Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Сальдо назвал бессмысленным расчет Киева на F-16 как на чудо-оружие
Общество
Вильфанд пообещал москвичам бабье лето в начале октября
Мир
Spiegel назвал позорным выступление Зеленского на встрече с Трампом
Мир
Советник Орбана назвал безответственными действия Украины против России
Армия
Российская армия нанесла групповой удар по аэродромной инфраструктуре ВСУ
Мир
«Хезболла» подтвердила гибель своего лидера Насраллы при ударах Израиля
Общество
Путин поздравил работников и ветеранов атомной промышленности
Армия
ВСУ за сутки потеряли до 1990 человек в зоне спецоперации
Происшествия
Житель Курской области закрыл собой жену от дрона ВСУ и погиб
Спорт
WADA потребовало дисквалификации первой ракетки мира Синнера из-за допинга
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о 15-минутной медкомиссии при мобилизации
Мир
СМИ сообщили о сбросе Израилем более 80 бомб при ликвидации Насраллы
Общество
Семьям погибших при взрыве на АЗС в Дагестане выделят по 1 млн рублей
Мир
Власти Украины сообщили о поражении административного здания в Киевской области
Общество
Главный штурман Тихоокеанского флота Витютнев умер во время марафона
Армия
Богослужение в день Воздвижения Креста Господня провели для бойцов ВС РФ
Мир
В МИД РФ заявили о намерении обратиться в суд ООН по делу о терактах на СП
Общество
Число погибших при взрыве на АЗС в Махачкале выросло до 13
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По статистике, девочки в учебе намного способнее мальчиков, но социально успешных мужчин больше, чем женщин. Это явление ученые называют исчезающей одаренностью. Оно связано с жесткой зависимостью от мнения окружающих и разрушает интерес к познанию нового. Если ребенок в первые годы своей жизни и во время школьного обучения испытывает стресс, в будущем тревога перерастает в психологическое расстройство, которое убивает когнитивные функции головного мозга, что мешает ему сосредотачиваться на задачах и принимать необходимые решения в стрессовых ситуациях. Такие выводы сделали ученые Тверского государственного университета. Подробности — в материале «Известий».

Такая доля женская

Число россиянок с высшим образованием растет. Если в 2010 году по итогам переписи населения об окончании вуза сообщили 53% женщин и 47% мужчин, то в дальнейшем тенденция не только сохранилась, но и окрепла: в 2015-м диплом о высшем образовании имели 45% опрошенных мужчин и 55% опрошенных женщин, а в 2021-м — 44% и 56% соответственно. Однако женщины составляют меньше половины российских ученых: только 43,4% из общего числа имеют кандидатскую степень и лишь 28,3% — докторскую, утверждает Росстат. Доля женщин от числа российских исследователей в 2020 и 2021 годах, по его же данным, не превышала 40%. Несмотря на очевидную академическую успешность, социальные и карьерные достижения женщин все-таки скромнее мужских. По статистике, руководителями мужчины становятся чаще женщин: согласно итоговым данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, у 63% опрошенных россиян начальники мужчины, а у 31% респондентов — женщины.

школа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Вопрос, почему мужчины в итоге оказываются успешней женщин, занимал ученых еще в прошлом веке. Американская исследовательница Синди Оушен еще в 1987 году назвала причину этого дисбаланса исчезающей одаренностью. Она выяснила, что соотношение способных мальчиков и девочек в начальной школе равняется 111 к 100, что говорит о равенстве их способностей. К подростковому возрасту девочки постепенно утрачивают академическую одаренность, если сравнивать с успехами мальчиков, а во взрослом возрасте становятся аутсайдерами в академических вопросах и их карьерные успехи намного скромнее мужских.

Пытаясь ответить на вопрос, из-за каких биохимических процессов в головном мозге со временем стираются способности у женщин, ученые Тверского государственного университета пришли к некоторым заключениям. По их мнению, в России, как и во всем мире, рождается одинаковое количество мальчиков и девочек с повышенными способностями, но c возрастом число одаренных девочек постепенно уменьшается, к моменту окончания вуза лидерами в области академических знаний становятся мужчины, равно как и в социальной среде.

начальник
Фото: Global Look Press

«Барьерами на пути развития женского интеллекта, в том числе и эмоционального, являются гендерные представления родителей, в итоге сильно ограничивающие у девочек проявление активности и склонности к исследованиям и общей любознательности, выбору сфер профессиональной деятельности и стремлению к реализации своей одаренности, что и создает сложности в профессиональной реализации», — говорит к.п.н. доцент, доцент кафедры «Психология труда и клиническая психология» факультета психологии ФГБОУ «ВО «Тверской государственный университет» Ольга Клюева.

Тревожность бьет способности

Опрошенные эксперты сравнивали одаренность мальчиков и девочек в школьные годы по скорости обучаемости чтению, письму и счету. Получилось, что из 40 детей экспериментальной группы, за успеваемостью которых наблюдали несколько месяцев, девочки превосходили мальчиков на 10%, что объяснялось зрелостью определенных мозговых центров. Скорость формирования тех или иных навыков у девочек выше, чем у мальчиков, за счет скорости созревания префронтальных областей головного мозга, отвечающих за процессы произвольности, за управление теми процессами, которые обеспечивают формирование навыков счета, письма и чтения. И эта динамическая тенденция скорости созревания процессов управления у девочек осуществляется раньше, чем у мальчиков, говорят ученые из Института клинической психологии и социальной работы РНМИУ им. Н.И. Пирогова.

