Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В Японии сообщили о возгорании на АЭС «Симанэ»
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Макрон поручил кабмину ограничить использование детьми смартфонов
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Мир
Представителя партии «Шанс» удерживали в аэропорту Кишинева по возращении из РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый виток арабо-израильского противостояния немедленно затронул глобальный энергетический рынок. Цены на нефть и особенно на газ взлетели на фоне опасений инвесторов о перебоях в поставках. Но если шок от разрушения цепочек поставок пока еще является возможностью гипотетической, связанной с радикальной эскалацией войны, то ущерб долгосрочным проектам в разработке месторождений и трубопроводов можно уже подсчитывать — и чем дальше, тем больше его становится. О том, какие нефтегазовые проекты на Ближнем Востоке могут быть отменены или вовсе лишиться шансов на существование из-за военно-политического обострения, — в материале «Известий».

Левиафану некуда плыть

EastMed — один из легендарных долгостроев мировой нефтегазовой сферы. Идеи о создании газопровода появились еще в начале 2010-х годов, когда у побережья Израиля были открыты месторождения Левиафан и Тамар. На том этапе они еще не добывали достаточно газа для экспорта, но ажиотаж сразу возник большой. Евросоюз активно искал альтернативу «Южному», а потом и «Турецкому потоку». Израиль рассчитывал найти хороший рынок для своего новообретенного голубого топлива, Кипр надеялся получить ресурсы для разработки своих собственных подводных запасов (месторождение Афродита), а Греция хотела стать главным южноевропейским транзитным газовым хабом.

Президент Кипра Никос Анастасиадис, премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху перед подписанием соглашения о строительстве газопровода EastMed, Афины, Греция, 2 января 2020 года

Президент Кипра Никос Анастасиадис, премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху перед подписанием соглашения о строительстве газопровода EastMed, Афины, Греция, 2 января 2020 года

Фото: Global Look Press/Xinhua/Marios Lolos

Согласно первоначальному проекту, предполагалось, что от Левиафана и Афродиты по дну Средиземного моря будет исходить трубопровод до берегов Кипра. После компрессорной станции на острове труба пойдет дальше на Крит, в материковую Грецию и, наконец, в Италию. Замысел сразу столкнулся с массой проблем, в частности с устремлениями Турции и даже расколотой гражданской войной Ливии контролировать акваторию, по которой пройдет газопровод. В 2019 году Евросоюз назначил EastMed «Проектом общего интереса», что вызвало взрыв недовольства со стороны экологов и лояльных им политических сил, которые считали такое поведение Еврокомиссии лицемерным. Следом возникли проблемы с предыдущим правительством Италии, которое усомнилось в осмысленности строительства своей части трубы — газопровода «Посейдон». А в начале 2022 года администрация президента США Джо Байдена отозвала свою поддержку проекта, сочтя его экономически необоснованным и экологически опасным.

Но на фоне рекордного взлета цен на газ в Европе в 2022 году проект обрел второе дыхание — было очевидно, что даже вдвоем Катар и США не смогут в полной мере заместить российское топливо. Одной из ближайших альтернатив был как раз проект EastMed, который в отдаленной перспективе мог бы давать до 20 млрд кубометров газа в год. В июле 2023 года гендиректор итальянской нефтегазовой группы Edison считал дело газопровода вполне перспективным. Впрочем, тогда же появились и новые трения — в частности, Кипр захотел, чтобы нитка заканчивалась на острове, а дальнейшие поставки осуществлялись уже в виде СПГ, произведенном на местных терминалах. В свою очередь, Израиль сам стал искать альтернативы в виде Египта, который мог бы получать израильский газ и брать его сжижение (и соответственно, поставки дальше на северо-запад) на себя.

газ
Фото: ТАСС/EPA/MARC ISRAEL SELLEM

Сейчас эти возможности выглядят не слишком актуально. Месторождение, находящееся всего в 130 км от побережья Израиля, само по себе может быть целью для атаки террористов в случае обострения ситуации. С дипломатической же точки зрения всё может быть намного хуже: отношения между Израилем и Египтом уже значительно охладились, а поставки газа с Тамар (которое чуть поменьше Левиафана) на египетские объекты прекратились. Вполне возможно, Израилю придется вновь искать варианты взаимодействия с Кипром, которые выглядят всё менее осуществимыми. В любом случае, если Израиль хочет увеличивать добычу газа, ему придется искать новых покупателей, и при ухудшении отношений с арабским миром альтернатив Европе нет.

