«С тромбами связана каждая четвертая смерть»
13 октября отмечается Всемирный день борьбы с тромбозом. В этом году к информационной кампании в России подключился Минтранс: длительный перелет или переезд повышает риск отрыва тромба в 17 раз. Главный кардиолог Управления делами президента РФ, профессор, заведующий отделением неотложной кардиологии ЦКБ Управления делами президента Никита Ломакин рассказал «Известиям», почему образуются тромбы, когда их отрыв приводит к смерти и как авиапассажирам защитить себя в дороге.
«С тромбами хоть раз столкнется 80% людей»
— Какая в России ситуация с тромбозами? По статистике, в мире из-за отрыва тромбов умирает каждый четвертый человек — у нас тоже так?
— Практически каждый человек, живущий на Земле (70–80%), хотя бы раз в жизни столкнется с проблемой, связанной с тромбообразованием. И какая-то часть переживет это успешно благодаря лечению, а кто-то, увы, нет — примерно каждый четвертый. Эта проблема объединяет почти все направления медицины — и хирургию, и кардиологию, и неврологию, и даже онкологию.
— Что такое тромбы? Какие они бывают?
— Тромб — это сгусток крови, который либо полностью перекрывает просвет сосуда, либо перекрывает его частично и приводит к нарушению кровоснабжения органа и ткани. Тромбы бывают венозные и артериальные, они немного разные, но угроза примерно одинаковая.
Венозные тромбы образуются в венах ног. И оттуда им прямой путь наверх — в сердце, а оттуда — в легкие, где они закупоривают легочные артерии, приводя к тяжелой дыхательной недостаточности и иногда смерти. Типичный пример артериальных тромбов — инфаркт миокарда, когда часть сердца умирает из-за тромбика в артериях, кровоснабжающих его.
Бывают и смешанные тромбы. Они образуются в области сердца чаще всего из-за аритмии. Самая частая причина инсультов — это как раз аритмия, из-за нее в сердце образуется тромб и «летит» потом в сосуды головного мозга. В организме человека всё связано.
— Почему образуются тромбы?
— Причин много. Одна из важных проблем — тромбозы глубоких вен нижних конечностей. Это тромбы, которые образуются в ногах по разным причинам, например перенесенная операция или долгое нахождение в неподвижном положении. Это проблема часто путешествующих людей, и наиболее подвержены ей авиапассажиры.
По статистике, на каждые 6 тыс. перелетов случается один тромбоз ног. То есть на каждые 30 перелетов в одном самолете, если на борту будет примерно 200 человек. Это колоссальная цифра, хотя, конечно, не факт, что тромбоз приведет к смерти.
«Спасать нужно как можно быстрее»
— Любые перелеты повышают риск образования тромбов?
— Долгие — да. Считается, что рейс продолжительностью дольше четырех часов повышает риск образования тромбов в ногах в 17 раз. А оттуда тромбы, как мы обсудили, «летят» в легкие. В начале 2000-х годов в медицине официально появился термин «синдром экономического класса».
— Значит, в «бизнесе» рисков меньше?
— Бизнес-класс от тромбоза не спасет, просто у пассажиров экономического класса меньше пространства для маневра, места для ног, сложнее выйти в проход, чтобы размяться. Была такая история: в нулевых в крупнейшем авиахабе Франкфурте-на-Майне существовала клиника. Она находилась в получасе езды от аэропорта. И вот эта клиника собрала самое большое в Германии количество случаев тромбоэмболии легочной артерии, потому что туда везли всех, у кого возникли проблемы на борту.
Помня об этом опыте, совместно с Министерством транспорта Российской Федерации мы решили заняться проблемой осведомленности пассажиров о проблеме тромбоза и профилактики этих тромбозов на борту самолетов.
— С чем связаны такие риски во время перелетов?
— Совокупность факторов. Во-первых, мы находимся в условиях хоть и минимальной, но гипоксии, и в условиях измененного давления. Давление на борту самолета соответствует примерно высоте 2,5–3 тыс. м над землей. Воздух в салоне самолета очень сухой. Плюс человек не двигается, и кровь застаивается в венах нижних конечностей. А некоторые еще и принимают алкоголь — это тоже повышает риск.
