Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Депутаты предложили не наказывать за самооборону при защите жилища
Происшествия
В Ростове-на-Дону упаковочная пленка спровоцировала вспышку на подстанции
Политика
Небензя заявил о недоговороспособности режима Зеленского
Культура
Пересильд назвала музыку своим нынешним приоритетом в творческой деятельности
Культура
В комитете Думы по культуре не поддержали идею дресс-кода для артистов
Общество
Истекшие срочные договоры беременным продлят до трехлетия ребенка
Мир
Секретарь СБ Армении обсудил с Салливаном сотрудничество по безопасности
Экономика
Пенсионные резервы в российских НПФ достигли почти 2 трлн рублей
Экономика
Страхование длинных вкладов повысят с 2025 года
Мир
ЦАХАЛ заявила о возможности опасной эскалации в регионе из-за «Хезболлы»
Экономика
Telegram и VK перетянут рекламу с зарубежных ресурсов
Происшествия
Губернатор Артамонов сообщил о подавлении беспилотника над Липецком
Мир
Постпред РФ Ульянов допустил поправки в ядерную доктрину страны
Мир
Столтенберг заявил о рассматривании НАТО вопроса приведения ЯО в боеготовность
Общество
Синоптики предупредили москвичей о дождях, грозах и порывистом ветре 17 июня
Мир
Землетрясение магнитудой 5,9 произошло у берегов Перу
Мир
СМИ сообщили о лишении рэпера Пи Дидди ключа от Нью-Йорка из-за скандального видео
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накануне выборов в Европарламент Париж пытается очернить репутацию крайне правых. К этому лагерю относят «Национальное объединение» — главного соперника партии президента Эммануэля Макрона. При этом в мае в Париже прошло традиционное шествие членов ультрарадикальной группы «Комитет 9 мая». Несмотря на первоначальный запрет властей, суд в итоге разрешил проведение мероприятия. Шествие ожидаемо «шокировало» премьер-министра Габриэля Атталя, заявившего о том, что «крайне правые наступают». Реакция официального Парижа вызывает вопросы особенно на фоне недавнего расследования французских журналистов, посвященного обучению украинских неонацистов из ВСУ во Франции. О двойных стандартах предвыборной риторики Елисейского дворца — в материале «Известий».

Шествие неонацистов в Париже

Каждый год в мае люди в черном маршируют рядами по улицам Парижа с флагами, украшенными кельтским крестом — одним из распространенных символов ультраправых сил, выступающих за превосходство белой расы. Нынешний год не стал исключением. Около 600 человек собрались 11 мая в шестом округе столицы, чтобы почтить память Себастьяна Дейзье — националиста, погибшего 30 лет назад при попытке скрыться от полиции. Дейзье был членом ультрадикальной партии «Французское дело», основанной в 1968 году и ликвидированной властями в 2013-м. Закрыта она была на том основании, что ее члены проповедовали расизм и антисемитизм, а также восхваляли маршала Филиппа Петена — главу коллаборационистского правительства во Франции в годы Второй мировой войны — и других пособников нацистов.

Члены крайне правой группы «Комитет 9 мая» (C9M — комитет 9 мая) принимают участие в демонстрации в честь 30-летия со дня смерти Себастьяна Дезье в Париже

Члены крайне правой группы «Комитет 9 мая»

Фото: REUTERS/Benoit Tessier

Изначально префектура запретила шествие «Комитета 9 мая», однако суд отменил решение со ссылкой на нарушение права граждан на свободное участие в демонстрациях. У премьер-министра Габриэля Атталя шествие вызвало «шок и отвращение»: «Я хочу напомнить вам, что с 2017 года мы остаемся непримиримыми перед лицом всех отклонений, всех форм ненависти и в особенности тех, которые распространяют крайне правые. Мы видим, крайне правые наступают по всей Европе и добиваются успехов. Наша страна не исключение. Очевидно, что это требует абсолютной мобилизации наших усилий».

Если посмотреть основные французские СМИ, писавшие о шествии, то почти повсеместно они употребляют термины «неофашисты», «ультраправые» и «крайне правые» как синонимы. При этом в медийном поле последнее словосочетание уже давно закрепилось за «Национальным объединием», возглавляемом Жорданом Барделла. Интересно, что во время выборов сенаторов в сентябре 2023-го МВД республики, отвечающее в стране за проведение всех избирательных мероприятий, официально обозначило кандидатов от партии как представителей крайне правых. Партия тогда пыталась оспорить это решение, но 11 марта Государственный совет Франции окончательно отклонил протест «Национального объединения».

Согласно последнему опросу, опубликованному 20 мая, партия по-прежнему лидирует в преддверии июньских выборов в Европарламент, набирая 31% голосов, и значительно опережает макроновское «Возрождение», возглавляемое Валери Айе, рейтинг которой с 13 мая опустился на 1% и составляет сегодня 16% голосов избирателей.

Жордан Барделла

Фото: REUTERS/Manon Cruz

В беседе с «Известиями» депутат Европарламента от Франции Эрве Жювен призвал «избегать путаницы» и осудил попытки властей смешивать консервативных правых с крайне правыми, а также с представителями неофашистов и неонацистов. По его мнению, обвинения в принадлежности к крайне правым — это попытка лишить легитимности националистические и консервативные партии.

