«Поселились в подвале, провел трубу, так и жили»
«Квартиры» в подвалах, постоянные обстрелы, редкая раздача гуманитарной помощи — такой последние полтора года была жизнь в Авдеевке. Российские военные, на днях освободившие ее, уже готовятся вывезти мирных жителей в тыл, где их встретят волонтеры и помогут обустроиться в новой жизни. Для людей контраст разительный — украинские власти не предлагали им ничего, кроме автобуса «до вокзала», откуда просто некуда и не на что было ехать. Корреспонденты «Известий» побывали в Авдеевке, увидели следы боев, брошенные украинские позиции и пообщались с дождавшимися освобождения жителями.
По следам боев
Дорога в освобожденную Авдеевку проходит через Киевский район Донецка и поселок Спартак. Это окрестности донецкого аэропорта. Бои здесь как начались в 2014 году, так практически никогда и не утихали. Рядом часть ПВО и промзона, которые были превращены в укрепрайоны. Бронированный тягач МТ-ЛБ идет на приличной скорости, сбрасывая ее лишь у бетонных заграждений блокпостов, которые годами были «границей». А потом вырывается на Донецкую кольцевую дорогу — она впервые с 2014 года полностью на территории ДНР.
Уже на въезде в частном секторе Авдеевки видим между домами уничтоженные украинские военные микроавтобусы и джипы. Кое-где еще лежат тела украинских боевиков — пока идет разминирование и зачистка, их еще не успели убрать. В самом городе картина, хорошо знакомая по Мариуполю, Волновахе, Артемовску и многим другим населенным пунктам: укрепления и огневые точки в домах, во дворах, на перекрестках. В окнах видны подготовленные бойницы для стрелков.
Во дворах заметны места отстоя техники, пути ее выезда и заезда. Здесь же бывшие позиции минометчиков и артиллеристов, которые обстреливали Донецк. Встречаются упаковки от импортных боеприпасов. Бойцы показывают многоэтажку, с плоской крыши которой работали украинские беспилотники, их операторы располагались в подвале дома.
Когда идешь по улицам Авдеевки, сразу бросается в глаза одна из причин успеха российских подразделений — следы попадания планирующих корректируемых авиабомб. Их сложно с чем-то спутать. Это мощное оружие свело на нет стандартные украинские попытки использовать жилую застройку в качестве укреплений. Из подвалов выбираются мирные жители, которые остались здесь, чтобы дождаться освобождения.
Кошмар закончился
Первый встреченный нами приветливо жмет руки бойцам, а заметив телекамеру, рисует в воздухе сердце. Из подвала к солдатам 1-й Славянской бригады выбегает собака хаски, машет хвостом и трется, «требуя», чтобы ее срочно погладили.
У соседнего подъезда мужчина в спецовке Авдеевского коксохимического завода пилит дрова, из подвала выведена труба и идет дымок.
— Поселились в подвале, провел трубу, так и жили. Гуманитарку получали — приезжали сектанты и выдавали. Полтора года под обстрелами, без работы, без денег. Сейчас в Донецк хочу уехать, в волонтерский центр — там с работой и общежитием помогут, а дальше всё в наших руках! — рассказывает электромонтер Владимир.
Его заметно удивляет, что последние полтора года ему никто не собирался помогать — эвакуация, которую предлагала Украина, просто была автобусом «до вокзала», откуда ему просто некуда и не на что было ехать. Пришедшие в город российские военные за два дня организовали выезд мирного населения, и Владимир к концу разговора улыбается, наверное, впервые за многие месяцы.
На другой стороне двора еще один мирный житель в заводской спецовке обсуждает с бойцами эвакуацию. Он смог сохранить в подвале какие-то вещи и хочет их собрать, чтобы не ехать совсем без ничего. По мужчине заметно, что он мало ел и пил как минимум несколько дней. Но и он улыбается: для него кошмар Авдеевки почти закончился и он уходит в свой подвал собирать вещи.
Бойцы остаются отдохнуть на лавочке у подъезда. Все трое из Донецка, двое не застали ополчение и в армию попали уже во время специальной военной операции, а старший успел повоевать в 2014–2015 годах. На вопрос, верилось ли, что когда-нибудь будут в Авдеевке, почти хором отвечают: «Мы еще и до Киева дойдем!»
Проводящий нас по Авдеевке боец 1-й Славянской бригады с позывным Механик сам родом из Мариуполя, воюет с 2014 года. И уже после освобождения родного города смог наконец-то встретиться с матерью. Такой у него получился восьмилетний путь домой через бои у Светлодарска и Изюма.
— Всё скрытно было, общались с мамой скрытно, чтоб там не знали, что я здесь. Сейчас съездил в Мариуполь, вернулся, женился и попал сюда, в Авдеевку, сразу после свадьбы. Дальше будем идти, до конца. Мы русские, по-другому никак, кровь русская, Россия наша, всё, что наше, мы всё отобьем, — рассказывает Механик.
Ему 30 лет и почти треть жизни он в армии. Рассказывает, как со слезами встречали наших бойцов в освобожденных городах, обнимали, радовались. Так же было и в Авдеевке.
Успешная операция в Авдеевке не снимает полностью угрозу обстрелов Донецка, но значительно ее снижает. Об этом говорят почти все бойцы — не только местные, но и все, кто хотя бы раз был в столице ДНР. Именно с этого направления происходили наиболее жестокие террористические обстрелы города.