— Как защитить себя в полете?
— Мы с коллегами, врачами, специалистами Российского антитромботического форума, в этом году объединили усилия с Министерством транспорта, чтобы рассказать авиапассажирам о пяти простых шагах профилактики тромбоза на борту, и опубликовали их в виде памяток в бортовых журналах. Это отказ от алкоголя, передвижение по салону, легкая зарядка, больше воды — пить по 200–250 мл каждый час. И если полеты более четырех часов — использование компрессионного трикотажа, который не позволяет крови застаиваться в ногах.
Алкоголь лучше не принимать не только в день вылета, но и накануне. Некоторым пассажирам нужны специальные препараты, но это только по назначению врача.
— Эти шаги касаются всех категорий пассажиров? Или тех, у кого повышены риски тромбообразования? И кто к таким относится?
— Вообще риск тромбоза растет с возрастом. То есть чем старше авиапассажир, тем выше риски. А если у пассажира есть сердечно-сосудистые проблемы, то нужно быть особенно внимательным. Риски — это курение, прием гормональных контрацептивов у женщин, беременность, избыточная масса тела, артериальная гипертония, онкологическое заболевание. Вот эти пассажиры находятся в особой группе риска.
— Но разве тромбозы могут случаться только у авиапассажиров?
— Нет. Просто в этом году мы начали с них — самой уязвимой группы, у которой действительно высокие риски. На втором месте, на мой взгляд, находится автобусное междугородное и международное сообщение, которое, по сути, похоже на авиатранспорт. Там исследований никто не проводил — но риски, возможно, еще выше, ведь пассажиры даже не могут походить по салону.
Приведу недавний случай. Молодая женщина ехала на автобусе из Москвы в Ростов-на-Дону. Не знаю, сколько она там находилась точно, — 16–18 часов сидя, без движения. И вот когда она приехала в Ростовскую область, у нее случился тяжелый тромбоз ног с последующей тромбоэмболией — то есть тромбы «улетели» в сосуды легких. Спасибо ростовским коллегам, которые вовремя оказали правильную помощь, — потом мы эвакуировали пациентку к нам в клинику и уже долечивали. Здесь сыграла роль совокупность факторов: долгая поездка и гормональные контрацептивы, которые принимала женщина.
— Что такое тромбоэмболия? Каков шанс спасти такого пациента — сколько времени есть у врачей?
Симптомы тромбоэмболии — это выраженная дыхательная недостаточность, одышка. Чувство нехватки воздуха. Человек задыхается, умирает от нехватки воздуха, потому что большая часть легкого выключена из перфузии — то есть не работает. И чем больше зона, которая выключена из кровоснабжения, тем выше риск не спасти пациента. Либо ему нужно помочь как можно быстрее, максимум в течение нескольких часов.
— Как быстро может образоваться тромб? И какова вероятность, что он оторвется?
— Если говорить именно про пассажиров, то тромбы образуются в результате застоя крови в системе глубоких вен ног. Это происходит достаточно быстро — за несколько десятков минут или час. Дальше как повезет — тромбик может прикрепиться к стенке сосуда и остаться там, пока его не уничтожит собственная система защиты организма. А может оказаться слишком большим или плохо прикрепленным к стенке — и тогда он «улетит». И вот тогда уже может вызвать жизнеугрожающее состояние.
«Человек может выйти из самолета, а тромб оторвется через четыре недели»
— Если отойти от темы перелетов — по каким еще причинам могут появляться тромбы?
— Первый риск мы уже обсудили — это аритмия. Сердце начинает неправильно сокращаться, кровь в его полостях закручивается в турбулентные потоки. Из-за этого клетки крови склеиваются между собой, образуя тромбы. Эти тромбы попадают в отлогие места, например ушко левого предсердия, и могут в любой момент «улететь» оттуда в сосуды головного мозга, вызывая инсульты.