«В процесс карьерного развития вмешиваются сугубо социальные факторы, связанные с приемлемостью и ожидаемостью, с установками на то, кого желательней видеть на должности руководителя, мужчину или женщину. Очевидно, выбор падает на мужчину. Функциональная разница мозга мужчин и женщин заключается, например, конкретно в особенностях реализации функций пространственной памяти. У мужчин активность этой функции выше, и этому есть морфологические объяснения, связанные с размерностью ядер гиппокампа, отвечающей за реализацию пространственного мышления. Но женщины дают мужчинам фору в процессе работы в режиме многозадачности благодаря аксонной плотности мозолистого тела (отвечает за связь левого и правого полушарий. — «Известия»), — говорит д.п.н., профессор, директор института клинической психологии и социальной работы РНМИУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина.

школа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В подростковой группе школьников способных к учебе девочек с отличными и хорошими оценками оказалось намного меньше, чем в начальной. Этот факт объяснялся страхом неудачи у девочек, которым в возрасте полового созревания просто пятерок уже мало, им важно не просто добиться успеха, реализовать одаренность, но и получить одобрение взрослых и представителей противоположного пола, считают психологи.

«В начальной и средней школе начинает формироваться тревожность девочек, которым, как Алисе в стране чудес, чтобы оставаться на своем месте, надо бежать быстрее, чем мальчикам. Девочки на старте могут иметь более высокую обучаемость, которая подкрепляется усидчивостью, послушанием, например. В отличие от мальчиков. По сути, это связано с тем, что префронтальная кора девочек формируется быстрее в среднем на два года, но уже к возрасту 20 лет мальчики нагоняют девочек, проявляя свою способность обучаться в полной мере», — говорит психолог Светлана Колобова.

начальник
Фото: Global Look Press

Детская одаренность исчезает из-за псевдопедагогического влияния родителей и специалистов, участвующих в развитии детской личности и образовании, считают ученые из ФГБНУ Научный центр неврологии.

«Так называемый одаренностный, талантливостный креатив у ребенка замещается рамками игровых и воспитательных парадигм, привычных большинству детей и взрослых. Формализованные процессы подкрепляются положительно, так как для них существует система оценки и понятны правила, а креативные — слабо или вовсе не подкрепляются: правила отсутствуют, взрослые не знают системы оценки. Таким образом, основная причина феномена — кризис мотива достижений: у ребенка происходит утрата интереса к процессу и результату своего труда», — говорит врач-невролог, реабилитолог, к.м.н., научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии» Роман Люкманов.

Одобрение — тормоз прогресса

Стремление ребенка получить одобрение у окружающих повышает уровень тревожности, которая, в свою очередь, снижает память, аналитические способности и скорость обработки входящей и исходящей информации и в целом влияет на желание получать новый опыт. Тревожность убивает когнитивные функции головного мозга, с помощью которых человек познает себя, окружающий мир и взаимодействует с людьми, говорят опрошенные ученые. В конечном счете эти процессы влияют на способность человека принимать решения, позиционировать себя в социуме, достигать материальных результатов. Психика ребенка опирается на регулярно повторяемые им действия, а они, в свою очередь, являются следствием или реакцией на постоянно возникающий внешний раздражитель и в итоге образуют некий поведенческий алгоритм поведения и ощущений.

Иными словами, если человека отчитывают за неполученную пятерку, у него вырабатывается чувство страха, которое блокирует его действия и намерения сделать что-то новое, снижает познавательную деятельность и не пускает приобретать новый опыт. На элементарном уровне чувство тревоги активируется в ядрах гипоталамуса и миндалевидном теле головного мозга. Первые являются частью лимбической системы, связаны нервными волокнами со всеми мозговыми отделами и железой, которая отвечает за рост, размножение и выживание. Второе играет ключевую роль в усилении страха.

девочка
Фото: Getty Images/Jupiterimages

«Гиперактивация, то есть частый запуск нейросетей тревожности, проходящих через эти мозговые центры, людьми проживаются как состояние генерализованной тревоги, которая со временем закрепляется в головном мозге» — говорит д.п.н., профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы РНМИУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина.

В стрессовых ситуациях у человека, подвергавшегося в детстве вербальному и физическому насилию со стороны взрослых из-за результатов, чувство не поддающейся регулированию тревожности возникает автоматически. Его, как говорят ученые, нельзя унять с помощью разумных доводов, которые обычно выдает префронтальная кора мозга, расположенная в лобной части головы. У девочек тревожность формируется быстрее и избавиться от нее почти невозможно, считают ученые.

стресс
Фото: TASS/dpa/Fabian Sommer

«Согласно генетике пола, в отличие от мужчин, которые являются носителями эволюционирующих признаков, женщины являются носителями консервативных. Мужчина, реагируя на изменения среды, первым должен найти путь к выживанию, а женщина ждет, когда он передаст ей готовые решения», — говорит к.п.н., доцент кафедры «Психология труда и клиническая психология» факультета психологии ФГБОУ «ВО «Тверской государственный университет» Ольга Клюева.

Кроме того, у девочек угасание одаренности может быть также связано с кризисом мотива достижений, которое проявляется потерей интереса к процессу своего труда, говорят практикующие психологи. «Возникает при доминировании личностной рефлексии над интеллектуальной, когда ребенок говорит и параллельно с этим оценивает, что он говорит, как он говорит и соответствует ли это ожиданиям окружающих», — подытоживает психолог Светлана Колобова.

Читайте также
Прямой эфир