Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин отметил хорошие результаты осенней сессии парламента России
Мир
Le Monde сообщила о запрете министру обороны Чехии говорить о ситуации на Украине
Общество
Метель и усиление ветра до 15 м/с ожидаются в Подмосковье в ночь на пятницу
Мир
В Белоруссии раскрыли прослушку пилотов со стороны иностранных спецслужб
Наука и техника
«Роскосмос» сообщил о планах создать лунную электростанцию к 2036 году
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 257 ДТП
Происшествия
Один человек погиб и два пострадали при атаке ВСУ на Херсонскую область
Мир
Мишустин отметил попытки расшатать экономику России извне
Политика
Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку работы СФ
Общество
Президент РФ призвал работать с застройщиками для защиты покупателей жилья
Общество
Патрушев назвал Трансарктический коридор ключевым элементом развития Арктики
Общество
Путин поручил найти решение по поддержке многодетных семьей при росте их доходов
Общество
Стратегию развития частного образования разработают в России
Экономика
Путин призвал вывести экономику России на новый уровень
Мир
Зеленский признал перехват Россией украинских ракет «Фламинго»
Мир
В Минске заявили о продолжении активного диалога между Лукашенко и Трампом
Общество
В Курганской области пресекли захват заложника и побег заключенного из колонии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Численность сил быстрого реагирования ЕС может превысить 5 тыс. человек после 2025 года, сообщили «Известиям» в Европарламенте. В Еврокомиссии такой вариант не исключили. Пока только о решении выделить для этой структуры по 2,5 тыс. военнослужащих договорились Германия и Польша. В экспертном сообществе полагают, что европейцам, вероятно, удастся создать в следующем году новую военную группу, но сформировать крупную общеевропейскую армию вряд ли. В Москве такие действия называют нагнетанием напряженности и подчеркивают: подобные шаги Брюсселя вынудят РФ принимать ответные меры для обеспечения безопасности.

Силы быстрого реагирования вырастут

В Евросоюзе изучают возможность усиления военных структур, существующих в рамках объединения. Одна из них — силы быстрого реагирования ЕС (EU Rapid Deployment Capacity), которые должны быть созданы в 2025 году. Впервые о необходимости формирования этого боевого корпуса в составе до 5 тыс. военнослужащих заявили в 2022 году. Как говорил тогда глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель, его планировали развернуть уже в 2023-м. И хоть пока формирование так и не появилось, в Европарламенте считают, что его численность в будущем может быть увеличена.

— Эта тема находится на стадии обсуждения. ЕС должен реагировать на ситуацию с безопасностью. Мы готовимся защищать наш суверенитет, свободу и демократию. И именно поэтому ЕС в будущем может увеличить численность военнослужащих в рамках сил быстрого реагирования, — заявил «Известиям» депутат Европарламента Томаш Здеховски.

Солдаты

Военнослужащие Германии и Франции

Фото: Global Look Press/Moritz Frankenberg

В Еврокомиссии подтвердили, что работа по созданию подразделения еще ведется.

— Потенциал быстрого развертывания ЕС — один из инструментов, который союз в настоящее время разрабатывает, он должен быть полностью введен в эксплуатацию в 2025 году. Количество войск, которые могут быть использованы в рамках сил быстрого реагирования, будет зависеть от типа сценария, при котором они будут развернуты. При этом сейчас предполагается мобилизация до 5 тыс. военнослужащих, — отметил в разговоре с «Известиями» представитель Евросоюза.

По его словам, это модульный подход, который может быть адаптирован в зависимости от различных этапов и сценариев. Создание новой структуры не возлагает обязанность на все страны отправлять в нее своих военнослужащих. При этом в Брюсселе не стали исключать, что численность сил быстрого реагирования со временем может возрасти. В то же время в ЕС заметили, что создание такой военной структуры напрямую связано с попытками противостоять РФ. Евросоюз выступил с рядом инициатив, которые нацелены на решение вызовов и угроз, включая «агрессию России против Украины» и «дестабилизирующую роль России в других частях мира», заметил представитель объединения.

Идею создания общеевропейских вооруженных сил активно поддерживают ведущие страны ЕС. Так, в апреле президент Франции Эммануэль Макрон призвал приблизить друг другу европейские армии. Одним из первых шагов, по его мнению, могло бы стать создание европейской военной академии. Страны ЕС понимают сложность и количество проблем, связанных с реализацией проекта по созданию Сил быстрого реагирования, считает военный эксперт, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Вадим Корощупов.

Вертолет
Фото: Global Look Press/Marcus Brandt

Речь не может идти об армии ЕС, так как национальные государства не склонны отдавать под наднациональный контроль свои вооруженные силы, что связанно с внутриполитическими рисками. Речь может идти, по крайней мере пока, только о сводных совместных подразделениях под конкретные задачи, временные цели, ограниченные ресурсы и механизмы принятия решений, — сказал он «Известиям». — Страны-члены ЕС неспособны даже организовать Боевые группы модульного типа (EU Battle Groups), ввиду отсутствия политической воли, а чаще из-за нежелания финансирования. А если страны хотят создать подразделения похожие на подразделения НАТО, то придётся дублировать многие процессы и инфраструктуру, что может поспособствовать возникновению множества сложностей.

