Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин в поздравлении Рахмону сообщил о встрече с ним в Москве в ближайшие дни
Мир
Кабулов заявил об отсутствии в Афганистане инклюзивного правительства
Мир
NYT рассказала об облегчении Байдена от ухода с поста президента
Общество
Отопительный сезон в Москве начнется в понедельник
Мир
Посол Ирана заявил о готовности договора с РФ о всеобъемлющем сотрудничестве
Мир
В США признали превосходство России над Германией в сфере ВПК
Мир
Трамп призвал не запрещать Израилю атаковать ядерные объекты Ирана
Общество
Военкору Поддубному присвоят звание почетного гражданина Белгородской области
Армия
Военнослужащие группировки войск «Центр» эвакуировали подбитый танк ВСУ
Происшествия
Машина загорелась после столкновения на Киевском шоссе в Москве
Общество
В Минюсте назвали одну из причин внесения Поперечного в реестр иноагентов
Мир
Бойцы ВС РФ рассказали об использовании ВСУ дронов с термическими смесями у Днепра
Экономика
Цена нефти Brent впервые с конца августа превысила $79 за баррель
Мир
Столтенберг допустил влияние выборов в США на окончание конфликта на Украине
Армия
Силы ПВО сбили 10 БПЛА над Белгородской, Воронежской и Курской областями
Мир
Конгрессмен обвинил администрацию Байдена в бездействии на фоне урагана «Хелен»
Армия
В Минобороны показали работу инженерных войск в Курской области
Общество
В России объемы строительства частных домов снизятся на треть
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Десять лет назад началось сражение за Донецкий аэропорт, ставшее одной из ключевых вех военного противостояния в Донбассе. Бои шли фактически в городской черте и продолжались 242 дня. Взятие его силами ДНР в январе 2015-го сыграло колоссальную морально-психологическую роль: противник был отброшен от критически важной черты, «северные ворота в столицу» вернулись в руки дончан. Сегодня тех, кто дрался за старый и новый терминалы, авиадиспетчерскую башню, взлетную полосу, в живых уже немного. Специальный корреспондент «Известий» встретился с очевидцами и участниками событий и узнал, в чем была специфика тех боев и почему они продолжают оставаться столь значимыми и по сей день.

Экипаж «Дикого»

Полноценные сражения за аэропорт им. С. Прокофьева (отстроенного к Евро-2012) завязались в начале лета 2014-го. Но первым днем, когда ВСУ нанесли удар по воздушной гавани, стало 26 мая.

— Это был обычный солнечный день, много машин, люди спешат на работу, в аэропорт. Рано утром вылетел рейс в Киев, он оказался последним, — вспоминает медик 1-го медицинского отряда ДНР Лилия Радионова. — Накануне в Донецк прибыли несколько «КамАЗов» с добровольцами — в полной выкладке, с оружием, город встречал их ликованием. На следующий день с местными ополченцами они попробовали закрепиться в аэропорту, но их атаковали с вертолетов и самолетов, выдавили и отбросили. Было много жертв, в том числе среди гражданского населения. Аэропорт остался в руках украинских силовиков. Мирная жизнь закончилась, эта дата перевернула всё.

Занятие подступов и попытки штурма аэропорта начались в июне. Тогда же ополченцы стали использовать на этом направлении танки. Участником первой такой атаки стал Николай Гутченко, позывной Ник, в 2014-м ему было 25 лет.

Донецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Во время службы в армии я окончил с отличием 169-й учебный центр в Десне, — рассказывает «Известиям» Николай. — Специальность — механик-водитель Т-64. В 2014-м пошел в ополчение пехотинцем-стрелком, удерживал блокпост на южных подступах к городу. Попал в танковый экипаж. Первым моим заданием стало поражение целей в аэропорту.

В экипаже, делится Ник, командиром был бывалый вояка Атаман, наводчиком — сталевар из Мариуполя Акула. Поехали на выполнение задачи тогда на двух машинах. Одна должна была отработать по диспетчерской вышке, стоявшей костью в горле у ополчения, — с нее велись корректировка, снайперский огонь. Другая — поразить перекрытия между гостиницами. Остановились на улице Стратонавтов, в 2 км от цели, приготовились. И вдруг выяснилось, что у второй машины не действует система управления огнем. В итоге Атаман, Акула и Ник отстрелялись за двоих. Произвели восемь выстрелов, поразили обе цели.

Далее был Иловайск, где «шестьдесятчетверку» ребят подбили, все остались целы. В сентябре на этом же танке (имя ему дали — «Дикий») вернулись в аэропорт, где в течение месяца выкуривали противника из убежищ и пробивали тоннели в зданиях для захода туда наших штурмовиков.

На помощь Гиви

По воспоминаниям участников, особенностью боев за аэропорт была чрезвычайная близость огневого контакта: противники стояли в считаных метрах друг от друга, в одном здании базировались на разных этажах.

— С нашей стороны многое делалось наобум, на ура, — делится замкомандира батальона «Пятнашка» Александр, позывной Внук. — Без всякой — часто — тактической подготовки. Человек изучил за полчаса устройство автомата и отправился на позиции. У меня, например, был учебный АК, переделанный под боевой. Аптечка имелась хорошо если у каждого третьего. Часто случалось — рванули все вперед, не имея на то никакого предварительного, согласованного решения, и есть результат.

Донецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Примером подобной самостоятельности и инициативности служит история Ильи Леона.

