По правде сказать: экономика ФРГ оказалась неконкурентоспособной
Германия не может обеспечить экономический рост, а это значит, что страна становится беднее и менее конкурентоспособной. Об этом заявил министр финансов ФРГ Кристиан Линднер на мероприятии издания Bloomberg во Франкфурте. По словам Линднера, правительство ФРГ должно сделать выводы и принять соответствующие меры. Подробности — в материале «Известий».
Слабый рост
Это не первое подобное заявление, озвученное высшим руководством Германии. Ранее министр экономики и вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек говорил, что из-за средств, которые уходят на поддержку Украины, рынок Германии недосчитывается денег. А министр экономического развития отметил, что конкурентоспособность экономики утеряна за счет отказа от поставок российского газа.
Согласно прогнозу, опубликованному в докладе Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), немецкая экономика вырастет в текущем году всего на 0,3%. Последняя переживает не лучшие времена, а негативные события повторяются циклично, усугубляя ситуацию, согласна руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Эксперт объясняет ситуацию последствием резкого сокращения поставок газа из России: до февраля 2022 года на Россию приходилось 55% импортируемого Германией газа.
— Санкции нанесли тяжелый удар по промышленности Германии (закрытие заводов), особенно с учетом предпринимаемых в США мер по стимулированию переноса промышленных производств на свою территорию. Промышленное производство в Германии в 2023 году пострадало сильнее других отраслей: спад — 2%, — говорит она.
Кроме того, считает эксперт, из-за высокой инфляции снижалась покупательная способность населения. Реальные зарплаты ушли в минус в 2021 году и только начали выходить из отрицательной зоны, что сдерживает спрос. А ужесточение денежно-кредитной политики европейским Центробанком с рекордной за 22 года ставкой по депозитам и последовавшее за этим резкое замедление роста кредитования оказывали охлаждающее влияние на спрос. И наконец, подытоживает аналитик, экономика Германии традиционно является экспортоориентированной.
— Для нее важен внешний спрос, в том числе со стороны Китая, а в Китае внутренний спрос в 2023 году не оправдал ожиданий начала года, — отметила эксперт.
Удар не только по экономике
ВВП Германии в 2023 году снизился впервые с 2020 года — на 0,3% относительно 2022 года. По мнению канцлера Германии Олафа Шольца, главной проблемой стало ослабление экспорта, которое в том числе объясняется всеобщим падением спроса. В 2023 году отмечается спад энергоемких отраслей на 18% даже по сравнению с концом «ковидного» 2020 года.
Тем обиднее видеть эти результаты бывших немецких партнеров, когда осознаешь, сколько сил стоило наладить крепкие экономические отношения между Россией и Германией на протяжении нулевых и десятых годов, сетует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Сейчас немцы официально объявили, что не хотят работать с Россией. Возврат к нормальным взаимоотношениям максимально затруднен даже чисто технически из-за диверсии на «Северном потоке — 2», — отмечает она.
По мнению аналитика, нехватка российских углеводородов негативно сказалась на экономике в целом и промышленности в частности.
— Например, массово закрываются или переносятся в другие страны производства. Так, в ноябре о закрытии сразу двух заводов объявил производитель шин Goodyear Tire & Rubber. Под угрозой закрытия находятся немецкие производства Continental и Michelin. В декабре после объявление о закрытии металлургического предприятия Vallourec рабочие устроили факельное шествие. А это уже очевидный сигнал роста социальной напряженности: с закрытием заводов (а такие новости появляются чуть ли не еженедельно) неизбежно растет безработица и падение реальных доходов, — добавила собеседница издания.
Просел и рынок недвижимости, который формировал 15% от ВВП страны. За первые восемь месяцев 2023 года рынок строительства первичного жилья упал сразу на 50%, а разрешений на новое строительство выдано на четверть меньше, чем в 2022 году. Ведущие девелоперы подают на банкротство.
Кроме того, из-за прекращения регулярных поставок газа из России выросли цены на газ и электричество. Коммунальные платежи немцев увеличились в два раза по сравнению с началом 2022 года.
Закономерный итог
Рецессия в экономике — результат не только поддержки киевского режима и отказа от российских энергоносителей в пользу более дорогих. По словам Олафа Шольца, только за газ предприниматели и граждане Европы переплатили €185 млрд в 2022–2023 годах, и львиная доля приходится на Германию, — считает Екатерина Косарева.
