Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдеп: США и Киев обсудили перспективы восстановления Украины
Мир
Politico назвала личный состав ВС РФ преимуществом при освобождении территорий
Мир
Дуров назвал требования ЕС по отношению к технологическим компаниям невыполнимыми
Армия
Силы ПВО отразили атаку украинских беспилотников на Рязанскую область
Общество
В Госдуме рассказали о мошеннической схеме с «новогодними открытками»
Общество
Юрист сообщила о появлении в РФ более 60 новых дорожных знаков с 1 января
Общество
Минцифры предложило использовать Qr-код из Госуслуг вместо паспорта для проезда
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Общество
В ГД сообщили о росте средней пенсии по старости до 27 тыс. рублей в 2026 году
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Общество
Синоптики спрогнозировали температуру до +3 градусов в Москве 6 декабря
Общество
В РФ на 30 тыс. выросло количество бюджетных мест по направлениям педагогики
Мир
NYT сообщила об аресте в Японии актера Харриса за попытку ввоза наркотиков
Общество
Минтруд РФ предложил ввести перечень запрещенных для детей работ
Мир
СМИ сообщили об оскорблении западными странами Индии на фоне визита Путина
Общество
ФК «Акрон» не смог вовремя вылететь в Санкт-Петербург на матч РПЛ с «Зенитом»
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Нижнем Новгороде откроют реабилитационный центр для наркозависимых подростков имени Дмитрия Маркова. Команда фонда «Алиса» и проект «Выжившие» собирают средства на долгосрочную работу этого центра. Его открытие называют очень важным — сейчас, как утверждают эксперты, по-настоящему системной помощи для несовершеннолетних с наркозависимостью фактически нет. При этом проблема нарастает: синтетические наркотики становятся всё более доступными для детей. Специалисты зафиксировали первое употребление мефедрона ребенком в возрасте восьми лет. Подробнее о том, как ведется реабилитация подростков с наркозависимостью, в материале «Известий».

Как будет работать реабилитационный центр

Руководитель благотворительного фонда «Алиса» Екатерина Молчанова рассказала в своих соцсетях, что договор на аренду помещения в Нижнем Новгороде под подростковый реабилитационный центр уже подписан, его запустят в апреле. Организация будет носить имя одного из авторов идеи, Дмитрия Маркова, известного фотографа-документалиста, который умер в феврале 2024 года. Он в том числе известен как человек, много занимавшийся реабилитацией наркозависимых.

Дмитрий Марков

Фотограф и волонтер Дмитрий Марков

Фото: t.me/idcim

Екатерина Молчанова подчеркнула, что подростковый реабилитационный центр — очень сложный, важный, но дорогой проект. Сейчас команда фонда запустила сбор на его работу.

Помощь в реабилитационном центре получат молодые люди, которые употребляют психоактивные вещества и уже столкнулись с проблемой зависимости и сложностями с социальной адаптацией в обществе. Фонд имеет опыт работы с трудными подростками, а теперь объединяет свои компетенции с проектом «Выжившие», который посвящен реабилитации наркозависимых. Открытие такого центра называют переходом к системному решению проблемы.

Работа с подростками будет строиться на принципах абилитации, что включает обучение их новым навыкам и моделям поведения. Основное внимание будет уделено психологической работе — как индивидуальной, так и групповой, включая тренинги, в том числе на основе диалектико-поведенческой терапии, — рассказала «Известиям» Екатерина Молчанова.

Детский психолог
Фото: Getty Images/BSIP

Реабилитация в центре может длиться от полугода. Одновременно в нем смогут находиться до 30 подростков, направленных из социальных учреждений и кризисных семей.

Основатели центра считают «взрослую» 12-шаговую программу не очень эффективной для подростков, которые не способны признать свою зависимость и не имеют четких паттернов поведения для «возвращения». Поэтому в реабилитационном центре собираются применять коррекционные программы, уделять значительное внимание спорту и телесной терапии, чтобы помочь подросткам восстановить когнитивные навыки и улучшить физическое состояние.

— За первый год работы нашего центра мы планируем выпустить около 80 подопечных, достигнув долгосрочной устойчивой ремиссии и возвращения к здоровому образу жизни, — сказала Екатерина Молчанова. — Подростки, прошедшие реабилитацию, получат возможность развивать интересные увлечения, знакомиться с новыми людьми и в будущем с большей вероятностью смогут избежать рецидивов и положительно повлиять на своих друзей в кризисных ситуациях. Мы стремимся выстроить систему помощи, которая будет включать как курс реабилитации, так и поддержку после него.

Проблема нарастает

В конце 2022 года начальник Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ Иван Горбунов заявлял, что число детей и подростков, погибших из-за употребления наркотиков, с 2017 года выросло в России в 2,5 раза. Согласно докладу Государственного антинаркотического комитета, в 2023 году в России было зарегистрировано 25,2 тыс. случаев острых отравлений наркотическими веществами и психодислептиками (галлюциногенами) — это на 14,2% больше, чем в 2022 году. Среди подростков таких случаев было зафиксировано 484, среди детей — 111.

