Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Армия
Средства ПВО РФ сбили две дальнобойные ракеты Storm Shadow
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В пространстве «Севкабель Порт» продлена экспозиция «Панк-культура. Король и Шут». Из 16 залов лишь четыре повторяют содержание московской выставки. Остальное собрано специально, особый акцент сделан на представителях субкультуры Северной столицы. «Известия» ознакомились с предметами андеграундного Ленинграда и реликвиями панк-легенд, многих из которых уже нет в живых.

Между Цоем и Балабановым

Фишка ивента в том, что это не просто выставка о яркой субкультуре и ее представителях — от истоков до наших дней, а диптих, где логично объединены две экспозиции. И уже из названия — «Панк-культура. Король и Шут» — понятно, что вторая часть посвящена истории легендарной хоррор-панк-группы, созданной Михаилом Горшенёвым (он же Горшок) в Ленинграде в 1988 году. И что выставка — естественная часть промокампании нашумевшего сериала, но при этом она, похоже, отпочковалась от хайпового продукта и зажила самостоятельно.

В Санкт-Петербург проект переехал из Москвы: весной в Центре современного искусства «Винзавод» выставка побила рекорд по посещаемости — на ней побывало более 110 тыс. человек. Но, как не устают повторять организаторы, по дороге произошла ее значительная трансформация и сейчас из 16 залов лишь четыре повторяют содержание московской выставки. Всё остальное собрано специально, и особый акцент сделан на панках Северной столицы. Как отметил Энрико Мазавришвили, один из продюсеров мероприятия, проведение выставки на родине группы «Король и Шут» — логичный шаг. С ним солидарен его коллега Александр Кармаев: «Выставка будет интересна и тем, кто только открывает для себя панк как явление, и тем зрителям, которые уже видели первую часть проекта в Москве».

выставка
Фото: Фотоагентство Отдел Кадров

Среди устроителей, помимо подразделений «Яндекса», находится также бюро Planet 9. Последнее известно тем, что организовало в Санкт-Петербурге в прошлом году ретроспективную выставку-путешествие «Балабанов», посвященную знаменитому, возможно, даже главному российскому кинорежиссеру Алексею Балабанову, который считался панком в кинематографе, а в этом году — масштабный проект «Первая позиция. Русский балет». «Известия» подробно о них рассказывали. Эта же команда делала выставку «Виктор Цой. Путь героя».

Кибердерево и другие панк-символы

Ленинградский панк был самобытным культурным явлением, примером молодежного максимализма. Считается, что он возник в последние годы жизни Брежнева как ответ на моду, просочившуюся из Великобритании даже сквозь железный занавес. И стал своеобразным протестом против застоя и мещанства, пошлости и скуки, ханжества и терпимости, уравниловки и серости. Это выражалось в эпатажной одежде, обуви, прическах — тех самых ирокезах. И в музыке, которую панки играли и слушали. И в развязном, можно сказать, даже хулиганском поведении, и в настойчивом и принципиальном злоупотреблении алкоголем и наркотиками. Неслучайно неофициальный лозунг, выражавший стиль жизни богемных представителей панк-культуры, сформулирован как Live fast, die young — «Живи быстро, умри молодым».

Зрителям выставки предлагается пройти пестрый путь от зарождения панк-стиля в Великобритании до трансформации этого жанра в СССР, постсоветской и сегодняшней России. Разумеется, здесь обилие интерактивных экспонатов, видеохроники и музыкальных записей — по выставке нужно ходить в наушниках. Представлены инсталляции, панковские наряды, к примеру, рубашки и платья от иконы панк-стиля Вивьен Вествуд и футболки с принтами Джона Доу и Молли Вайт, обложки западных пластинок и постеры, материалы о культовом питерском клубе Tamtam, живописные и графические работы Олега Котельникова, Егора Летова, Игоря Межерицкого, Дмитрия Алексеева, Григория Ющенко, Сергея Пахомова и других художников-концептуалистов и постмодернистов.

Советский раздел выставки, естественно, не ограничен Ленинградом. На стенах — рукописная поэзия сибирских панков, альманахи московской рок-лаборатории «СДВИГ», кассеты, магнитоальбомы и фото с выступлений культовых отечественных групп — «Гражданской обороны», «Зоопарка», «Автоматических удовлетворителей», печатная машинка Петра Мамонова и черно-белые работы фотографа Игоря Мухина. Публика увидит такие раритеты, как советская звукозаписывающая аппаратура, концертные гитары, синтезаторы и барабаны, видеокассеты с записями концертов, экспонаты из домашней студии Егора Летова.

Как признался куратор первой части выставки, сотрудник Государственного Эрмитажа, искусствовед Василий Успенский, буквально про каждого представленного артиста или художника возникали споры, «поскольку у панка нет формальных четких признаков и границ и мы исходили из субъективного внутреннего понимания панка. Тем более это касается панка в современном искусстве: на этой выставке категория «панк» к нему примеряется едва ли не впервые».

Архитектор проекта Агния Стерлигова отметила, что в своей питерской версии «выставка стала более зрелищной, и эта зрелищность прорастает из дополненной истории группы «Король и Шут» и ее создателей, образа легендарных мест Ленинграда-Петербурга, текста и смыслов песен. Мы закрутили экспозиционное пространство в метафизическое путешествие и практически буквально визуализировали песню «Собрание» — ждем всех друзей под ветвями нашего кибердерева!»

вещи
Фото: Фотоагентство Отдел Кадров

Впервые выставлены личные вещи Михаила Горшенёва, предоставленные семьей музыканта, и другие редкие артефакты, помогающие понять историю группы. Куратором экспозиции о группе «Король и Шут» стал сооснователь коллектива — музыкант и поэт Андрей Князев, он же Князь.

Отдельный зал посвящен вышедшему в 2023 году сериалу режиссера Рустама Мосафира «Король и Шут». Жанр этого зрелища определяется авторами как «панк-сказка». Появление сериала вызвало новую волну интереса к творчеству группы и в целом к панк-культуре. Несколько серий можно увидеть прямо на выставке, а заодно пережить своего рода иммерсивный опыт, оказавшись в его декорациях.

Панк — многоликое явление, оно отразилось не только в музыке, моде, кино, театре и литературе, но даже в гастрономии. И в Петербурге посетителям впервые предлагают завершить тур по выставке посещением панк-столовой, выполненной в виде сквота, где можно попробовать перевернутый бутерброд, сырный суп с беконом и сэндвич под названием «Вам тунец». В создании этого необычного гастрономического продолжения участвовал шеф-повар популярного питерского ресторана Kyznyahouse Руслан Закиров.

Читайте также
Прямой эфир