Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
КНДР предупредила об ответных мерах на ядерную угрозу со стороны США
Армия
Российские военные показали способ защиты танка от мин с помощью цепей
Страна
Стало известно об отражении атаки ВСУ на Малую Локню в Курской области
Мир
В Израиле заявили о «чувстве беспомощности» США перед ХАМАС
Общество
Шоу «Поющие мосты» в Петербурге посвятили Дню памяти жертв блокады Ленинграда
Мир
В Кентукки не менее пяти человек пострадали при массовой стрельбе
Мир
В Боливии объявили режим ЧС на территории всей страны из-за лесных пожаров
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы танкистов в приграничье Курской области
Недвижимость
Более половины россиян отказываются от ипотеки при покупке недвижимости
Общество
Бывшего военного отправили в колонию по делу о хищении земель Минобороны
Политика
Памфилова сообщила о более 3 млн проголосовавших онлайн в 26 регионах РФ
Мир
Посольство РФ не получало от ФРГ достоверных данных по подрыву «Северных потоков»
Общество
Овчарка спасла своего хозяина от четырех медведей на Камчатке
Армия
Саперы разработали новую методику разминирования с помощью беспилотников
Армия
Экипажи Су-25 разгромили живую силу и технику ВСУ в приграничье Курской области
Спорт
Тарасов назвал Фомичева своим фаворитом в кулачном поединке против Морроу
Общество
Дело возбудили в отношении Моргенштерна за неисполнение обязанностей иноагента
Общество
Пожар в типографии в Москве полностью ликвидирован
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во вступительной статье к книге французского медиевиста Мишеля Пастуро его российский коллега и тезка Михаил Майзульс объясняет востребованность животных как символов: «Они задают язык, на котором люди говорят о других людях». Волк, несомненно, один из древнейших таких символов, и ему посвящена книга недели, изученная для «Известий» критиком Лидией Масловой.

Мишель Пастуро

«Волк: культурная история»

М.: АСТ: Лед, 2024. — пер. с французского С. Мухамеджанова, научная редактура и вступительная статья М. Майзульса — 176 с.

Кратко очерчивая биографию Пастуро, Михаил Майзульс отмечает его давний интерес к животным, начиная с защищенной в 1972 году диссертации «Геральдический бестиарий в Средние века», за которой последовали «статьи о кабане на печатях, фигурах зверей на надгробиях, зооморфных «масках» дьявола, галльском петухе, процессах над животными, фауне в резьбе мизерикордий <...>, восхождении льва на «должность» царя зверей, королевских зверинцах и охотничьих трактатах».

Если рассмотреть самых крупных игроков на рынке европейской зоологической символики и геральдики — льва, медведя и волка, — то последний выглядит каким-то наименее везучим и максимально скомпрометированным. «Лев в Средние века мог олицетворять и ненасытного дьявола, и царственного Христа», — комментирует Майзульс, несчастный же волк, за редкими исключениями, неизменно «ассоциировался с миром зла». Считавшийся в древних обществах родственником волка медведь до XII века оставался царем зверей (пока его не потеснил лев), но волку допрыгнуть до этого статуса так и не удалось. Оба этих хищника вели двойственное, амбивалентное существование в общественном сознании: с одной стороны, как пишет Пастуро, это были «титулованные звери, вызывающие восхищение у языческих воинов и охотников, которые иногда стремились заполучить силу хищников, поедая для этого их плоть и выпивая их кровь». А с другой — христианская церковь объявила решительную войну и медведю, и волку, как физическую, так и символическую, провозгласив их воплощением всевозможных пороков и грехов. При этом волк «всегда имел худшую репутацию, чем медведь», считаясь то более свирепым, кровожадным и опасным, то, наоборот, «более порочным, трусливым и нелепым».

