Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новый мальдивский лидер Мохамед Муиззу 9 января совершил государственный визит в Китай, где встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Изначально главным покровителем Мальдивских островов считалась Индия, но в последнее время ситуация изменилась и всё более важным партнером Мале становится Пекин. Не обошлось и без скандала, который начался с оскорблений мальдивских чиновников в адрес индийского премьер-министра Нарендры Моди. Подробности — в материале «Известий».

В центре скандала

Инцидент случился после того, как 4 января глава индийского правительства Нарендра Моди выложил в соцсеть X (бывший Twitter) фотографии со своего отдыха на пляже в Лакшадвипе — цепи принадлежащих Индии островов к северу от Мальдив. Премьер-министр призвал сограждан чаще посещать этот архипелаг для отдыха.

Через пару дней три замминистра информации Мальдивских островов опубликовали оскорбительные комментарии в X, назвав его «марионеткой Израиля» и «клоуном» и раскритиковав связи Нью-Дели с Тель-Авивом, который ведет войну в секторе Газа.

Мужчины несут плакат, осуждающий заявления министров Мальдив о главе индийского правительства Нарендре Моди. Индия, Мумбаи

Мужчины несут плакат, осуждающий заявления министров Мальдив о главе индийского правительства Нарендре Моди. Индия, Мумбаи

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Ashish Vaishnav

На это уже бурно отреагировали в индийских соцсетях. Чиновников уволили, однако народное возмущение на этом не закончилось. Вторая по охвату платформа по резервированию туров в Индии приостановила бронирование на Мальдивы. В общей сложности было отменено свыше 8 тыс. бронирований отелей и свыше 2,5 тыс. авиабилетов на Мальдивы.

Посла островного государства вызвали в индийский МИД и выразили ему протест, а звезды Болливуда призвали не ездить на Мальдивы и «открыть для себя красоту индийских островов». В 2022–2023 годах из-за ограничений для граждан КНР в связи с пандемией по размеру турпотока Индия обошла Китай. При этом Пекин — главный кредитор Мальдивских островов.

С одними дружить, другим — на выход

«Победа Муиззу стала большим ударом для традиционного партнера Мальдивских островов — Индии, а также перечеркнула все усилия бывшего лидера Солиха по налаживанию более тесных отношений с Нью-Дели в течение пяти лет его нахождения у власти», — писала по этому поводу The Guardian.

Муиззу шел на выборы с лозунгом «Индия — вон». Во время предвыборной кампании он обвинял соперника в том, что тот допустил бесконтрольное присутствие Индии в стране и настаивал на выводе с островов 80 индийских военных.

Президент Мальдивской Республики Мохамед Муиззу

Президент Мальдивской Республики Мохамед Муиззу

Фото: Global Look Press/Xinhua/People's Majlis

Председатель КНР Си Цзиньпин направил ему поздравительную телеграмму, в которой подчеркнул, что у Мале и Пекина давняя история дружбы, а также, что «Китай и Мальдивы — это не только друзья с искренним взаимным доверием и взаимопомощью, но и партнеры по развитию и общему процветанию».

Нью-Дели и Пекин активно соперничают за контроль над Индийским океаном, который имеет чрезвычайно важное геостратегическое значение — это хаб для восточного берега Африки, Персидского залива, пути через Красное море и Суэцкий канал в Европу.

Так что Мальдивы находятся рядом с одним из самых оживленных морских путей «Восток — Запад» в мире. Пекин давно осознал важность этих вод, начав создавать там базы. Самым уязвимым местом КНР считается Малаккский пролив, через который в Китай поставляют около 60% энергоресурсов, при этом прямого присутствия у страны там нет. Исправить ситуацию Китай пытается с помощью строительства большой базы ВМС в Камбодже.

В ответ на мальдивско-китайское сближение Индия наращивает военную инфраструктуру на Андаманских и Никобарских островах — через этот островной барьер контролируется проход в Индийский океан через такой важный для КНР Малаккский пролив.

Индия и Китай прежде всего

Нью-Дели всегда считал Мальдивы страной, которая находится в его безусловной зоне влияния. Это объясняется и географическим положением островов, и тем, что во время холодной войны Индия, как один из лидеров Движения неприсоединения, казалась Мале лучшим государством-покровителем.

