Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Армия
Средства ПВО РФ сбили две дальнобойные ракеты Storm Shadow
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

13 октября отмечается Всемирный день борьбы с тромбозом. В этом году к информационной кампании в России подключился Минтранс: длительный перелет или переезд повышает риск отрыва тромба в 17 раз. Главный кардиолог Управления делами президента РФ, профессор, заведующий отделением неотложной кардиологии ЦКБ Управления делами президента Никита Ломакин рассказал «Известиям», почему образуются тромбы, когда их отрыв приводит к смерти и как авиапассажирам защитить себя в дороге.

«С тромбами хоть раз столкнется 80% людей»

— Какая в России ситуация с тромбозами? По статистике, в мире из-за отрыва тромбов умирает каждый четвертый человек — у нас тоже так?

Практически каждый человек, живущий на Земле (70–80%), хотя бы раз в жизни столкнется с проблемой, связанной с тромбообразованием. И какая-то часть переживет это успешно благодаря лечению, а кто-то, увы, нет — примерно каждый четвертый. Эта проблема объединяет почти все направления медицины — и хирургию, и кардиологию, и неврологию, и даже онкологию.

— Что такое тромбы? Какие они бывают?

Тромб — это сгусток крови, который либо полностью перекрывает просвет сосуда, либо перекрывает его частично и приводит к нарушению кровоснабжения органа и ткани. Тромбы бывают венозные и артериальные, они немного разные, но угроза примерно одинаковая.

Венозные тромбы образуются в венах ног. И оттуда им прямой путь наверх — в сердце, а оттуда — в легкие, где они закупоривают легочные артерии, приводя к тяжелой дыхательной недостаточности и иногда смерти. Типичный пример артериальных тромбов — инфаркт миокарда, когда часть сердца умирает из-за тромбика в артериях, кровоснабжающих его.

обследование
Фото: Getty Images/RossHelen

Бывают и смешанные тромбы. Они образуются в области сердца чаще всего из-за аритмии. Самая частая причина инсультов — это как раз аритмия, из-за нее в сердце образуется тромб и «летит» потом в сосуды головного мозга. В организме человека всё связано.

— Почему образуются тромбы?

— Причин много. Одна из важных проблем — тромбозы глубоких вен нижних конечностей. Это тромбы, которые образуются в ногах по разным причинам, например перенесенная операция или долгое нахождение в неподвижном положении. Это проблема часто путешествующих людей, и наиболее подвержены ей авиапассажиры.

По статистике, на каждые 6 тыс. перелетов случается один тромбоз ног. То есть на каждые 30 перелетов в одном самолете, если на борту будет примерно 200 человек. Это колоссальная цифра, хотя, конечно, не факт, что тромбоз приведет к смерти.

«Спасать нужно как можно быстрее»

— Любые перелеты повышают риск образования тромбов?

— Долгие — да. Считается, что рейс продолжительностью дольше четырех часов повышает риск образования тромбов в ногах в 17 раз. А оттуда тромбы, как мы обсудили, «летят» в легкие. В начале 2000-х годов в медицине официально появился термин «синдром экономического класса».

— Значит, в «бизнесе» рисков меньше?

Бизнес-класс от тромбоза не спасет, просто у пассажиров экономического класса меньше пространства для маневра, места для ног, сложнее выйти в проход, чтобы размяться. Была такая история: в нулевых в крупнейшем авиахабе Франкфурте-на-Майне существовала клиника. Она находилась в получасе езды от аэропорта. И вот эта клиника собрала самое большое в Германии количество случаев тромбоэмболии легочной артерии, потому что туда везли всех, у кого возникли проблемы на борту.

Самолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Помня об этом опыте, совместно с Министерством транспорта Российской Федерации мы решили заняться проблемой осведомленности пассажиров о проблеме тромбоза и профилактики этих тромбозов на борту самолетов.

— С чем связаны такие риски во время перелетов?

— Совокупность факторов. Во-первых, мы находимся в условиях хоть и минимальной, но гипоксии, и в условиях измененного давления. Давление на борту самолета соответствует примерно высоте 2,5–3 тыс. м над землей. Воздух в салоне самолета очень сухой. Плюс человек не двигается, и кровь застаивается в венах нижних конечностей. А некоторые еще и принимают алкоголь — это тоже повышает риск.

