Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин отметил хорошие результаты осенней сессии парламента России
Политика
Путин обсудил с Балицким развитие Запорожской области
Общество
Метель и усиление ветра до 15 м/с ожидаются в Подмосковье в ночь на пятницу
Армия
Силы ПВО за три часа уничтожили 31 дрон над регионами России и Черным морем
Наука и техника
«Роскосмос» сообщил о планах создать лунную электростанцию к 2036 году
Мир
Зеленский оценил шансы отмены мобилизации на Украине в случае мирного соглашения
Происшествия
Один человек погиб и два пострадали при атаке ВСУ на Херсонскую область
Наука и техника
Число дней с магнитными бурями в 2025 году стало максимальным за 10 лет
Политика
Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку работы СФ
Мир
Азаров не исключил связи Умерова с Миндичем
Общество
Патрушев назвал Трансарктический коридор ключевым элементом развития Арктики
Мир
МИД Киргизии опроверг введение нормы о въезде россиян по загранпаспортам
Общество
Стратегию развития частного образования разработают в России
Мир
В Китае начали открывать комнаты по уходу за ребенком для отцов
Мир
Зеленский признал перехват Россией украинских ракет «Фламинго»
Происшествия
Беспилотники ВСУ попытались атаковать предприятие в Оренбургской области
Общество
В Курганской области пресекли захват заложника и побег заключенного из колонии
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Электросамокаты получат номера, а управлять такой техникой можно будет с 16 лет. Соответствующие изменения в ПДД готовит Министерство транспорта. В документе также планируется прописать требования, касающиеся обгона и опережения пешеходов лицами, управляющими СИМ. Подробности — в материале «Известий».

Номера вместо треков

Министерство транспорта РФ разрабатывает новые поправки в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности (СИМ). Об этом на круглом столе, прошедшем в рамках XVIII Международного форума «Транспортная неделя», заявил замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. Он рассказал, что в ходе межведомственного обсуждения изменений в законе «Об организации дорожного движения» было решено отказаться от предполагавшегося ранее создания системы, в которую бы передавались данные о местоположении, скорости, времени начала и окончания поездки, а также ее маршрут.

— Было принято концептуальное решение осуществлять контроль за соблюдением ПДД лицами, управляющими СИМ, классическим способом, — при помощи номеров и систем фотовидеофиксации нарушений ПДД. К так называемым трекам мы пока не готовы, — отметил Владимир Луговенко.

Номер на самокате
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Фактически контролировать соблюдение ПДД водителями СИМ предлагают постановкой данной техники на учет и получением на нее регистрационных знаков, которые будут «считываться» камерами, пояснил он.

Представитель Минтранса рассказал, что намечено поднять с нынешних 14 до 16 лет минимальный возраст, с которого разрешается управлять средством индивидуальной мобильности. Кроме того, в ПДД будут отдельно сформулированы требования и условия, которые будут обязаны соблюдать водители СИМ при обгоне или опережении пешеходов. Также планируется указать действия электросамокатчиков (какие именно, не уточняется) при приближении к слепым зонам, например, к углу дома или другим местам, где потенциально высок риск столкновения с людьми и другими транспортными средствами, сообщил Владимир Луговенко.

В новой редакции ПДД будет уточнено понятие «велосипед». Сейчас таковым является «транспортное средство, <...> которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией <...> и может также иметь электродвигатель <...> мощностью, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч». По словам представителя Минтранса, подготовленные ведомством изменения предусматривают, что велосипедом будет считаться только техника, приводимая в движения исключительно мускульной силой. Устройства с электромоторами автоматически перейдут в разряд «средств индивидуально мобильности», подчеркнул он.

Девушки на электросамокатах
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— В ближайшее время Минтранс завершит подготовку этих изменений в ПДД и вынесет их на общественное обсуждение, — пообещал Владимир Луговенко.

Присутствовавшие на круглом столе представители операторов кикшеринга поддержали эти предложения, пообещав снизить с нынешних 18 до 16 лет возраст, с которого разрешается брать электросамокат в аренду, «после того, как эти изменения будут закреплены в ПДД». При этом директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман попросила представителя Минтранса рассмотреть возможность разрешить в ПДД водителям СИМ двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.

