Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Шольц вновь исключил отправку крылатых ракет Taurus Украине
Мир
В парламенте Германии раскритиковали работу фон дер Ляйен на посту главы ЕК
Экономика
В Минэке назвали основные факторы роста доходов населения в I квартале
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
Шольц попытался изобразить енота из популярного в Сети видео
Мир
Пять человек погибли из-за торнадо в китайском Гуанчжоу
Общество
Путин отметил уникальный опыт детского хирурга Рошаля
Мир
Лидер демократов в сенате США назвал ультраправых республиканцев мерзкими
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
В московском парке нашли тело мужчины
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Единый российско-белорусский полис ОСАГО заработает c 1 октября этого года. Тарифы на такую страховку будут определяться в зависимости от национальных правил. Эксперты считают это несправедливым, почему — разбирались «Известия».

Тарифы на общий полис ОСАГО для России и Белоруссии будут устанавливаться в соответствии с законодательством страны регистрации транспортного средства, на которое оформляется страховка. Это следует из ответа ЦБ РФ (копия имеется в распоряжении «Известий») на письмо вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина на имя председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной. В нем Шапарин просил руководство Центробанка рассмотреть возможность использования белорусских правил определения тарифов на автогражданку при интеграции этого вида страхования.

КПП Беларусь
Фото: ТАСС/Наталия Федосенко

Полис единый — тарифы разные

В своем ответе представители ЦБ РФ ссылаются на модельный закон «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства», принятый постановлением парламентского собрания Союза Беларуси и России в июне прошлого года.

«Порядок установления страховых тарифов по договорам страхования в рамках системы страхования Союзного государства устанавливается законодательством государства-участника по месту регистрации транспортного средства, в отношении которого заключается договор страхования в рамках системы страхования Союзного государства», — сообщил Центробанк.

Иными словами, при оформлении единой страховки российским автомобилистам стоимость полиса будет рассчитываться по тарифам и правилам, предусмотренным при заключении российского договора ОСАГО. А вот автовладельцы Белоруссии будут покупать такой полис по тарифам на автогражданку, действующим в их стране.

автомобиль
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

Кроме того, как отметили в ЦБ РФ, согласно модельному закону «страховые выплаты и размеры страховых сумм определяются в соответствии с законодательством об обязательном страховании государства-участника, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие».

Когда нововведения вступят в силу

В пресс-службе ЦБ также пояснили «Известиям», что страховой полис предусматривает покрытие страховых случаев на всей территории Союзного государства либо только на территории государства регистрации транспортного средства — по выбору страхователя.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ранее говорили, что единый полис появится осенью этого года. Теперь названа плановая дата запуска единого полиса — 1 октября 2024 года.

ОСАГО
Фото: ТАСС/URA.RU/Анна Майорова

— При этом у каждой страны будут свои тарифы на ОСАГО и на расширение на другую страну, — рассказали в пресс-службе РСА «Известиям».

Сколько платят за страховку в России и Белоруссии

Тарифы автогражданки и размер выплат в России и Белоруссии сильно отличаются, подсчитали в НАС. В России автомобилист старше 25 лет со стажем более двух лет, с КБМ 0,68 (шесть лет безаварийного стажа) заплатит за ОСАГО для Kia Rio от 9100 до 13 866 рублей. В Белоруссии он при схожих вводных данных приобретет полис ОСГОВТС за €28,32 (2840 рублей).

Лимиты по выплатам в России составляют до 400 тыс. рублей при ущербе автомобилю и другому имуществу, до 500 тыс. рублей в случае причинения вреда жизни и здоровью людей. В Белоруссии лимит на ущерб имуществу потерпевшего составляет €10 тыс., что эквивалентно 1 млн рублей. Лимит по жизни и здоровью потерпевшего составляет также €10 тыс., из них не более €4 тыс. (400 тыс. рублей) на возмещение расходов, связанных с погребением погибшего.

ОСАГО
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

«Выгодное» ДТП

Предложенную схему расчета тарифов на единую российско-белорусскую автогражданку вице-президент НАС Антон Шапарин считает несправедливой.

— Получается, что в этом случае при прочих равных условиях российский автолюбитель заплатит за страховку $120–150, а белорусский — $30–35. Такое положение дел имеет мало общего с понятием «единый полис», — заявил он «Известиям».

Также эксперт обратил внимание, что размер выплат в случае ДТП по такой страховке будет зависеть от страны, где произошла авария.

ДТП
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Выходит, что попасть в ДТП в Белоруссии «выгоднее», чем в России. Там лимит выплат по «железу» эквивалентен почти 1 млн рублей, в то время как у нас он ограничен на уровне 400 тыс. рублей. Тут также возникают вопросы относительно «единства», — считает Антон Шапарин.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что в предлагаемых правилах расчете тарифов и размера компенсации при ДТП по единому полису ОСАГО немало «перекосов и нестыковок».

— Очевидно, что на первоначальном этапе единый полис будет оформляться на основе национального законодательства. В дельнейшем при более глубокой интеграции в сфере страхования, возможно, эти перекосы будут всё же решены, — считает он.

В пресс-службе ЦБ РФ отметили, что для реализации проекта единого полиса понадобится внести ряд изменений в законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

граница с Беларусью
Фото: ТАСС/Владимир Горовых

Кому нужен единый полис

Единая российско-белорусская страховка в первую очередь будет выгодна автомобилистам, которые регулярно ездят в соседнюю страну, уверен член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. С ее появлением им не придется каждый раз оформлять отдельный полис, подчеркивает он.

— Надо понимать, что единая страховка будет добровольной. Она будет востребована прежде всего у жителей приграничных регионов, а автомобилистам, например, из Иркутской области она вряд ли понадобится, и вряд ли они ее будут оформлять. Сейчас идет процесс согласования и утверждения отдельных нюансов и правил, однако уже понятно, что при ее появлении каждый «останется при своем», — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Прямой эфир