— Как защитить себя в полете?

— Мы с коллегами, врачами, специалистами Российского антитромботического форума, в этом году объединили усилия с Министерством транспорта, чтобы рассказать авиапассажирам о пяти простых шагах профилактики тромбоза на борту, и опубликовали их в виде памяток в бортовых журналах. Это отказ от алкоголя, передвижение по салону, легкая зарядка, больше воды — пить по 200–250 мл каждый час. И если полеты более четырех часов — использование компрессионного трикотажа, который не позволяет крови застаиваться в ногах.

стакан воды
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Алкоголь лучше не принимать не только в день вылета, но и накануне. Некоторым пассажирам нужны специальные препараты, но это только по назначению врача.

— Эти шаги касаются всех категорий пассажиров? Или тех, у кого повышены риски тромбообразования? И кто к таким относится?

— Вообще риск тромбоза растет с возрастом. То есть чем старше авиапассажир, тем выше риски. А если у пассажира есть сердечно-сосудистые проблемы, то нужно быть особенно внимательным. Риски — это курение, прием гормональных контрацептивов у женщин, беременность, избыточная масса тела, артериальная гипертония, онкологическое заболевание. Вот эти пассажиры находятся в особой группе риска.

— Но разве тромбозы могут случаться только у авиапассажиров?

— Нет. Просто в этом году мы начали с них — самой уязвимой группы, у которой действительно высокие риски. На втором месте, на мой взгляд, находится автобусное междугородное и международное сообщение, которое, по сути, похоже на авиатранспорт. Там исследований никто не проводил — но риски, возможно, еще выше, ведь пассажиры даже не могут походить по салону.

автобус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Приведу недавний случай. Молодая женщина ехала на автобусе из Москвы в Ростов-на-Дону. Не знаю, сколько она там находилась точно, — 16–18 часов сидя, без движения. И вот когда она приехала в Ростовскую область, у нее случился тяжелый тромбоз ног с последующей тромбоэмболией — то есть тромбы «улетели» в сосуды легких. Спасибо ростовским коллегам, которые вовремя оказали правильную помощь, — потом мы эвакуировали пациентку к нам в клинику и уже долечивали. Здесь сыграла роль совокупность факторов: долгая поездка и гормональные контрацептивы, которые принимала женщина.

— Что такое тромбоэмболия? Каков шанс спасти такого пациента — сколько времени есть у врачей?

Симптомы тромбоэмболии — это выраженная дыхательная недостаточность, одышка. Чувство нехватки воздуха. Человек задыхается, умирает от нехватки воздуха, потому что большая часть легкого выключена из перфузии — то есть не работает. И чем больше зона, которая выключена из кровоснабжения, тем выше риск не спасти пациента. Либо ему нужно помочь как можно быстрее, максимум в течение нескольких часов.

— Как быстро может образоваться тромб? И какова вероятность, что он оторвется?

Если говорить именно про пассажиров, то тромбы образуются в результате застоя крови в системе глубоких вен ног. Это происходит достаточно быстро — за несколько десятков минут или час. Дальше как повезет — тромбик может прикрепиться к стенке сосуда и остаться там, пока его не уничтожит собственная система защиты организма. А может оказаться слишком большим или плохо прикрепленным к стенке — и тогда он «улетит». И вот тогда уже может вызвать жизнеугрожающее состояние.

«Человек может выйти из самолета, а тромб оторвется через четыре недели»

— Если отойти от темы перелетов — по каким еще причинам могут появляться тромбы?

— Первый риск мы уже обсудили — это аритмия. Сердце начинает неправильно сокращаться, кровь в его полостях закручивается в турбулентные потоки. Из-за этого клетки крови склеиваются между собой, образуя тромбы. Эти тромбы попадают в отлогие места, например ушко левого предсердия, и могут в любой момент «улететь» оттуда в сосуды головного мозга, вызывая инсульты.

Аритмия
Фото: Getty Images/Motortion

Другая причина — атеросклероз. Разрывается бляшка, к ней «прилетают» тромбики и могут вызвать, например, инфаркт миокарда. Вообще процесс тромбообразования сложный, к этому приводит много факторов.