Эксперт полагает, что силы быстрого реагирования ЕС в будущем могут пополнить военные формирования Франции, Италии, Испании и даже Кипра. К слову, эти страны участвуют в Корпусе операций кризисного реагирования в рамках Европейских сил (EUFOR CROC).

Попытка превращения ЕС в оборонный союз

Следует отметить, что в рамках Евросоюза существуют военные группы двух типов. Первый — многонациональные силы, образованные на основе межправительственных договоров, заключенных между государствами-членами ЕС. К этому типу, например, относятся Европейский корпус (Eurocorps), Европейские морские силы (European Maritime Force), Европейская жандармерия (European Gendarmerie Force) и другие. В таких структурах могут участвовать и страны, формально не входящие в ЕС. Так, в Объединенные экспедиционные силы (Combined Joint Expeditionary Force) входят ВС Великобритании, которая вышла из Европейского союза в 2020 году, а в Литовско-польско-украинскую бригаду (Lithuanian-Polish-Ukrainian Brigade), как следует из названия, входят войска Украины.

Вторая категория военных структур Евросоюза — силы, созданные на наднациональной основе, то есть на уровне ЕС. В них помимо создающихся сил быстрого реагирования входят, в частности, Боевые группы ЕС (EU Battle Groups), Европейский медицинский корпус (European Medical Corps), Корпус операций кризисного реагирования в рамках Европейских сил (EUFOR Crisis Response Operation Core) и другие.

начала службы боевой группы ЕС
Фото: REUTERS/SOPA Images/Dominika Zarzycka

Этих структур много, потому что на протяжении всей истории создания Европейского союза и Европейского сообщества предпринимались разные попытки формирования своих европейских, независимых от США, сил. Многие из них прекращали свое существование, многие вливались в новые инициативы, некоторые реорганизовывались, чтобы вдохнуть в них новую жизнь, — объяснил Вадим Корощупов.

О том, что Европе нужна стратегическая автономия от США, в последние годы неоднократно говорил Эммануэль Макрон. В 2019 году в интервью журналу The Economist он констатировал «смерть мозга НАТО» и предупредил, что Европа «стоит на краю пропасти» и может перестать «контролировать свою судьбу», если не начнет рассматривать себя как самостоятельную геополитическую силу и не сконцентрируется на собственной обороне. Четыре года спустя он признал: оборонная автономия завязана в том числе на европейской промышленности, которая «не удовлетворяет всех потребностей и остается очень фрагментированной», что сохраняет зависимость от американских и даже азиатских поставщиков.

солдаты
Фото: Global Look Press/Kay Nietfeld

При этом в ЕК стремятся предпринять хотя бы организационные шаги в направлении создания европейской армии, всё же связанной с НАТО. Так, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно заявила о планах назначить еврокомиссара по обороне, увеличить военные расходы и обозначить подходы к наращиванию потенциала стран-членов. 18 июля она призвала сообщество сделать из ЕС «настоящий европейский оборонный союз». «Государства-члены сохранят ответственность за свою национальную безопасность и свои армии, и НАТО останется опорой нашей коллективной обороны. Но мы всё прекрасно знаем», — пояснила она, признав, что расходы на оборону большинства стран — членов ЕС «слишком низки и неэффективны».

Член комитета по обороне Госдумы Андрей Красов считает смешным попытки ЕС сформировать силы быстрого реагирования.

У них попытки создать европейскую армию предпринимались и раньше при других руководителях стран. И чем эти попытки закончились? Ничем. Потому что у них есть один заокеанский хозяин, который не позволяет это сделать, — сказал он «Известиям».

Исполняющий обязанности постпреда РФ при ЕС Кирилл Логвинов отметил, что Урсула фон дер Ляйен хочет перехватить у правительств европейских государств контроль над их военно-промышленным комплексом для переориентации экономики ЕС на длительное военное противостояние с Россией. Глава российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов заявил, что антироссийские шаги Брюсселя вынудят РФ принимать «компенсационные меры для обеспечения безопасности».

Военнослужащий Финляндии

Военнослужащий Финляндии

Фото: TASS/EPA/KIMMO BRANDT

При этом пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия не представляла и не представляет никакой угрозы для Евросоюза, а перспективы превращения ЕС в оборонный союз вынуждают Москву соответствующим образом конфигурировать и свои внешнеполитические подходы. «Это подтверждает общий настрой европейских государств на конфронтацию и нагнетание напряженности», — сказал официальный представитель Кремля.

Читайте также
Прямой эфир