Новая напасть

Другим потенциально пострадавшим от эскалации насилия в регионе стал Ливан — страна, для которой времена и так были непростыми. Тяжелейший финансовый кризис привел в начале 2020 года к дефолту, а местная валюта за последние годы обесценилась почти в 50 раз. Бейрут, воодушевленный успехами Израиля и Кипра в геологоразведке, очень рассчитывает на находки в собственной исключительной экономической зоне — благо что совсем недавно государство наконец договорилось о морской границе с Израилем. В августе французская Total Energies (другие участники совместного предприятия — итальянская Eni и QatarEnergy) начала бурение на блоке 9 на ливанском шельфе. Результаты разведки ожидаются ближе к концу года, но сейчас очевидно, что у месторождения, если таковое обнаружится, будет трудная жизнь.

Логистическая база TotalEnergies в Ливане

Логистическая база TotalEnergies в Ливане

Фото: totalenergies.com.lb

Если работам и не угрожают напрямую военные действия или теракты, то вот обострение отношений с Израилем явно на пользу не пойдет. Особых вариантов у Ливана, кроме как использовать израильскую инфраструктуру, для дальнейшего экспорта нет. Если в ближайшем будущем конфликт не будет улажен, то надежды страны на свою собственную нефтяную дойную корову придется отложить в долгий ящик.

Обойти Суэц

В сентябре 2020 года Израиль, ОАЭ, Бахрейн и Марокко подписали Авраамовы соглашения, целью которых была общая нормализация отношений между еврейским и арабскими государствами. Они предполагали возобновление экономического сотрудничества, в том числе и со странами, которые эти договоренности не подписали.

Нефтехранилище компании «Эйлат-Ашкелон»

Нефтехранилище компании «Эйлат-Ашкелон» (EAPC) на берегу Средиземного моря в Ашкелоне

Фото: REUTERS/Amir Cohen

Среди потенциальных проектов в рамках этого соглашения был и вариант транспортировки саудовской нефти через территорию Израиля. Еще в марте 2023 года о нем говорил премьер-министр Беньямин Нетаньяху. По его словам, железнодорожные сети государств должны будут соединиться в Иордании и, таким образом, нефти из саудовского королевства достаточно проделать путь в 200 км, чтобы попасть в израильские порты и дальше на европейские рынки. Таким образом можно будет обойти сложный маршрут вокруг Аравийского полуострова через Баб-эль-Мандебский пролив и Суэцкий канал, в котором в последнее время периодически происходят заторы. К слову, Израиль и в 2020 году предлагал продлить нефтепровод Эйлат – Ашкелон (соединяющий Красное и Средиземное море) до саудовского города Янбу — в честь этого его даже остроумно переименовали из Eilat Ashkelon Pipeline Company в Europe Asia Pipeline Company, сохранив тем самым аббревиатуру EAPC.

Сейчас очевидно, что если этот проект и был сколько-нибудь серьезным по своему замыслу, то теперь шансы на его реализацию представляются ничтожными. Отношения между Израилем и арабскими странами уже значительно ухудшились, и на их восстановление могут потребоваться годы, если не десятилетия.

Ближний Восток и в прошлые годы неоднократно сталкивался с отменой перспективных и закрытием уже работающих нефтегазовых проектов как в добыче, так и в транспортировке. Один из наиболее известных примеров — Трансарабский нефтепровод, построенный в 1950 году. Его маршрут пролегал через Голанские высоты, которые в 1967 году Израиль захватил в ходе Шестидневной войны. Хотя первое время Израиль разрешал прокачку нефти по трубопроводу, в 1976 году участники проекта решили, что игра не стоит свеч.

знак
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Dawoud Abo Alkas

Нынешняя ситуация ясно показывает, что мировая энергетика как никакая другая отрасль находится в заложниках у большой политики и уязвима к военным конфликтам. Взрывы на «Северном потоке» были совсем недавним напоминанием, сейчас последовали новые. В последние годы считалось, что цены на нефть и газ не должны сильно реагировать на геополитические трения. Сейчас такие взгляды придется пересматривать.

Прямой эфир