— Энергокризис в стране совпал по времени с полным отказом от атомной энергетики в рамках «зеленого» перехода Германии, — продолжает она. — Тем не менее страна в угоду популистским идеям оказалась неспособна компенсировать недостающую энергию только за счет газа (сначала российского, потом — импортируемого из США и ОАЭ) и вместо этого была вынуждена импортировать электроэнергию от соседей. А это Франция, где большая часть электроэнергии вырабатывается именно на АЭС, и Чехия, где до сих пор в изобилии имеются угольные станции.
Таким образом, предпосылки для стагнации экономики сложились еще до пандемии и только усилились после отказа от российского газа, уверена эксперт.
Рецепт провала
Еще недавно мы думали о Германии как о технологичной, хорошо организованной, богатой, экономически эффективной стране, напоминает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
— Примечательно, что переход из экономического локомотива Евросоюза до положения «больного человека» Европы случился очень быстро и при непосредственном участии всей правящей верхушки Германии, — рассказала она «Известиям».
Эксперт перечисляет звенья логической цепочки действий, которые привели к рецессии некогда успешной экономики.
— Рецепт таков. Во-первых, убедить себя, что «политика важнее экономики», как завещала, покидая пост, Ангела Меркель. Во-вторых, отказаться от надежных поставок дешевого газа из России, а вместо этого закупать очень дорогой СПГ из США — нестабильными и спотовыми сделками. В-третьих, ввести многочисленные санкции против России, наносящие ущерб самой Германии чуть ли не в главную очередь. В-четвертых, отказаться от растущего российского рынка и начать переводить свои компании в США и другие страны. В-пятых, упорно направлять огромные средства в украинский «бездонный колодец» без какой-либо выгоды и отдачи. И, в-шестых, лишить себя перспективы роста, дав «зеленый свет» на подрыв «Северных потоков», — рассуждает Орлова.
Отчаянные меры
Риски рецессии европейской и, в частности, немецкой экономики отчасти отодвинулись, спорит с коллегами заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.
— Возможен и другой сценарий. Согласно прогнозам экономистов, ЕЦБ вскоре перестанет повышать ставки и, соответственно, усложнять условия финансирования экономики ЕС. Это позволит крупнейшим экономикам обуздать инфляцию, ставки центральных банков перестанут расти.
В то же время практически нет причин, которые могли бы предотвратить наступление рецессии совсем, уверен эксперт.
— То, что толкает Европу в состояние, близкое к рецессии, связано с долгосрочными проблемами, которые не исправит никакой кризис или какие-то другие одномоментные события. Это разбалансирование глобальной экономики, то есть деглобализация, нестабильность цен на энергоресурсы, неопределенность в отношении того, как будет себя вести инфляция. А договариваться так, как это было во времена Бреттон-Вудского соглашения, сейчас не получится, — разъясняет он.
Дальше — больше
Определенный прогресс в области подавления инфляции в ФРГ всё же наблюдается, отмечает Ольга Беленькая.
— Если в начале 2023 года инфляция превышала 8%, то в декабре она опустилась до 3,7%, а в январе, по предварительным оценкам, — до 2,9%. Это способствует улучшению ситуации с реальными доходами населения и, как ожидается, позволит ЕЦБ начать снижение процентных ставок в этом году.
Она упоминает и рост значения индикатора деловой активности в промышленности (индекс PMI):
— В последние месяцы уровень растет, хотя и пока остается ниже границы 50, отделяющей рост от спада. Однако местным властям необходимо решать долгосрочные структурные проблемы, связанные со снижением доступности энергетики, с увеличением доли стареющего населения и менее развитым рынком капитала, чем в США. Необходимы компенсирующие механизмы, — заявила эксперт из «Финам».
Прогнозы международных финансовых организаций по росту ВВП Германии на этот и будущий год также ухудшаются по сравнению с прежними оценками. Так, МВФ в январском прогнозе ожидает в этом году рост на 0,5% (–0,4 п.п. к октябрьскому прогнозу) и в 2025 году на 1,6% (также −0,4 п. п. к октябрьскому прогнозу). Вчерашний прогноз ОЭСР предполагает рост на 0,3% в этом году и на 1,1% в 2025 году.