Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВМФ России и ВМС Мьянмы начали совместные военные учения «Марумекс-2025»
Мир
США прекратили выпуск пенни из-за устаревания и дороговизны
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 13 ноября
Общество
Почти 7 тыс. транспортных компаний России оказались в стадии ликвидации или банкротства
Армия
Расчеты БПЛА сбросили листовки с призывом к сдаче ВСУ в плен
Мир
В МИД РФ сообщили об отказе итальянского издания публиковать интервью с Лавровым
Мир
Business Insider сообщил о передаче Украине технологии «стены дронов»
Общество
Ученые связали тревожные расстройства с низким уровнем холина в мозге
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили шесть БПЛА ВСУ над регионами России
Происшествия
Шесть человек пострадали в ДТП с автобусом в Амурской области
Мир
Во Франции сообщили об утверждении приостановки пенсионной реформы
Мир
Кабмин Великобритании потребовал отставки главы аппарата Стармера
Мир
Глава минобороны ФРГ Писториус напомнил об обещании немцев не вести войны
Армия
Гвардии лейтенант Куленков руководил штурмом опорника ВСУ
Мир
Россия намерена добиться соглашения о неприменении силы между Грузией и Абхазией
Мир
Трамп обвинил демократов в шатдауне и оценил его ущерб в $1,5 трлн
Происшествия
В Саратове произошел пожар в инфекционной больнице
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продажи автомобилей в феврале показали худший результат за последние два года. По мнению экспертов и дилеров, снижению спроса на машины способствовали дорогие автокредиты, высокие ставки по вкладам в банках, а также слухи о возможном возвращении в Россию ряда ушедших автобрендов. Позитивных тенденций на рынке новых автомобилей стоит ожидать не ранее второй половины года, полагают специалисты. Подробности — в материале «Известий».

Крутое пике

По итогам прошлого месяца в России было продано 78 040 новых легковых автомобилей, что на 24,9% меньше, чем в феврале 2024 года. Об этом сообщает аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС. Показатели последнего зимнего месяца стали худшими с марта 2023 года, при этом впервые с апреля позапрошлого года авторынок показал отрицательную динамику, отметили в агентстве.

«Когда мы получили эти результаты, мы сначала не поверили цифрам, решив, что где-то произошла какая-то ошибка в расчетах. Всё еще раз перепроверили и пришли к выводу, что никакой ошибки, к сожалению, нет», — рассказал в ходе онлайн-эфира «Автостат Оперативка» генеральный директор агентства Сергей Целиков.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Еще одним неприятным сюрпризом февраля стала отрицательная динамика продаж новых машин по сравнению с январем, отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, в соотношении «февраль к январю» продажи автомобилей снизились на 12%. При этом, согласно многолетним наблюдениям, по сравнению с первым месяцем года февраль обычно показывал «плюс», подчеркнул он.

«Январь с длинными новогодними каникулами всегда демонстрировал низкие объемы продаж. Февраль хотя тоже не является прорывным месяцем, всё же был лучше по количеству проданных автомобилей. Нынешний год стал исключением», — констатировал он.

В «Автостате» называют два ключевых фактора, которые привели к резкому сокращению количества проданных в феврале автомобилей. Одним из них, по словам Сергея Целикова, является высокая ключевая ставка. Во-первых, она делает автокредиты слишком дорогими. В результате, по данным агентства, в феврале в количественном выражении число выданных ссуд на приобретение новой машины сократилось на 31%, а в денежном — на 46%.

«Помимо дороговизны автокредитов высокая ключевая ставка делает более привлекательными вклады на депозитах. Это также не способствует спросу на машины: люди предпочитают держать деньги в банках под высокие проценты, а не тратить их на покупку автомобиля», — отметил он.

машины
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Второй причиной пике, в которое попал авторынок, эксперт считает информационный фон, связанный с возможным возвращением в нашу страну ушедших автобрендов.

«Таким образом, на рынке появились своего рода «ждуны». Одни ждут, пока не снизится ключевая ставка, другие рассчитывают на возвращение «привычных» автомобильных марок. И то и другое ожидание негативно сказывается на самом рынке», — отметил Сергей Целиков.

Ушли в минус

Лидерство на авторынке в феврале сохранил АвтоВАЗ, продав 24 573 автомобиля Lada (–14,3% к прошлому февралю). Примечательно, что за прошлый месяц ни один другой автопроизводитель не преодолел отметку в 10 тыс. машин. Так, расположившийся на втором месте Haval ухудшил свои показатели сразу на 20,1%, продав всего 9570 авто. Третья позиция у Chery (8389 экз., –15,5%), четвертая — у Geely (5101 машина, сразу −58,4%).

