Маленькая перемена: Великобритания допускает снятие санкций против РФ
Лондон может снять санкции против Москвы, если будет установлена их неэффективность. Об этом «Известиям» сообщили в посольстве Великобритании в России. Впрочем, в палате лордов предупреждают, что ожидать изменения подхода Соединенного Королевства к украинскому конфликту не стоит, так как его действия зависят от позиции США. В экспертном сообществе считают, что Великобритания вряд ли снимет ограничения с РФ. Тем не менее в последнее время риторика европейских стран, кажется, постепенно меняется. В частности, в Германии активно прощупывают почву по поводу возможности перехода к переговорам с Москвой.
Великобритания может снять санкции с России
Великобритания не исключает возможность отмены антироссийских ограничений, в том числе в случае их неэффективности. Об этом «Известиям» сообщили в посольстве страны в Москве, отвечая на вопрос относительно возможности снятия ограничений.
— Закон о санкциях и подзаконные акты, принятые в соответствии с ним, обеспечивают правовую основу для введения, изменения и отмены санкций, введенных Великобританией. Санкции могут быть отменены по ряду причин. Например, при достижении внешнеполитической цели, для поддержки которой они были введены, например, при изменении поведения. Санкции также могут быть отменены, если будет установлено, что они больше не приносят пользы, — подчеркнули в диппредставительстве.
Впрочем, возникает вопрос, готовы ли власти Великобритании заняться оценкой «эффективности» рестрикций во время конфликта на Украине или в случае его завершения на российских условиях. Пока это кажется маловероятным. Ранее в Лондоне заявляли, что санкционные ограничения, установленные против Москвы, не будут сняты, пока ВС РФ не покинут ЛНР, ДНР, Херсонскую, Запорожскую области. Кроме того, Лондон обещал продолжать введение мер, «пока Россия полностью не выведет свои войска с Украины». Последние ограничения против РФ Соединенное Королевство ввело 13 июня. Они направлены на пресечение экспорта товаров двойного назначения.
Всего с начала СВО Великобритания более 40 раз расширяла ограничения. Сейчас в санкционном списке числятся почти 2 тыс. физических лиц и более 300 компаний. Под рестрикции попали и представители российской власти самых разных уровней.
Пришедшее недавно к власти правительство лейбористов во главе с премьер-министром Киром Стармером дало понять, что не намерено ослаблять санкционный режим в отношении Москвы. В палате лордов подчеркивают, что новый кабмин сохранит меры против РФ и продолжит ориентироваться на внешнеполитический курс США.
— Дело в том, что правительство Великобритании занимает довольно ястребиную позицию в этом вопросе, но в конечном итоге у него не будет другого выбора, кроме как следовать тому, что будет решено в Вашингтоне. Это операция под руководством США, а европейцев тащат за собой с разным уровнем энтузиазма. Главная надежда сейчас на то, что будущий президент США предпримет шаги, чтобы вытащить нас из этой неразберихи, — сказал «Известиям» действующий член палаты лордов Ричард Эндрю Балф.
По его словам, британские власти не готовы к диалогу с РФ. Он также заявил, что в парламенте по вопросу урегулирования украинского кризиса не проводилось никаких обсуждений.
При этом там признают неэффективность антироссийских санкций. В апреле депутат палаты общин Харриет Болдуин заявила, что в 2024 году российская экономика станет одной из сильнейших, отметив, что длительность санкционного режима не приводит к лучшим результатам. По ее словам, «существует единодушное мнение, что санкции не работают в соответствии с их указанной целью — вызвать настоящие проблемы для российской экономики».
— Россия стала полем для экспериментов по разработке санкционного инструментария Великобритании после того, как страна вышла из состава Европейского союза, — сказал «Известиям» старший научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Сергей Шеин. — До этого они координировались внутри ЕС. Но важно понимать, что британцы, в отличие от европейцев, в условиях достаточно скромных экономических успехов после ковида или Brexit в большей степени просчитывают обратный эффект от вводимых ограничений, в том числе и против России.
Эксперт полагает, что Лондон избрал более прагматичный и умный подход в плане отбора подпадающих под санкции направлений, отраслей и компаний по сравнению с ЕС. Это связано с тем, что параметры торгово-экономического сотрудничества между Россией и Европейским союзом с одной стороны и Россией и Великобританией с другой очень разные. Это открывает для англичан достаточно большое пространство для маневра, поскольку финансово они не связаны с РФ так, как ЕС.
Заявления о возможном снятии санкций не стоит понимать буквально, считает Сергей Шеин. Эксперт полагает, что об их отмене речи не идет.
— Здесь скорее речь о послаблении санкций и ЕС, и Великобритании, как о предмете торга после окончания активной фазы военных действий на Украине, как о некой приманке для России для того, чтобы добиться фиксации тех или иных политических решений в ходе мирных переговоров. Полностью они отменены не будут, — подчеркивает он.
