Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава РФПИ Дмитриев положительно оценил результаты переговоров РФ и Украины
Мир
В Узбекистане семь человек пострадали при утечке аммиака на заводе
Общество
В Омске осудили местного жителя за изнасилование 25-летней давности
Общество
Торкунов анонсировал ввод единого учебника по истории в школах с 1 сентября
Мир
Южная Корея попросила США отменить пошлины на их товары
Армия
Средства ПВО уничтожили два БПЛА ВСУ над Белгородской областью
Мир
Суд на Украине закрыл дело по иску жены Порошенко о разделе имущества
Происшествия
Жители курского Рыльска остались без света из-за атаки дрона ВСУ
Мир
В США сообщили о начале переговоров о снижении присутствия в Европе в 2025 году
Мир
Захарова заявила о потере целостности Украины по вине Запада
Происшествия
На Камчатке зафиксирован мощный выброс пепла на вулкане Шивелуч
Мир
Более 65 тыс. жителей Молдавии лишились электроэнергии из-за пожара
Мир
Фицо отверг критику по поводу его визита в Москву на 9 Мая
Мир
Министр обороны Израиля Кац пригрозил ликвидировать лидера хуситов аль-Хуси
Экономика
ЦБ снизил критерий дохода для статуса квалифицированного инвестора до 12 млн рублей
Общество
Изъятая у москвича пума успешно адаптировалась к жизни в Московском зоопарке
Мир
В Польше сообщили о страхе Запада перед сближением России и Украины
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

15 февраля на заседании с президентом России Владимиром Путиным был согласован основной план строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. В рамках него министр транспорта Виталий Савельев заявил, что поезда ВСМ будут ходить каждые 10–15 минут, а поездка от Москвы до Санкт-Петербурга составит 2 часа 15 минут вместо четырех. Проект будет реализован по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения. Для строительства ВСМ потребуется около 1,7 трлн рублей, а первые поезда планируется запустить в 2028 году. Как будет проходить строительство первой высокоскоростной железнодорожной магистрали в России, кто в этом будет участвовать и как ее создание отразится на экономике страны — в материале «Известий».

Суть проекта ВСМ Москва – Петербург

Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) — электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для движения поездов со скоростями от 200 до 400 км/ч. В России первой высокоскоростной магистралью для железнодорожного транспорта должна стать ВСМ Москва – Петербург.

Магистраль пройдет по территории шести субъектов России: городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. По словам министра транспорта России Виталия Савельева, время пути между Москвой и Санкт-Петербургом уменьшится с 4 часов до 2 часов 15 минут, дорога из Москвы в Тверь составит всего 39 минут, а из Санкт-Петербурга в Великий Новгород можно будет добраться за 29 минут. Причем поезда будут ходить с небольшим интервалом — каждые 10–15 минут, а всего по маршруту будет 12 остановок.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В 2023 году в РЖД сообщили о готовности эскизного проекта для высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. По нему общая протяженность дороги составит 680 км, а максимальная скорость поезда — от 250 до 360 км/ч. Планируется создать поезда двух типов — «Бизнес» и «Стандарт». Первый будет включать повышенные классы обслуживания, а в «Стандарт» войдут пять классов обслуживания: бизнес, эконом, семейный, туристический и бистро.

Создание поездов для ВСМ Москва – Петербург планируется на базе производственных мощностей группы «Синара» и «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Их проектирование ведется с 2020 года. Виталий Савельев также сообщил, что опытный образец российского поезда должен быть создан в 2026 году, а первые 28 составов для ВСМ планируется сделать к 2028 году. К этому же году прогнозируется завершение строительства высокоскоростной магистрали. На данный момент уже создаются железнодорожные выходы участков ВСМ из Москвы.

По словам президента РФ Владимира Путина, ВСМ Москва – Санкт-Петербург станет стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. В перспективе планируется создание такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии Минска.

Как и за сколько планируют строить ВСМ Москва – Петербург

Пилотный проект строительства ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом реализуют по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения.