В рядах тех, кого их политические противники называют крайне правыми, мы имеем большинство граждан различных европейских стран, которые чувствуют, что их идентичности угрожает неконтролируемая массовая иммиграция, что они теряют свои традиционные ценности, а некоторые из них чувствуют, что они больше не знают, что такое их страна или во что она превращается, и что они больше не могут контролировать ее будущее. Таким образом, у нас есть очень значительные партии, которые я бы назвал консервативными и националистическими, но которых их противники клеймят как крайне правых и иногда совершенно ошибочно обвиняют в фашистских или даже нацистских симпатиях, — объяснил он.

Политик отметил, что во Франции и Европе существуют люди, которые действительно разделяют идеи Адольфа Гитлера или Бенито Муссолини, но их число крайне мало, и речь идет, по сути, о маргиналах. Он напомнил, что глава парламентской фракции партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен «предельно четко» отреагировала на недавние заявления главы избирательного списка «Альтернативы для Германии» Максимилиана Кра. Ле Пен, в частности, объявила о нежелании вступать в новую коалицию с АдГ после выборов в июне. Поводом стали слова Кра о том, что не все, кто носил форму СС, должны «автоматически считаться преступниками». На данный момент «Национальное объединение» и «Альтернатива для Германии» входят в состав группы «Идентичность и демократия» — шестой по численности фракции в Европарламенте.

Подготовка представителей полка «Азов» во Франции

Партия Макрона, несомненно, ставит перед собой задачу очернить репутацию «Национального объединения», считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Об этом свидетельствует и тот факт, что на прошедших 23 мая теледебатах между Жорданом Барделла и Габриэлем Аталлем звучали обвинения в том, что партия Ле Пен финансировалась Кремлем.

— Изначально при Жан Мари Ле Пене партия отличалась резонансными заявлениями. Вроде тех, что газовые камеры были лишь «незначительным эпизодом Второй мировой войны». Партию обвиняли в антисемитизме, Жан-Мари Ле Пена таскали по судам. И, кстати, недавно его дочь сказала на одной из радиостанций, что именно поэтому она и исключила своего отца из партии и что в личном плане это было для нее очень тяжелое решение. Тем не менее партия в десять раз увеличила свое представительство в Национальном собрании и по итогам выборов 2022 года представлена 88 депутатами. Поэтому сейчас население воспринимает ее как правую, но отнюдь не как нерукопожатную. В этом плане работа по дедемонизации партии, которой Марин Ле Пен активно занимается начиная с 2011 года, завершилась успешно, — подчеркнул он.

Марин Ле Пен

Фото: REUTERS/Manon Cruz

Партия отказалась от идеи выхода Франции из ЕС и НАТО, но выступает за Европу национальных государств, в отличие от Макрона, продвигающего федерализм, добавил эксперт.

Ле Пен — суверенистка, а Макрон — либеральный федералист. По французской шкале ценностей «Национальное объединение» — крайне правые, но на самом деле это вполне нормальная консервативно-суверенистская партия, которая считает, что Европа должна строиться как Европа различных проектов и сотрудничества, что не отменяет существование национальных государств, — уточнил политолог.

Французский политолог Бертран Шоллер отмечает, что «менталитет французов скован шаблонами», и поэтому из-за постоянных нападок в СМИ «Национальное объединение» вынуждено идти на уступки и искать компромиссы, опасаясь потерять голоса в преддверии выборов.

Все политические партии во Франции, за исключением самых маленьких, вынуждены говорить приблизительно одно и то же, чтобы не подвергаться демонизации 24 часа в сутки на телеканалах. Они стали очень боязливы, — заметил он.

Эксперт указывает, что люди воспринимают партию как наследницу «Национального фронта», основанного Жаном-Мари Ле Пеном, однако программы этих партий сегодня сильно отличаются.

— Они даже не знают, о чем сегодня говорит «Национальное объединение». Всё, что люди знают, — это то, что оно говорит о проблемах иммиграции уже 30 лет. Поэтому они думают: бог с ними, проблемы с иммиграцией действительно есть, будем голосовать за них. До трансформации в «Национальное объединение» «Национальный фронт» был действительно патриотической партией, выступающей за национальные приоритеты. Теперь такая лексика вообще не употребляется, — уточнил он.

Джордан Барделла, Марин Ле Пен, Эрве Жювен

Джордан Барделла, Марин Ле Пен и Эрве Жювен

Фото: Global Look Press/IMAGO/Christophe Morin

Как бы там ни было, нападки СМИ и властей на «Национальное объединение» и их попытки запугивать население угрозой со стороны крайне правых кажутся фальшивыми на фоне недавнего исследования французского интернет-издания Mediapart.

Последнее публикует фотографии солдат ВСУ из третьей штурмовой бригады полка «Азов», проходивших подготовку во Франции в октябре 2023 года. На снимках видны татуировки, изображающие нацистскую символику. Также можно видеть солдат ВСУ, одетых в форму французской армии и позирующих на фоне флага с изображением свастики. Французское минобороны отказалось комментировать Mediapart эти снимки, сославшись на то, что отбор кандидатов для подготовки во Франции осуществлялся ВСУ.

Если евродепутат Эрве Жювен признался «Известиям», что «крайне шокирован» подобными фактами, то политолог Бертран Шоллер им ничуть не удивился, подчеркнув, что во Франции власти и СМИ вбили людям в голову: «ради победы над Россией разрешено всё». Поскольку нынешнее правительство считает РФ злейшим врагом, то «мы готовы сотрудничать хоть с самим дьяволом, финансируя террористические действия в Москве или обучая неофашистов из Украины», резюмировал он.

Прямой эфир