После Иловайского котла мы с моим товарищем и земляком Дизелем решили помочь Гиви (Михаилу Толстых, командиру отряда «Сомали». — «Известия»), — рассказывает Леон. — Поехали к нему в аэропорт.

В один из дней в перерыве между боями, вспоминает Леон, он решил исследовать разрушенное здание у взлетной полосы и нашел внутри — под плитой — место, как нельзя лучше подходящее для засады.

— Устроился. А враг оттуда как на ладони, — делится Илья. — Правда, работал недолго. Меня вычислили и ударили чем-то тяжелым. Очнулся уже в больнице.

Донецк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Вытянул из-под завалов Леона его товарищ Дизель.

— Мы оба из Краматорска, — рассказывает «Известиям» Дизель. — Когда уходили из дома, дали клятву матерям, что вытащим друг друга, что бы ни случилось, живыми или мертвыми, никогда не бросим. Когда Леона накрыло, я пошел его откапывать.

«Моторола — мой наставник»

Единственным режиссером-документалистом, кто запечатлел бои за аэропорт, стал Максим Фадеев, уроженец Славянска, создавший за десять лет целую фронтовую кинолетопись происходящего в Донбассе. Итогом его работы в Донецке стали картины «Терминал» — о взятии в декабре 2014 года старого здания аэропорта — и «На войне как на войне» — о занятии нового в январе 2015-го.

— Наиболее серьезные бои в аэропорту начались после Иловайского котла, когда освободившиеся силы, а конкретно «Спарта» и «Сомали», пошли на его штурм, — рассказывает «Известиям» Максим. — Сегодня, со взятием Авдеевки, ВСУ отброшены от Донецка на 12 км. А тогда, в 2014-м, они стояли прямо на северной окраине. Более того, даже в январе 2015 года их удалось оттеснить всего на несколько сотен метров. Вот взлетно-посадочная полоса, и часть мы контролировали, а часть — по-прежнему они.

Донецкий аэропорт
Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

Сам Фадеев в 2014-м жил в Киевском районе Донецка, в 5 км от бывшей воздушной гавани.

— Когда разгорался очередной бой, я просто не мог оставаться в стороне. Пешком в темноте доходил до места в обход всех блокпостов, — вспоминает он. — Опасно ли было там? Помню, ранило бойца на третьем этаже старого терминала, этот эпизод у меня есть в фильме. Его вытаскивают. Я в это время меняю объективы, и тут начинается обстрел. Убежать можно либо через лестницу, либо через пробитый в стене проем. Но в один выход стреляет танк, в другой — пулеметчик. Плюс сверху ложатся 120-е мины. Вижу: я остался один. Понимаю: надо уходить! Но не могу заставить себя даже встать, впал в оцепенение. Потом откуда-то снизу появился ополченец. Он пробежал мимо, не обращая внимания на град пуль, схватил цинк с патронами и нырнул обратно. Это помогло: я поднялся и так же, пригибаясь, ушел.

Арсена Павлова — Моторолу — Максим называет своим наставником:

— Он научил меня, как выживать под огнем. Объяснял: вот летят 82-е мины — это не страшно, бетонное перекрытие они не пробивают. А это танк — его тем более бояться не нужно: если попадет, всё равно уже не узнаешь. В первый день, когда я их снимал, Мотор вообще вышел из укрытия и под пулями ходил, фотографировал горящий дом. Не боялся. Когда меня ранило во время съемок осколками в спину и шею, он же руководил оказанием мне медицинской помощи, сам вывозил на машине.

Старожил Николай

Поселок, примыкающий к аэропорту, — это кварталы сожженных и искореженных частных домов. И днем и ночью до сих пор здесь слышны артиллерийские канонады, в небе жужжат вражеские дроны. Тем удивительнее встретить в этой мертвой зоне гражданских людей.

Николаю Васильевичу Шулипе — 67. Бывший шахтер. Голубятник. 14 прямых попадания во двор, контужен. Видел, как заходили 26 мая на штурм украинские «сушки» (с неба сыпались гильзы). Тем же вечером прятал у себя 20 еще необстрелянных отступивших ополченцев, которые, по его словам, говорили, что «никто не ожидал, что украинцы станут сопротивляться».

Николай Васильевич - все 10 лет прожил рядом с аэропортом на улице Взлётной

Николай Васильевич все 10 лет прожил рядом с аэропортом на улице Взлетной

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Осенью 2014-го военные меня даже выгнали отсюда, тут полыхало всё, — рассказывает Николай Васильевич. — Оставшихся голубей я прятал в подвале в соседнем — тещином — доме. Ночевать уходил в город к жене и дочке. А утром возвращался сюда, кормил и поил птиц. Да и не мог сидеть в квартире в четырех стенах, на землю тянуло! А потом, как потише стало, совсем вернулся.

Во дворе его который год лежат доски «от Моторолы» и железо «от Гиви» — командиры помогали погорельцам как могли. Правда, отремонтировать дом всё не удается — небезопасно.

Мемориал в честь погибших в аэропорту 26 мая

Мемориал в честь погибших в аэропорту 26 мая, Киевский район Донецка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

По-прежнему он ухаживает за голубями — у него их около ста, «вертуны» — кувыркаются в воздухе. Засеял огород. Мечта у него, говорит, только одна — дожить до того дня, когда не будут летать над двором беспилотники, когда умолкнут орудия, когда удастся впервые заснуть в тишине.

Читайте также
Прямой эфир