Капельница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Точные цифры о том, сколько в России несовершеннолетних с наркотической зависимостью, назвать сложно, — сказал руководитель психиатрической и наркологической Клиники доктора Исаева (в структуру входит в том числе детский ребцентр «Двойной диагноз Джуниор»), президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев «Известиям». — Официальная статистика отражает только зарегистрированные случаи, а реальное количество несовершеннолетних с зависимостью значительно выше. По данным МВД и Минздрава, ежегодно выявляются тысячи подростков, употребляющих наркотики, но это лишь вершина айсберга.

Руслан Исаев указывает, что тревожит рост случаев зависимости среди подростков, «особенно от синтетических наркотиков». Эти вещества вызывают быстрое привыкание и тяжелые психические последствия, включая психозы и стойкие изменения личности. Исследование, которое было проведено в реабилитационных центрах клиники специалистами НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, показало, что более трети подростков начали принимать психоактивные вещества до 14 лет, а второе вещество подключали в среднем к 16 годам.

Зампред правления Национального антинаркотического Союза Алина Рудакова также отметила, что проблема нарастает.

— Это стало понятно еще в 2018–2019 годах, когда всё больше начал распространяться мефедрон, — сказала она «Известиям». — Этот и подобные ему наркотики лидируют по стоимости, по доступности, воздействию на психику. В России их очень много, к сожалению.

По ее словам, специалисты зафиксировали самое раннее употребление мефедрона у ребенка в возрасте восьми лет.

Подросток
Фото: Getty Images/BSIP

На днях Международный комитет по контролю над наркотиками ООН опубликовал доклад за 2024 год, в котором назвал стремительное развитие индустрии запрещенных синтетических наркотиков глобальной угрозой «с потенциально катастрофическими последствиями для человечества». В этом же докладе указывается, что в 2022 году в России было изъято 32 715 кг различных наркотических средств — на 23,9% больше, чем годом ранее. Из общего объема веществ синтетические составили 50,1%. На долю N-метилэфедрона и его производных пришлось 23,3% — 7627 кг. И это на 60,6% больше, чем в 2021 году.

Занимаются ли в России реабилитацией подростков

Адвокат Сергей Агапов рассказывает, что действующие нормы предусматривают обязательный обмен информацией о подростках, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

— Например, работники скорой помощи, сталкиваясь с подростком в состоянии наркотического опьянения, немедленно передают информацию об этом случае. Ее получает школа, поликлиника, органы внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних и так далее, — рассказал он «Известиям». — Цель — установление причин и обстоятельств, при которых подросток употребил запрещенные вещества, а также комплексная профилактическая работа.

Скорая помощь
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Впрочем, юрист Мария Федотова замечает, что государственная система помощи в целом носит фрагментарный характер, а у МВД, в ведение которого передали вопросы контроля за оборотом наркотиков, вектор смещен на наказание, а не на реабилитацию.

Екатерина Молчанова отмечает, что в России нет системной помощи подросткам, которые употребляют наркотические вещества и имеют когнитивно-поведенческие нарушения, а имеющиеся реабилитационные центры в основном рассчитаны на совершеннолетних. Ситуация осложняется тем, что нет и юридического определения «наркозависимый ребенок».

— Существующие медицинские реабилитации часто оказываются неэффективными для молодежи, поскольку подростки имеют различные причины зависимости и психоэмоциональные состояния по сравнению со взрослыми, — сказала «Известиям» Екатерина Молчанова. — Недостаточно пройти краткосрочную реабилитацию, необходим длительный курс с последующей ресоциализацией и поддержкой.

Исследование, которое проводил НМИЦ им. Сербского в реабилитационных центрах клиники доктора Исаева, показало, что подростковая наркомания очень часто является не первичной проблемой, а следствием других психических расстройств. Так, 90% подростков с зависимостью пережили хотя бы одну тяжелую детскую травму. У 37% тинейджеров были симптомы посттравматического стрессового расстройства, у 38% — средняя и тяжелая депрессия. Две трети подростков с наркозависимостью сталкивались с насилием со стороны родителей, а 76,5% подвергались буллингу.

Домашнее насилие
Фото: Global Look Press/Christine Olsson/Tt

— Государственная система выявления наркозависимых подростков в России имеет ограниченную эффективность: далеко не все подростки, употребляющие наркотики, попадают в поле зрения врачей, — говорит Руслан Исаев. — Многие семьи боятся ставить ребенка на учет, поскольку это связано с рядом социальных последствий.

С реабилитацией, говорит он, ситуация еще сложнее: отдельные госпрограммы поддержки зависимых подростков разрозненны и не дают комплексного результата, подростки не получают полноценной психотерапевтической и социальной реабилитации. А большинство и вовсе остаются вне этой системы.

Алина Рудакова также согласна с тем, что стройной государственной системы реабилитации подростков нет. Одной из причин она называет как раз распространение мефедрона: раньше первое употребление фиксировалось в 14–15 лет, но как таковые последствия настигали человека спустя 5–7 лет; синтетические же наркотики сузили срок появления зависимости до трех месяцев. При этом государственных центров реабилитации для подростков почти не существует, имеющиеся частные реабилитационные центры редко учитывают особенности детской психики, да и открыть такое учреждение для несовершеннолетних очень сложно.

В Минздраве и Минтруде не ответили на запросы «Известий» на момент публикации материала.

Потребление наркотиков крайне опасно для здоровья. Они вызывают тяжелую зависимость, разрушают физическое и психическое состояние, а также могут привести к необратимым последствиям, включая летальный исход.

Читайте также
Прямой эфир