Планы европейских государств на переговоры
Впрочем, так или иначе, в европейских политических кругах, кажется, фиксируется легкое изменение риторики относительно украинского кризиса. На днях, например, канцлер ФРГ Олаф Шольц призвал начать дискуссии об окончании украинского конфликта.
— На мой взгляд, сейчас настал момент, когда следует обсудить и то, как мы от этой ситуации придем к миру быстрее, — заявил он.
Немецкий лидер также выразил желание видеть российских представителей на планируемом саммите мира по аналогии с тем, который прошел 15–16 июня в Швейцарии без участия Москвы.
— Риторика о возможности мирных переговоров и какого-то изменения ситуации в отношении украинского конфликта носит зигзагообразный характер. Мы уже не раз видели изменение этой риторики с двусмысленными формулировками украинских и европейских лидеров, а также американских чиновников. Но при этом в каждом случае это скорее зондирование почвы относительно того, чего ожидать дальше, — считает Сергей Шеин.
Ранее идею о старте мирного переговорного процесса, как правило, поддерживали Венгрия и Словакия. 16 июня министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто отметил, что Будапешт готов оказать посредничество в коммуникации между Москвой, Киевом и Брюсселем. Премьер-министр страны Виктор Орбан критиковал власти ЕС за нежелание разрешить кризис и разжигание еще большей эскалации. 5 июля глава венгерского правительства лично прибыл в Москву для переговоров с российским лидером Владимиром Путиным. За несколько дней до этого он посетил с официальным визитом украинскую столицу. Будапешт недавно высказался и против снятия ограничений на использование западного вооружения для ударов по территории России.
Словакия также неоднократно говорила о необходимости урегулировать кризис. Страна негативно восприняла призывы к снятию ограничений на атаки по российской территории. 7 сентября Братислава выразила готовность принять участие в переговорах по украинскому конфликту на любом уровне, если это будет необходимо.
— Я приветствую каждого, кто говорит о мире, будь то обычный человек или политик. Я очень рад, что Австрия выступила с инициативой о готовности принять переговоры по Украине, — заявил глава словацкого правительства Роберт Фицо.
О том, что страны Европы не едины в своем подходе к РФ, говорит тот факт, что Евросоюз, например, не смог прийти к общему решению в вопросе о снятии ограничений на удары вглубь РФ. Хотя глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступает как раз за то, чтобы позволить Киеву использовать западное вооружение для обстрелов российской территории.
— Что касается Восточной Европы, я не думаю, что здесь усилия Венгрии и Словакии сильно меняют позицию ЕС, скорее наоборот, европейские чиновники, элиты той же Франции и Германии видят, что среди них есть шагающие не в ногу. Это только укрепляет их консенсус относительно того, что санкции можно продолжать, несмотря на то что есть несогласные, — полагает Сергей Шеин.
По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдана Безпалько, есть ряд причин, которые теоретически могут подталкивать западные страны к более сговорчивой позиции.
— Во-первых, это падение экономики и рост энергозатрат у Европы, что сейчас может привести к тому, что экономика драйверов этого региона будет падать, а это в итоге и вовсе способно обернуться разрушением Европейского союза, — говорит он.
С другой стороны, любые заявления о переговорах, снятии санкций могут делаться для того, чтобы получить небольшую передышку от конфликта. Ведь министр обороны Германии Борис Писториус недавно заявил, что к 2029 году страна должна находиться в состоянии полной готовности к возможной войне.
— Сейчас Европе категорически нужна передышка. Ей требуется наладить военное производство, логистику, создать хотя бы подобие какой-то призывной армии, пусть даже небольшой, — продолжил он.
Таким образом, в настоящий момент чрезвычайно сложно просчитать, насколько лидеры европейских стран, говоря о мирном урегулировании, действительно настроены на диалог с Россией.
При этом большое влияние на позицию ЕС, безусловно, имеют и предстоящие в США выборы президента, добавил Сергей Шеин. Ввиду неясности того, кто займет Белый дом в январе 2025 года, различные точки зрения касательно окончания конфликта тестируются в публичном пространстве на предмет той реакции, которую они вызовут у американского истеблишмента и кандидатов в президенты.
Большинство специалистов в целом сходятся во мнении, что ни демократ Камала Харрис, ни республиканец Дональд Трамп на самом деле не будут готовы сиюминутно прекратить конфликт на Украине, по крайней мере, по той причине, что им этого не позволят сделать как минимум другие ветви власти. Но при Трампе Штаты могут значительно снизить поддержку Киева, в результате чего основной груз ляжет на плечи европейцев. И тут возникнет вопрос, насколько к этому Великобритания или ЕС будут готовы. Если же окажется, что в определенный момент прагматизм вместе с экономической нецелесообразностью поддержки Украины начнет брать верх, то это, наверное, и может стать путем к выходу из острой фазы нынешнего конфликта.