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

По словам Виталия Савельева, магистраль будут строить по частям, включая создание двух участков дороги и закупку новых поездов. Участок Санкт-Петербург – Зеленоград будут строить по принципу концессии, его стоимость оценили в 1,755 трлн рублей. Выходы из Москвы планируют создавать в рамках инвестиционной программы РЖД, на них потребуется 221 млрд рублей. На данный момент компания РЖД уже заложила в проект 40 млрд. На закупку первой партии 28 поездов на базе «Синара» и «Трансмашхолдинга» потребуется 148 млрд рублей.

В качестве одного из возможных вариантов финансирования проекта рассматривается привлечение до 580 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Общие инвестиции в строительство ВСМ оцениваются в 1,7 трлн рублей.

Кто будет участвовать в строительстве ВСМ

На заседании по обсуждению плана строительства магистрали министр транспорта сообщил о создании компании-акционера проекта — «ВСМ две столицы».

«В качестве концедента предполагается определить Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России», — заявил Виталий Савельев.

Структуру финансирования предложили выстроить следующим образом. Взносы в уставный капитал концессионера составят 218,5 млрд рублей, облигации пенсионного фонда «Газфонд» — 290 млрд, кредиты от «Сбербанка», ВТБ и «Газпромбанка», которые готовы участвовать в проекте, — 903,8 млрд. Также потребуется поддержка государства в объеме 609 млрд, из которых 580,6 млрд — заем ФНБ под 3% с полным возвратом к 2050 году, а остальное — капгрант на выкуп земельных участков.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Министр транспорта отметил, что в 2024 году понадобится 3 млрд рублей из этой суммы и 299,4 млрд начиная с 2027 по 2038 год на субсидирование операционной деятельности в целях покрытия кассовых разрывов в начале строительства и на этапе эксплуатации линии. Из них на период до 2030 года понадобится всего 69,1 млрд рублей.

В обсуждении реализации проекта ВСМ приняли участие представители федеральных министерств, ведомств, а также регионов, через территорию которых пройдет магистраль. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил о готовности финансового участия в строительстве ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом в качестве концессионера. Он отметил, что проект потребует почти 610 млрд рублей финансирования из федерального бюджета.

Мэр Москвы Сергей Собянин также заявил, что столица тоже будет участвовать в финансовой поддержке проекта.

«Правительство Москвы будет выполнять все поручения президента России по реализации проекта ВСМ-1, обеспечит интеграцию всей городской транспортной инфраструктуры с будущими остановками высокоскоростного поезда, которые планируются на Ленинградском вокзале, городских вокзалах Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково», — сообщил он.

Мэр подчеркнул, что на территориях, прилегающих к ВСМ, будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест, на строительстве инфраструктуры и поездов будут задействованы лучшие строительные и инженерные ресурсы нашей страны. В итоге качество жизни более чем 30 млн россиян существенно улучшится.

Мэр Москвы Сергей Собянин

Мэр Москвы Сергей Собянин

Фото: пресс-служба президента РФ

Что изменит ВСМ Москва – Петербург

По словам министра транспорта Виталия Савельева, создание высокоскоростных маршрутов в стране позволит нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузит аэропорты и поспособствует росту внутреннего туризма.

Согласно его докладу, представленному на совещании по созданию ВСМ, строительство отдельной пассажирской линии для ВСМ поможет вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Петербургом, что в 2030 году даст допэффект в 30 млн т грузов, а общий объем составит 74 млн т. Кроме того, к 2030 году пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35% — до 43,4 млн пассажиров, из которых на ВСМ придется 23 млн. Это повлияет на сокращение загрузки самолетов, так как отток пассажиров авиакомпаний составит 14% — на ВСМ должны перейти 3,2 млн человек.

В правительстве отметили, что запуск ВСМ также обеспечит рост рабочих мест, увеличение налоговых поступлений и образование индустриальных кластеров в зоне прохождения магистрали во всех сферах.

Читайте также
Прямой эфир