«Пугают не цифры, а динамика»

В МВД также согласны с предлагаемыми Минтрансом изменениями. По словам участвовавшего в круглом столе руководителя начальника Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД РФ полковника полиции Дмитрия Митрошина, они должны помочь уменьшить число нарушений ПДД и снизить показатели аварийности с этой техникой.

Он сообщил, что за девять месяцев текущего года в России произошло 3897 ДТП с участим средств индивидуальной мобильности. В этих происшествиях погибли 44 человека, в том числе шесть несовершеннолетних, и более 4 тыс. человек (включая 1392 моложе 18 лет) получили травмы, отметил руководитель НЦ БДД МВД РФ.

ДТП с электросамокатом
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Мобильный репортер

— Пугают не столько цифры, сколько динамика аварийности с участием СИМ: за год количество таких происшествий увеличилось в полтора раза. Количество погибших в них людей выросло на 41,9%, а число пострадавших — на 48,8%. При этом в статистике аварийности СИМ четко прослеживается сезонный фактор: рост количества происшествий начинается в апреле, — рассказал Дмитрий Митрошин.

Он подчеркнул, что большая часть инцидентов с СИМ произошла на тротуарах, пешеходных дорожках и пешеходных зонах. Также нередко эти происшествия происходят при выезде средств индивидуальной мобильности с прилегающей территории.

— Возможность движения на СИМ по тротуарам и пешеходным дорожками — это временная мера. Мы планируем от этого отказаться по мере развития соответствующей инфраструктуры для этой техники, — отметил Владимир Луговенко.

Человек на электросамокате
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Он напомнил, что развитие инфраструктуры для СИМ предусмотрено «дорожной картой», одобренной вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным и рядом нормативных актов. Эта работа возложена в первую очередь на региональные и муниципальные власти, подчеркнул представитель Минтранса.

Как ранее сообщали «Известия», предполагается, что запрет на передвижение на СИМ по тротуарам может быть введен в 2031 году

Три сценария

Помимо изменений в ПДД, предположительно, уже с со следующей весны для водителей СИМ могут быть введены более крупные штрафы. Как заявил на круглом столе автор соответствующих поправок в КоАП, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин, законопроект о более жестких санкциях для водителей СИМ, принятый летом в первом чтении, сейчас «проходит доработки ко второму чтению».

Изменения в законодательстве, касающиеся СИМ, необходимы, считают в фонде «Центр стратегических разработок» (ЦСР). Однако наряду с предложениями Минтранса и поправками в КоАП необходимы и другие меры, полагает первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Горовая.

Девушка на электросамокате
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Мы видим три возможных регуляторных сценария относительно СИМ. Первый из них, наиболее легкий, и, как нам кажется, оптимальный, предполагается развитие инфраструктуры, обязательную идентификацию всех пользователей и тестирование их на знание ПДД, а также введение общих рекомендаций для регионов по стандартам эксплуатации этой техники, — отметила она.

Второй, «средний», сценарий, предлагаемый ЦСР, предполагает вдобавок введение обязательного страхования ответственности водителей СИМ, а также использование ими шлемов. В третьем, «жестком», варианте добавляются полный запрет на езду по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также необходимость иметь водительское удостоверение категории «М» для управления средством индивидуальной мобильности.

СИМ растет

Электросамокаты, электровелосипеды и другие средства индивидуальной мобильности стали, по сути, отдельным видом транспорта, считает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. В этом году число поездок только на арендованной технике выросло на 30%. В России было совершено почти 272 млн таких поездок.

— По сравнению с прошлым годом количество пользователей сервисами кикшеринга выросло на 61%. Если в 2023 году в них были зарегистрированы 36,5 млн человек, то сейчас их уже 61 млн. При этом парк прокатных компаний увеличился на треть, с 300 тыс. до 413 тыс. СИМ, — отметила она на круглом столе.

Дети катаются на электросамокате
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Одним из главных событий уходящего сезона СИМ она назвала появление на всей прокатной технике специальных номеров, упрощающих идентификацию нарушителей. На данный момент самими операторами за различные нарушения было вынесено пользователям 308 тыс. штрафов, а аккаунты 408 тыс. пользователей были заблокированы, сообщила она. Таким образом, менее 1% пользователей сервисов кикшеринга нарушают ПДД и условия аренды, отметила Ксения Эрдман.

Читайте также
Прямой эфир