В первой главе — «Мифологии древности» — Пастуро всё-таки признает за волком некоторый авторитет и респектабельность. Как тотемное животное он пользовался популярностью у многих тюрко-монгольских племен Центральной Азии, а по одной легенде, даже «сам Чингисхан любил называть себя сыном Синего Волка, который, согласно поверью, спустился с неба, чтобы соединиться со смертной». Но на Азию Пастуро отвлекается только мимоходом, а потом сосредотачивается на Европе, в частности, на Древней Греции, где волк выступает полезным мифологическим инструментом, будучи атрибутом многих богов — Зевса, Ареса, Аполлона, Гекаты, которые с помощью волка наказывают смертных или помогают свести счеты с другими богами. «В самых известных мифах повторяется несколько тем: переодевание или превращение в волка; кормящая волчица; волк-проводник или защитник», — пишет Пастуро и приводит в пример неприятный инцидент, происходящий в начале «Метаморфоз» Овидия. Там нечестивый царь Ликаон, рискнувший подать Зевсу мясо младенца, в наказание превращается в волка.

Волк греческой или нордической мифологии, в представлении Пастуро, примерно такое же абстрактное существо, как библейский волк, еще не обросший плотью и кровью — скорее фигура речи, чем животное. В Библии о волке вообще говорится очень мало, и в сугубо метафорическом смысле: главным образом, он «олицетворяет лжепророка, который рядится в чужую шкуру, дабы искушать паству Господа и сбивать ее с пути истинного». Между IV и X веком в писаниях средневековых авторов и отцов Церкви мало-помалу формируется всецело отрицательный портрет волка, который местами будет сохраняться вплоть до XIX века. Это уже совершенно материальный, натуралистический «образ большого, просто громадного волка — существа злобного, прожорливого, хищного, устрашающего и опасного».

волк
Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

Эту трансформацию волчьего образа автор книги связывает с переменой климата и утратой человеком контроля над окружающей средой. Возделываемые земли приходят в запустение, леса отвоевывают у них территорию, дикие животные становятся наглее в поисках пищи, и новый для людей чисто физический страх перед волком меняет человеческое поведение и образ мыслей: теперь на волка смотрят «как на убийцу, с которым нужно во что бы то ни стало бороться как физически, так и символически».

Впрочем, самые мудрые церковные деятели предпочитали действовать всё-таки лаской. Пастуро приводит известную агиографическую историю о волке из Губбио, который терроризировал всю округу, пока святой Франциск Ассизский не поговорил с ним по-хорошему: «Он назвал его братом-волком, упрекнул за поведение, но вместе с тем признал, что не сам он, а голод был повинен в преступлениях. Затем св. Франциск попросил его исправиться и жить в мире с обитателями Губбио, которые в обмен на это готовы были кормить волка». В результате всё закончилось к обоюдному удовольствию, а любители живописи и по сей день могут наслаждаться прекрасной картиной Люка-Оливье Мерсона «Волк из Губбио», где мясник протягивает кусочек мяса кроткому волку, над головой которого светится нимб.

Эта картина иллюстрирует предпоследнюю главу книги — «Поверья и суеверия Нового времени», — где среди прочего объясняется, почему хромает дьявол: как только он создал волка, неблагодарная тварь как следует тяпнула Сатану за ногу. В этой же главе приводятся различные объяснения волчьей привычки выть на Луну — как романтические, так и более рациональные: «Некоторые древние авторы считали, что волк — животное Артемиды — был влюблен в Луну. Другие же, напротив, утверждали, что Луна украла его тень, и поэтому волк обращается к ней, чтобы ее вернуть. Сегодня этологи и зоологи объясняют вой тем, что таким образом волки общаются между собой, особенно во время охоты, то есть в сумерки и ночью».

Впрочем, к современным зоологам Пастуро относится без особого пиетета. Рассказывая о комичных и нелепых предрассудках авторов средневековых латинских бестиариев, он замечает: «...вовсе не исключено, что научные рассуждения самых выдающихся зоологов сегодняшнего дня точно так же окажутся смешными в глазах потомков пять-шесть столетий спустя. Такова уж история верований и знаний!» Мысль о том, что любые научные знания и рассуждения подвержены устареванию и зависят от своей эпохи, поэтому ученому не стоит быть слишком самонадеянным, вообще очень дорога Пастуро. Эту идею он разными словами продвигает несколько раз с одинаковой горячностью, и поспорить с нею трудно, применительно к образу волка или безотносительно к нему: «...остережемся изучать — а уж тем более судить! — прошлое по меркам наших сегодняшних познаний, способов восприятия, моральных стандартов и систем ценностей: поступать так означало бы, что мы ничего не понимаем в истории».

Прямой эфир