и приведет к оттоку квалифицированных специалистов в частный сектор, ухудшив доступность услуг в государственном секторе. Поскольку у психиатров останется лишь один работодатель и они лишатся выбора места работы в государственных психиатрических учреждениях», — указывают в «Гинтермуйже».

О вероятности такого исхода событий корреспонденту «Известий» сообщил и фельдшер Айнар, работающий в психоневрологической больнице Даугавпилса. «Сейчас у нас ширится беспокойство — что будет с больницей и с нами самими? Конечно, в случае чего работу я найду — в Латвии везде спрос на медицинских работников, поскольку их очень мало. Но если мне запретят работать на нескольких ставках одновременно, я с государственной медициной постараюсь расстаться. Того же мнения придерживаются и мои коллеги. Вообще такое ощущение, что авторы этой реформы сами сбежали из заведения на улице Твайка», — сообщает Айнар.

Расстановка приоритетов

Специалисты отмечают, что «реформа» латвийской психиатрии запланирована в очень короткие сроки — до декабря текущего года. По их мнению, «такая поспешность может привести к неудачной реализации, неэффективному использованию бюджетных средств и потере доверия общества», что «в долгосрочной перспективе негативно скажется как на здоровье населения, так и на государственном бюджете». Представители отрасли призывают Минздрав пересмотреть план «реформы», обеспечить широкое ее общественное обсуждение и провести независимую экспертизу. Врачи напоминают, что в 1990-е в Латвии уже пытались «оптимизировать» психиатрическую систему и на улицах тогда появились люди в тяжелом состоянии, выпущенные на улицы. Потом их вернули стационары. «Сейчас новая волна «рационализации». И если кого-то лично это не касается — радуйтесь. Но будем осторожны: заболевание не выбирает, в какой семье случиться», — предостерегает Инна Дьери.

больница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Однако стремление правительства сэкономить на психиатрии вполне объяснимо. В феврале этого года кабмин Латвии утвердил решение об установлении минимального лимита военных расходов: в 2025 году он составит до 3,45% ВВП страны, в 2026-м — 4%, а с 2027 года — 5%. «Нужно увеличить финансирование обороны Латвии и срочно ввести дополнительные военные возможности», — потребовал глава Минобороны Андрис Спрудс. Он предупредил, что отныне всем другим министерствам придется пересмотреть свои расходы, а основными направлениями инвестиций станут средства ПВО, производство боеприпасов и развитие беспилотных технологий.

18 июня после встречи с президентом Латвии Эдгаром Ринкевичем премьер-министр Эвика Силиня заявила, что в следующем году расходы Латвии на оборону могут составить 4,35% от внутреннего валового продукта. Она отметила, что «правительство движется в направлении поставленной цели, чтобы обеспечить соответствие Латвии потенциалу НАТО и чтобы жители были в безопасности». В преддверии саммита НАТО в Гааге министр обороны Андрис Спрудс сегодня на встрече с журналистами заявил, что альянс «должен стать еще более мощным, а потому необходимо укреплять его потенциал».

армия
Фото: TASS/TOMS KALNINS

При этом одним из центральных пунктов саммита в Гааге, намеченного на 24–25 июня, станет дискуссия о возможности и необходимости повышения всеми членами альянса своих военных расходов до 5% ВВП. Не все члены НАТО хотят и готовы обеспечить подобный рост данной статьи расходов, но Латвия намерена подать им пример. «На саммите НАТО в Гааге важно добиться того, чтобы все союзники обязались существенно увеличить расходы на оборону, чтобы обеспечить выполнение целей по укреплению потенциала НАТО», — заявил на днях президент Латвии Эдгар Ринкевич, встречаясь с финским и эстонским коллегами.

При этом государство минувшей весной обнародовало план — оно намерено урезать свои расходы на €850 млн, чтобы направить высвободившиеся средства на усиление армии. Завязалась дискуссия о том, откуда именно можно «вынуть» эти деньги. «Надо уменьшать не общие расходы бюджета, а изыскать эти €850 млн во всех отраслях, за исключением разве что пенсий и обслуживания государственного долга. Каждое министерство и самоуправление должно найти у себя эти деньги — примерно 5% расходов, чтобы переместить их на нужды безопасности. Потому что без безопасности у нас не будет ни бизнеса, ни экономики. И это нужно осуществить не когда-то там в будущем, а прямо сейчас, создавая бюджет на 2026 год. Сейчас это можно сделать еще довольно легко, а вот если этого не сделать сейчас, то в будущем придется принимать более болезненные решения — например, повышать налоги», — посоветовал глава латвийской Конфедерации работодателей Андрис Бите.

армия
Фото: Global Look Press/Victor Lisitsyn

Сейчас правительство, для того чтобы откуда-то «выжать» эти €850 млн на армию, подвергло основательной ревизии все бюджетные структуры, стараясь снизить траты то там, то здесь. Под такую оптимизацию подпала и сфера государственной психиатрии. Однако русскоязычные жители Латвии указывают, что, ставя под удар региональные психиатрические клиники ради того, чтобы найти деньги на «оборону от России», власти не укрепляют безопасность своих граждан, а рискуют ею. Ведь если из стационаров окажутся выпущены на «дистанционное лечение» в том числе и буйные пациенты, то кто поручится, что они не станут нападать на людей улицах. «Люди с серьезными [психиатрическими] диагнозами опасны для себя и для окружающих. Получается, мы экономим на собственной безопасности, прикрываясь угрозой извне», — подчеркивает Инна Дьери.

Читайте также
Прямой эфир