Далее следуют Changan с результатом 4424 проданные машины (–26,2%) и Omoda, реализовавшая в феврале 2040 авто (–34,7%). Увеличили продажи по сравнению с февралем прошлого года (прежде всего на «низкой базе») бренды Belgee (седьмое место, 2001 машина, +92%), Jetour (восьмая позиция, 1770 штук, +22,5%), Jaeсoo (девятая строчка, 1627 машин, +39,8%). Замыкает топ-10 марка Exeed, автомобили которой разошлись тиражом 1442 штуки (–57,8%).

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Lada Granta осталась лидером в «личном зачете» — 9513 машин, что на 27,2% меньше, чем год назад. Следом за ней идет Lada Vesta, продажи которой в феврале увеличились на 14%, до 8169 экземпляров. Китайский кроссовер Haval Jolion сохранил звание самой популярной иномарки (3770 экз.), но за счет того, что в начале года эта модель «вылетела» из госпрограммы льготного автокредитования, ее продажи по сравнению с прошлым февралем рухнули на четверть.

Далее следуют Chery Tiggo 7 Pro Max (3652 единицы, –2,9%), следом за этой моделью идут две «Нивы»: Travel (2771 машина, –33,6%) и Legend (2095 единиц, –49,4%). Также в десятку бестселлеров попали Chery Tiggo 4 Pro (2086 штук, −24,6%), Changan Uni-S/CS55 Plus (2075, −0,5%). Девятое место у Lada Largus, которая с результатом 1971 машина впервые попала в «десятку» после возобновления производства в прошлом году. Замыкает топ-10 Geely Monjaro (1912 авто, −60,4%).

«Цементирование» рынка

По мнению заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, одна из причин февральского падения продаж — ожидание уменьшения цен на машины со стороны покупателей на фоне снижения курса евро и доллара по отношению к рублю. Однако рассчитывать на то, что из-за этого автомобили станут дешевле, не стоит, убежден он.

— Этого точно не произойдет в силу того, что рост ставки утильсбора отработан в закупочных ценах от дистрибьюторов лишь наполовину, — заявил он «Известиям».

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Другая причина падения спроса, по мнению Тюктеева, — это ряд политических новостей, на основании которых клиенты делают выводы о частичном либо полном возвращении на наш рынок ряда автопроизводителей. При этом покупатели рассчитывают на возврат к ценам уровня 2022 года, отмечает он.

— Эти предположения и ожидания еще более ошибочны и имеют ничтожную вероятность. Утильсбор многократно ушел в рост, курс того же евро был на четверть ниже в 2022 году, ряд покинувших нас автопроизводителей, которые в прошлом имели в нашей стране линии сборки машин, потеряли свои субсидии от государства, нет совместных предприятий, — подчеркнул Ренат Тюктеев.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По его мнению, всё это говорит о том, что нынешняя пауза с покупкой машин, а также настроения и ожидания покупателей не подтверждаются экономическими предпосылками. Не вселяет оптимизма и высокая ключевая ставка, замораживающая кредиты. Все эти факторы в совокупности «цементируют» интерес к покупке автомобиля, констатирует замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон».

Доживем до лета

По данным «Автостата», в феврале на долю автомобилей, выпущенных в 2025 году, пришлось всего 8% проданных машин. При этом 88% — это модели 2024 года выпуска, а оставшиеся 4% — авто, произведенные еще в 2023 году. Запаса автомобилей на складах хватит как минимум до лета, полагает Сергей Целиков. На фоне затоваривания стоков производители уже изменили свои планы по ввозу новых машин в нашу страну: в феврале импорт авто без пробега рухнул на 73%, отметил Сергей Удалов.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Сроки дальнейшего падения зависят от способности рынка адаптироваться к новым условиям, считает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. Отечественные и китайские бренды активно замещают ушедших конкурентов, но их рост не компенсирует общий спад, отмечает она. По ее мнению, роста продаж в ближайшие месяцы ждать не стоит, но к концу года возможна коррекция.

— Если макроэкономическая ситуация не улучшится, а инфляция и доступность кредитов останутся, снижение может продлиться до середины 2025 года. Однако важно учитывать, что рынок постепенно перестраивается: локальное производство расширяется, а доля бренда Lada и китайских марок растет, что создает базу для стабилизации, — заявила «Известиям» Ирина Франк.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В лучшем случае рост рынка можно будет наблюдать только ближе ко второй половине года, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. До этого момента продажи машин в состоянии «месяц этого года к месяцу прошлого года» будут только снижаться, полагает он.

— Очевидно, что рынок еще не насыщен, по-прежнему остается большой проблемой старение автопарка. Только для того чтобы сохранить средний возраст машины в России на нынешнем уровне, в год необходимо продавать не менее 2 млн новых машин, чтобы средний возраст уменьшался — необходима прибавка в 2,3–2,5 млн новых автомобилей ежегодно. Потенциальный спрос на новые машины колоссальный, но экономические и геополитические факторы и ожидания пока не дают покупателям его реализовать, — считает Максим Кадаков.

Читайте также
Прямой эфир