Мальдивы
Фото: Global Look Press/Xinhua/Wang Mingliang

В 1988 году со Шри-Ланки высадился десант повстанцев-тамилов и едва не захватил мальдивского президента Гаюма. Он успел послать Индии сигнал о помощи. Нью-Дели тут же отправил самолет с индийскими десантниками, не оставившими тамилам ни единого шанса.

В благодарность Гаюма провозгласил принцип «Индия прежде всего». Нью-Дели размещал военные объекты на Мальдивских островах, тем самым гарантируя им внешнюю и внутреннюю безопасность. В Индии были уверены, что Мальдивы от них никуда не денутся.

Следующий президент решил диверсифицировать внешнюю политику страны — заключил первые контракты с Пекином и разрешил открыть посольство на Мальдивах.

Наставник Муиззу, бывший президент страны Абдулла Ямин, также предпочитал усиливать сотрудничество с Пекином и занимать у него крупные суммы. Он заверял индийские власти в дружбе, однако наиболее выгодные контракты передавал китайцам. Так, например, произошло со строительством аэропорта имени Насира. В 2010 году этот проект заполучила индийская фирма, но через четыре года Ямин, сославшись на то, что она была заключена с нарушением правил, расторг контракт, передав его китайцам.

Мальдивский аэропорт
Фото: Getty Images/Wolfgang_Steiner

Экс-лидера впоследствии приговорили к 11 годам тюрьмы за коррупцию. В 2018 году мальдивцы, обвинив Ямина в том, что он «загнал страну в китайскую долговую яму», проголосовали за Солиха. Отношения между Индией и Мальдивами потеплели. С тех пор Мале пытался балансировать между двумя державами, стараясь не доводить до эскалации и стремясь выторговать для себя максимально выгодные условия.

Незападное мышление

Почетный научный сотрудник фонда Observer Research Foundation в Нью-Дели Нандан Унникришнан в беседе с «Известиями» подчеркнул, что власть на Мальдивских островах чередуется.

— Индийский военный персонал существует там, поскольку Нью-Дели дал Мале вертолеты и самолеты, персонала для обслуживания у самих островов нет. Индийский контингент как раз этим и занимается. Если новые мальдивские власти захотят отправить этот персонал домой, то у местных военных не будет возможности летать на самолетах и вертолетах, — считает политолог.

Младший научный сотрудник Национального института международной стратегии Китайской академии социальных наук Тянь Гуанцян считает, что китайско-мальдивское сотрудничество в последнее время развивается плодотворно, при новом лидере Мальдивы, вполне вероятно, присоединятся к инициативе «Один пояс, один путь». Но при этом Мале не отказывается от взаимодействия с Нью-Дели, уверен эксперт.

Флаги Мальдив и Китая
Фото: Getty Images/VCG

«Мальдивы не должны выбирать, с какой из стран им сотрудничать. Такой выбор из серии «или-или» присущ западному мышлению, а не восточному. Мальдивы — это небольшое государство, которое должно сотрудничать с разными странами мира, и в особенности со своими близкими соседями — Китаем и Индией», — резюмировал эксперт.

Руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов в беседе с «Известиями» отметил, что Мальдивы «будут пытаться усидеть на двух стульях». По его словам, предыдущие правительства проводили слишком проиндийскую политику. В свое время индийцы помогли экс-президенту Гаюму удержаться у власти и подавить переворот.

— У Китая гораздо больше денег, чем у индийцев, Нью-Дели физически не может обеспечить Мальдивам такой же объем инвестиций, как и Пекин. Причем речь идет не о государственных вложениях, а об инвестициях частных предприятий и компаний, — пояснил индолог.

Он отметил также, что индийцы не дадут мальдивцам выйти из их сферы влияния.

— Нельзя сказать, что какое-то правительство исключительно прокитайское, а другое проиндийское. Любой политик, придерживающийся слишком проиндийского курса, так или иначе будет одобрять китайские инвестиции. Так же любой человек, который придет к власти на волне критики Индии, будет учитывать интересы Нью-Дели, чтобы сохранять региональный баланс, — резюмировал политолог.

Читайте также
Прямой эфир