Орудия убийства: семь новых фигурантов появились в деле о теракте в «Крокусе»
Двое в розыске, двое задержаны, один стал жертвой аварии в результате погони, еще двое находятся за границей. Семь новых фигурантов появились в деле о теракте в концертном зале «Крокус Сити Холл», выяснили «Известия». Как утверждает источник редакции, пятеро членов террористической группы, зародившейся в Ингушетии, снабжали исполнителей теракта оружием. Всего, по версии следствия, они передали исполнителям преступления четыре автомата Калашникова, 68 магазинов для патронов и более 2 тыс. патронов. Всем новым фигурантам может грозить более 20 лет лишения свободы, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Кто передавал оружие
Спецслужбы вскрыли деятельность преступной группы в Ингушетии, которая обеспечила оружием и боеприпасами исполнителей теракта в «Крокус Сити Холл», сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах. По его словам, они — члены «баталхаджинской» террористической организации (запрещена в России), зародившейся в селе Сурхахи в Назрановском районе Ингушетии.
— Двое преступников задержаны, трое объявлены в розыск. Еще один погиб, когда пытался скрыться от сотрудников Госавтоинспекции МВД. Он находился в федеральном розыске за другое преступление, — уточнил собеседник редакции.
Теракт в «Крокус Сити Холле» произошел 22 марта 2024 года. В здание ворвались террористы в камуфляже, устроили стрельбу и подожгли концертный зал. В результате их действий погибли 145 человек и пострадал 551. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ («Террористический акт»). По делу, по данным на начало осени, проходило около двух десятков человек — исполнители преступления и их сообщники. Вербовщики террористов были участниками «Вилаят Хорасан» (афганская ветвь «Исламского государства», обе организации признаны террористическими и запрещены в РФ), заявил 4 октября директор ФСБ Александр Бортников на заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран — участниц СНГ.
По версии следствия, за несколько недель до теракта в «Крокусе» выходцы из Таджикистана вышли на «баталхаджинцев» и договорились о покупке автоматов и патронов. Для этого они приехали в село Сурхахи, получили оружие и повезли его в Москву.
«Известия» выяснили, что оружие совершившим теракт в «Крокусе» передали Хаваж-Багаудин Алиев, Батыр Кулаев, Джабраил Аушев, Хусен Медов и Амерхан Матиев. Также спецслужбы проверяют причастность к этой схеме Ильяса и Адама Белхороевых (внесены в перечень террористов и экстремистов).
Как купили автоматы
Следствие полагает, что Хусен Медов раздобыл четыре охолощенных автомата Калашникова и переделал их в боевое оружие. Магазины и патроны для автоматов ему передал сообщник — Батыр Кулаев. Еще двое — Джабраил Аушев и Хаваж-Багаудин Алиев — привезли оружие и боеприпасы в тайники и отправили их координаты заказчикам. Позже автоматы забрали посредники. Их задачей было переправить в Московскую область четыре автомата, 68 магазинов для патронов и более 2 тыс. патронов.
Согласно картотеке судов общей юрисдикции Москвы, уголовное дело в отношении Джабраила Аушева и Хусена Медова рассматривал Басманный суд. Сейчас они находятся в СИЗО. Их обвиняют по ст. 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов»).
— Белхороевы не раз попадали в поле зрения как лица, причастные к контрабанде оружия, — отметил источник. — Ильяс, например, поставляет оружие, которое используют украинские боевики против российских военных на СВО. Также он заочно обвиняется в терроризме и контрабанде оружия, из которого были убиты глава Центра противодействия экстремизму МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев и его брат.
Сейчас, по данным источника «Известий», Белхороевы скрываются за границей: Ильяс — на Украине, Адам — в Турции.
Кто такие «баталхаджинцы»
«Баталхаджинская» группировка — северокавказское религиозное движение в Ингушетии, основанное шейхом Батал-Хаджи Белхороевым в XIX веке. Это авторитетный религиозный лидер, община которого отличалась закрытостью. Могила шейха Батала-Хаджи находится в селении Сурхахи в Назрановском районе Ингушетии. Под руководством прямых потомков шейха «баталхаджинцы» ищут сторонников в самых разных регионах России, иногда весьма удаленных от Ингушетии.
Группировка специализируется на заказных убийствах, вымогательствах, разбоях и экономических преступлениях, сообщили источники «Известий». Ее участники оказывали содействие боевику Шамилю Басаеву в конце 1990-х годов.
«Баталхаджинцев» подозревают в причастности к подрыву «Невского экспресса». Крушение поезда, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, произошло 27 ноября 2009 года и привело к гибели 28 человек и ранениям 132.
Некоторые из «баталхаджинцев» занимали высокопоставленные должности — например, Мустафа Белхороев. Он возглавлял контрольно-счетную палату Ингушетии в 2010-х годах, а до этого занимал пост министра сельского хозяйства республики. Предполагаемый лидер «баталхаджинцев» Якуб Белхороев с 2014 по 2016 год возглавлял Фонд социального страхования по Ингушетии. В ноябре 2022 года Мосгорсуд признал его виновным в крупном мошенничестве и приговорил к девяти годам общего режима. Вместе с ним разные сроки заключения получили шесть его сообщников.
В 2022 году Южный окружной военный суд признал боевое крыло группы (вирда) последователей (мюидов, мурдов) религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева террористической организацией, сообщала ФСБ. Решение было принято на основании приговора по уголовному делу в отношении бывшего следователя Ингушетии Илеза Муталиева. В декабре 2022 года его осудили на 11 лет за пособничество в руководстве террористическим сообществом, действия за пределами полномочий и незаконное хранение взрывных устройств. По данным СКР, Муталиев пользовался служебным положением для содействия «баталхаджинцам» — лоббирования их интересов в регионе.
Возможное наказание
По ст. 222 УК РФ в зависимости от частей, по которым вынесены обвинения, задержанным может грозить до 15 лет лишения свободы, напомнил «Известиям» адвокат Андрей Мишонов. По его словам, максимальный срок дадут, если будет признано, что незаконный сбыт оружия был совершен организованной группой.
Пока же, отметил он, Хусен Медов обвиняется по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконная передача огнестрельного оружия»), а по ней грозит ограничение свободы до трех лет, принудительные работы до четырех лет, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы от трех до пяти лет со штрафом до 80 тыс. рублей.
— Джабраил Аушев обвиняется по ч. 3 и 5 ст. 222 УК РФ, ему вменяют не только незаконную перевозку оружия, но и незаконный сбыт. Ему может грозить до 12 лет лишения свободы, добавил Андрей Мишонов.
Адвокат по уголовным делам Алексей Гавришев полагает, что обвиняемым в незаконном обороте оружия может грозить 20 и более лет лишения свободы.
— Их могут обвинить по нескольким статьям, то есть не только по ст. 222 УК РФ, но и в террористическом акте. По нему грозит лишение свободы на срок от 10 до 20 лет лишения свободы. В сумме может получиться достаточно длительный срок, — объяснил он.
Адвокат по уголовным делам Максим Калинов считает, что тех, кто продал оружие боевикам, могут обвинить по ст. 210 УК РФ («Организация или участие в преступном сообществе»). В таком случае, по его словам, им может грозить до десяти лет лишения свободы.