Юрист оценил вероятность закрытия Балтийского моря для российских судов
Угрозы Латвии закрыть Балтийское море для российских судов не имеют под собой юридических оснований. Об этом 23 октября «Известиям» заявил юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский.
По его мнению, высказывание президента Латвии Эдгарса Ринкевичса о возможном закрытии Балтийского моря для прохода российских судов после инцидента с аварией на газопроводе Balticconnector напоминает угрозу или ультиматум.
«Следует понимать, что речь идет даже не о территориальных водах Латвии, а об исключительной экономической зоне, в которой юрисдикция этой прибалтийской страны весьма ограничена. Чтобы остановить российское судно, ВМС Латвии должны будут послать на перехват военные катера. В ответ Балтфлот направит конвойные корабли, и тогда неизбежно столкновение», — считает юрист.
Подозрения в адрес российского судна без надлежащего расследования не могут иметь никакой юридической силы, подчеркнул Хаминский.
«Более того, и Россия, и Латвия являются членами Конвенции ООН по морскому судоходству и должны придерживаться взятых на себя обязательств и ограничений. Это значит, что даже в территориальных водах, которые представляют 12-мильную зону от берега, прибрежная страна не вправе мешать проходу гражданских судов. Тем более такого права нет при проходе через экономическую зону, составляющую водное пространство в 200 миль от берега», — сказал он.
Возможно, Латвия сошлется на документы и договоры НАТО, в соответствие с которыми закрытие морей возможно в случае вооруженной агрессии в адрес одной из стран, допустил эксперт. Однако авария на газопроводе, произошедшая по неустановленным причинам и вызванная действиями неустановленных лиц, не может считаться военной агрессией. В противном случае пришлось бы переводить в военно-политическую плоскость диверсию на российских «Северных потоках», указал юрист.
«Россия в ответ на недружественные шаги Латвии может применять меры не только военной защиты, но и экономической. Например, Северный морской путь имеет особый статус и согласно всё той же Морской конвенции ООН порядок прохождения судов по нему устанавливает именно Российская Федерация. Помимо этого, наша страна может ввести и иные ограничения на транзит, причем не только в Прибалтийском регионе. Но, думаю, до этого дело не дойдет, так как наши северо-западные соседи далеко не первый раз выкрикивают угрозы, прикрываясь авторитетом своих «старших» братьев по различным коалициям», — заключил он.
20 октября президент Латвии отметил, что страны — участницы Североатлантического альянса могут закрыть судоходство для российских судов в Балтийском море, если будет доказана причастность Москвы к повреждению газопровода Balticconnector.
В тот же день зампред комитета Совфеда по международным делам Андрей Климов сказал в беседе с «Известиями», что заявление Ринкевичса является нелепым самопиаром.
8 октября газопровод Balticconnector был перекрыт из-за утечки. 11 октября представитель центральной криминальной полиции Финляндии Микко Симола заявил, что следователи обнаружили «внешние следы» на морском дне в районе места поломки газопровода.
Спустя несколько дней в странах Запада зазвучали заявления о якобы причастности России к аварии. 13 октября президент РФ Владимир Путин назвал это чушью собачьей. Он отметил, что даже не знал о существовании этого трубопровода, поскольку он очень маленький по объему.