— Каков шанс спасти человека, если тромб всё же оторвался?

— Надо понимать, что тромбоз — это мультидисциплинарная проблема, и есть ситуации, в которых многое зависит от врачей. Это правильная первичная и вторичная профилактика, правильная организация диспансерного наблюдения. Но есть ситуации, которые на 90% или даже 100% зависят от самого пациента. И вот как раз к ним относятся тромбозы, которые случаются по вине самого человека, — это долгое сидение за компьютером, когда он по 8–10 часов не встает с рабочего места, долгие перелеты и поездки, бесконтрольные «сушки» у спортсменов, злоупотребление алкоголем...

— Всегда ли отрыв тромба приводит к смерти человека?

— Нет, не всегда. Если мы говорим про тромбы, которые образуются в ногах, в венах нижних конечностей, у нас есть такой термин — флотация. Это когда тромб болтается в токе крови, флотирует. И вот если он флотирует, есть высокий риск, что он оторвется. Но даже если это случится, всё зависит от того, какая часть оторвется и куда она попадет.

Ноги
Фото: Getty Images/RossHelen

Если это маленькая частичка, она может пролететь через всю нижнюю полую вену, сердце, попасть в легкие, но закупорить какой-нибудь маленький сосудик, и человек просто почувствует одышку. Но если это большой тромб, который вдруг перекроет просвет основного ствола артерии, кровоснабжающей легкие, это может привести к неминуемой смерти человека. Если, опять же, говорить о перелетах — это не всегда может случиться на борту. Человек может спокойно покинуть самолет, уехать из аэропорта, но жить с риском того, что этот тромб оторвется в течение четырех недель и где-нибудь в другом городе. И это уже будет сложно связать с перелетом.

Но в эти недели могут возникнуть какие-то признаки тромбоза?

— Всё зависит от того, где этот тромб образовался. Если мы говорим о венах ног и подразумеваем, что тромб большой, это может проявиться, например, отечностью ноги. А если тромб появился в артерии, то клиника будет более яркой: резкая боль, похолодание нижней конечности, пропадает пульсация в сосудах ног. В обоих случаях нужно сразу обратиться к врачу, при необходимости вызвать скорую помощь.

— Как проходит лечение?

— Всё, опять же, зависит от ситуации. Если это инфаркт — сейчас для этого есть процедуры, когда мы малоинвазивно добираемся до сосуда сердца, где образовался тромб, и удаляем его. При инсульте мы заводим в сосуды мозга специальную систему и извлекаем тромб, восстанавливая просвет сосуда. А если тромб образовался в сосудах ног, то мы ставим специальные ловушки-сеточки — тогда, даже если тромб оторвется, он не создаст жизнеугрожающее состояние.

операционная
Фото: Getty Images/Aleksandr Zyablitskiy

Кроме того, есть специальные антитромботические препараты, разжижающие кровь. Но их, как я уже говорил, можно принимать только по назначению врача. Во время пандемии люди часто делали это бесконтрольно, и в стране выросло число кровотечений.

— Правда ли, что в последнее время тромбы чаще образуются у молодых? И почему?

— Проблема тромбоза молодеет, как, в принципе, и заболевания сердечно-сосудистой системы. Это связано с разными факторами: экологией, лишним весом и курением, гиподинамией — люди стали меньше двигаться. То есть есть взять совокупность факторов, то да, к сожалению, молодеют, но в целом проблема может коснуться абсолютно любого человека. В отделениях реанимации я встречался с самыми разными людьми — разного возраста, пола, социального статуса. Тромбоз не щадит никого.

— Но тромбоз можно профилактировать?

— Да. Во-первых, это оценка наличия сердечно-сосудистых факторов риска. Есть то, с чем мы можем работать, — лишний вес, высокий холестерин, сидячая работа. Можно похудеть, привести показатели в норму, больше двигаться, соблюдать рекомендации в самолетах и другом транспорте. А если у человека уже есть сердечно-сосудистое заболевание, нужно идти к врачу, и он назначит прием препаратов, которые будут защищать от тромбообразования.

Читайте также
Прямой эфир