Рейс-контроль: авиакомпании проверят при задержках из-за неисправности бортов
Авиакомпании будут проверять в случае задержек и отмены рейсов из-за технических неисправностей воздушных судов. Минтранс утвердил новые основания для внеплановых проверок отрасли Ространснадзором. Помимо перевозчиков с надзором столкнутся производители и разработчики авиатехники — за отказы в работе их изделий. Эксперты назвали новый подход хорошим инструментом для реакций на громкие медийные истории с задержками рейсов.
Больше проверок
Минтранс РФ утвердил новые основания для внеплановых проверок авиакомпаний Ространснадзором, следует из приказа министерства № 246. С текстом опубликованного документа ознакомились «Известия».
Теперь Госавианадзор (управление входит в структуру Ространснадзора) будет проверять авиаперевозчиков на предмет задержек или отмен рейсов из-за технической неисправности самолетов. Также под надзор попадут разработчики авиатехники — за отказы в работе их изделий.
В частности, проверку можно будет начать после выявления в течение 90 дней пяти фактов отмены или переноса рейса более чем на шесть часов из-за технеисправности воздушного судна, если эксплуатант сделал более 100 рейсов. Если перевозчик выполнил менее указанного количества перелетов, то проверка начнется после фиксации пяти фактов отмены или задержки в течение полугода.
Также выявление за год трех и более фактов превышения случаев отказа техники одного типа над установленным самим разработчиком количеством допустимых отказов даст право надзору на проверку как конструкторов, так и производителя, следует из приказа. Речь идет даже о тех случаях, которые не повлекли авиационных происшествий.
Изменения в порядок проверок связаны с поручением правительства всем контрольным органам РФ расширять свои индикаторы риска, пояснил источник «Известий». Цель — уйти от плановых проверок к риск-ориентированному подходу, чтобы снизить нагрузку на бизнес, добавил он.
До этого Госавианадзор мог самостоятельно инициировать проверку авиакомпании только при наличии информации о причиненном ущербе или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан (ст. 57 закона № 248), а также если у перевозчика произошло три авиаинцидента за месяц.
«Известия» направили запрос в Минтранс. В пресс-службе Ространснадзора сообщили лишь, что новый порядок действует с 10 октября, не ответив на другие вопросы.
В крупнейших авиакомпаниях не ответили на запрос редакции. В пресс-службе Smartavia подтвердили, что знакомы с новыми основаниями для внеплановых проверок.
Полезный инструмент
Глава Ространснадзора Виктор Басаргин уже направил в территориальные управления органа порядок отработки потенциальных нарушений. Управления должны будут ежемесячно (не позднее 11-го числа месяца, следующего за отчетным) получать информацию о выполненных, отмененных или задержанных рейсах в региональных центрах Единой системы ОрВД (госкорпорация по организации воздушного движения, подведомственная Росавиации) с причинами отмен. Эти сведения в дальнейшем необходимо будет подтвердить у операторов аэропортов, где произошли задержки или отмены.
По всем таким кейсам должны составляться акты о причинах, напомнил источник «Известий» в надзорном органе.
По результатам анализа Ространснадзор по-прежнему должен будет согласовать проведение проверки с транспортной прокуратурой (как и сейчас). Отчитываться по новым правилам служба начнет с 13 ноября, следует из письма Виктора Басаргина руководителям своих региональных управлений (у «Известий» есть копия документа).
Новые правила проверок — это как минимум полезный инструмент, отметил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
— Чиновникам полезно иметь инструменты реагирования на массовые сбои в расписании. Общественность интересуется подобными событиями и после них всегда задается вопросами, а что там, собственно, происходит в авиакомпании. После такой проверки можно будет отчитаться и успокоить всех, — полагает эксперт.
А если сбой в расписании рейсов происходит действительно из-за технических проблем с воздушными судами, то и проверку, конечно, провести уместно и необходимо, продолжил он.
Сегодня, если говорить о задержках вылетов авиакомпаний, зачастую перевозчиков проверяет сама транспортная прокуратура — даже разовые сбои. Но такие мероприятия проходят на предмет обеспечения пассажиров комфортными условиями ожидания — выдали ли им горячую воду, питание, рассказал Пантелеев. Ространснадзор до этого комплексно не проверял перевозчиков после разовых задержек вылетов, подтвердил эксперт. Он затруднился предположить, кто первым может попасть под надзор: в России пока нет публичной государственной статистики по регулярности выполнения полетов авиакомпаний.
В прошлом году международные агентства авиаданных OAG и Cirium исключили российские авиакомпании и аэропорты из мировых рейтингов пунктуальности рейсов, писали «Известия». «Аэрофлот» тогда предлагал Минтрансу, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и ТКП (оператор системы взаиморасчетов на авиатранспорте) создать отечественный рейтинг. Но о судьбе проекта с тех пор ничего не сообщалось.
Для сравнения, у европейского авиарегулятора EASA есть очень широкие полномочия для проверок авиакомпаний, рассказал «Известиям» гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Этот орган вправе проверить на основании любого невыполнения обязательств перевозчиков. На сайте EASA даже есть специальная форма, которую может заполнить абсолютно любой человек (в том числе анонимно) и рассказать о нарушении.
— Сообщить можно о том, что потенциально может повлиять на безопасность полетов, от пьяного техника на перроне до неинформирования пассажиров перевозчиком перед рейсом, — EASA обязана будет отреагировать, если посчитает, что это заслуживает внимания, — рассказал эксперт.
В целом, по его словам, есть три типа проверок. Первый — когда инспекторы приходят в центральный офис авиакомпании, второй — когда приходят в ее представительство, филиал или на линейную станцию техобслуживания. А третий — это проверка по программе инспектирования иностранных перевозчиков, SAFA, которая осуществляется безотносительно конкретного перевозчика: она проводится в аэропорту, и инспекторы могут выборочно проверить любое воздушное судно.
Последний громкий инцидент в Европе с отбором сертификата эксплуатанта произошел в 2020 году — документ отозвали у итальянского лоукостера Ernest Airlines, который систематически не выплачивал компенсации пассажирам за задержки рейсов, напомнил Александр Ланецкий. При этом эксперт затруднился назвать случаи отзыва лицензии из-за технических проблем с самолетами или их неправильного обслуживания. По его словам, запрещают, как правило, эксплуатацию конкретного судна до устранения неполадок.