Другая причина — атеросклероз. Разрывается бляшка, к ней «прилетают» тромбики и могут вызвать, например, инфаркт миокарда. Вообще процесс тромбообразования сложный, к этому приводит много факторов.
— Каков шанс спасти человека, если тромб всё же оторвался?
— Надо понимать, что тромбоз — это мультидисциплинарная проблема, и есть ситуации, в которых многое зависит от врачей. Это правильная первичная и вторичная профилактика, правильная организация диспансерного наблюдения. Но есть ситуации, которые на 90% или даже 100% зависят от самого пациента. И вот как раз к ним относятся тромбозы, которые случаются по вине самого человека, — это долгое сидение за компьютером, когда он по 8–10 часов не встает с рабочего места, долгие перелеты и поездки, бесконтрольные «сушки» у спортсменов, злоупотребление алкоголем...
— Всегда ли отрыв тромба приводит к смерти человека?
— Нет, не всегда. Если мы говорим про тромбы, которые образуются в ногах, в венах нижних конечностей, у нас есть такой термин — флотация. Это когда тромб болтается в токе крови, флотирует. И вот если он флотирует, есть высокий риск, что он оторвется. Но даже если это случится, всё зависит от того, какая часть оторвется и куда она попадет.
Если это маленькая частичка, она может пролететь через всю нижнюю полую вену, сердце, попасть в легкие, но закупорить какой-нибудь маленький сосудик, и человек просто почувствует одышку. Но если это большой тромб, который вдруг перекроет просвет основного ствола артерии, кровоснабжающей легкие, это может привести к неминуемой смерти человека. Если, опять же, говорить о перелетах — это не всегда может случиться на борту. Человек может спокойно покинуть самолет, уехать из аэропорта, но жить с риском того, что этот тромб оторвется в течение четырех недель и где-нибудь в другом городе. И это уже будет сложно связать с перелетом.
— Но в эти недели могут возникнуть какие-то признаки тромбоза?
— Всё зависит от того, где этот тромб образовался. Если мы говорим о венах ног и подразумеваем, что тромб большой, это может проявиться, например, отечностью ноги. А если тромб появился в артерии, то клиника будет более яркой: резкая боль, похолодание нижней конечности, пропадает пульсация в сосудах ног. В обоих случаях нужно сразу обратиться к врачу, при необходимости вызвать скорую помощь.
— Как проходит лечение?
— Всё, опять же, зависит от ситуации. Если это инфаркт — сейчас для этого есть процедуры, когда мы малоинвазивно добираемся до сосуда сердца, где образовался тромб, и удаляем его. При инсульте мы заводим в сосуды мозга специальную систему и извлекаем тромб, восстанавливая просвет сосуда. А если тромб образовался в сосудах ног, то мы ставим специальные ловушки-сеточки — тогда, даже если тромб оторвется, он не создаст жизнеугрожающее состояние.
Кроме того, есть специальные антитромботические препараты, разжижающие кровь. Но их, как я уже говорил, можно принимать только по назначению врача. Во время пандемии люди часто делали это бесконтрольно, и в стране выросло число кровотечений.
— Правда ли, что в последнее время тромбы чаще образуются у молодых? И почему?
— Проблема тромбоза молодеет, как, в принципе, и заболевания сердечно-сосудистой системы. Это связано с разными факторами: экологией, лишним весом и курением, гиподинамией — люди стали меньше двигаться. То есть есть взять совокупность факторов, то да, к сожалению, молодеют, но в целом проблема может коснуться абсолютно любого человека. В отделениях реанимации я встречался с самыми разными людьми — разного возраста, пола, социального статуса. Тромбоз не щадит никого.
— Но тромбоз можно профилактировать?
— Да. Во-первых, это оценка наличия сердечно-сосудистых факторов риска. Есть то, с чем мы можем работать, — лишний вес, высокий холестерин, сидячая работа. Можно похудеть, привести показатели в норму, больше двигаться, соблюдать рекомендации в самолетах и другом транспорте. А если у человека уже есть сердечно-сосудистое заболевание, нужно идти к врачу, и он назначит прием препаратов, которые будут защищать от тромбообразования.