Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин провел телефонные переговоры с наследным принцем Саудовской Аравии
Мир
Захарова усомнилась в безопасности штаб-квартиры ООН из-за инцидента с Лавровым
Армия
Российско-китайские учения «Морское взаимодействие – 2024» завершены
Общество
Путин обратил внимание на атмосферу фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга»
Общество
Синоптики спрогнозировали грозу и понижение до +28 градусов в Москве 18 июля
Армия
Операторы БПЛА ВС РФ уничтожили четыре наблюдательных пункта ВСУ в зоне СВО
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил об отражении попытки атаки безэкипажного катера
Экономика
ФНС предупредит Роспотребнадзор о незаконном общепите
Мир
В Дании объяснили беспорядочную мобилизацию на Украине разладом властей
Мир
В ООН рассказали о пытавшихся прервать выступление Лаврова женщинах
Мир
Спецпрокурор обжаловал решение о закрытии дела Трампа о секретных документах
Общество
В РФ хотят запретить покупку и эксплуатацию глушилок GPS без разрешения Минобороны
Мир
Байден заразился коронавирусом и не выступит на конференции в США
Общество
Спрос на вахтовых сотрудников подскочил почти на 70%
Армия
ВС РФ нанесли удар по укрывавшимся в доме депутата боевикам ВСУ
Экономика
Банки сократили число рекламы кредитов из-за требования отображать ПСК
Мир
СМИ узнали об обиде Лиз Трасс на короля Великобритании за критику в свой адрес
Мир
Япония нарастила импорт рыбы из РФ на 10% за первые полгода 2024
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Авиакомпании России столкнулись с проблемой получения обновленных свидетельств персонала, рассказали «Известиям» источники в нескольких перевозчиках. С 1 марта должна была заработать электронная система выдачи таких документов через сайт госуслуг, но этого не произошло. Росавиация предоставлять их в бумажном виде уже не имеет полномочий. Минтранс подготовил поправки в постановление, чтобы продлить выпуск документов еще на год, но правительство пока не приняло нормативный акт. Перевозчики опасаются, что проблема может сказаться на выполнении планов полетов. Пилоты же отметили, что свидетельства требуют замены нечасто, а Росавиация и ранее задерживала их выдачу.

Пилот без документа

Российские авиакомпании столкнулись с проблемой невыдачи свидетельств своему персоналу — пилотам, бортпроводникам и техникам, рассказали «Известиям» источники в нескольких перевозчиках.

С 1 марта переоформление должно происходить в электронном виде через портал госуслуг, согласно постановлению правительства № 1581. Поэтому Росавиация с этой даты уже не может выдавать бумажные свидетельства. Заявители должны направлять свои документы на портал для подтверждения федеральным агентством, после чего они возвращаются ему в форме выписки из базы данных свидетельств персонала. Но электронная система технически не готова, не выработаны пока и поправки в авиационные правила (ФАП-32), которыми должны быть утверждены форма и содержание будущих цифровых выписок, рассказывают источники.

госуслуги
Фото: агентство городских новостей «Москва»/мобильный репортер

Поэтому, по данным Telegram-канала «Авиаторщина», в марте не выдали еще ни одного электронного свидетельства, работники получают отказ в предоставлении этой услуги. Источники «Известий» в нескольких перевозчиках подтвердили эту информацию.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» сообщили, что Росавиация проработала с правительством перенос перехода на электронные документы авиаперсонала на год — до 1 марта 2024 года. После этого министерство подготовило проект изменений в соответствующее постановление, которое сейчас проходит экспертизу в Минюсте.

После проведения экспертизы проект будет незамедлительно направлен на утверждение в правительство, — сообщили в Минтрансе.

«Известия» направили запрос в пресс-службу Росавиации. В пресс-службе Минцифры не стали комментировать ситуацию.

Масштаб проблемы

Проблема пока коснулась единиц или десятков пилотов в зависимости от размера авиакомпании, рассказали собеседники редакции. Это около 5–8% от числа летного состава. Источник в одном из перевозчиков сообщил, что у них требуется замена свидетельств 30 летчикам (а к концу апреля — 50). В другой компании отметили, что несколько их пилотов повысили квалификацию, но не могут получить отметку в свидетельство и начать выполнять международные рейсы. Около 10 летчиков этого перевозчика переучились с одного на другой тип самолета и также пока не могут приступить к полетам.

пилоты
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Еще в нескольких перевозчиках 30–80 пилотам предстоит заменить свидетельства этой весной, сообщили собеседники «Известий». Летчик в одной из крупнейших авиакомпаний отметил, что проблема актуальна для всех перевозчиков, но пока ничего критичного не случилось.

— Свидетельство требуется менять нечасто. Само по себе оно бессрочное, так что вопрос о его замене встает только тогда, когда требуется внести в него какие-либо изменения. Например, пилот переучился на новый тип самолета, повысил уровень знания английского языка и так далее. К тому же территориальные подразделения Росавиации и без этого ранее задерживали выдачу свидетельств на срок вплоть до месяца, — рассказал командир воздушного судна.

В компаниях знают, что с заменами могут быть задержки, поэтому требуют от сотрудников подавать все документы заранее, уточнил он. Источники в нескольких перевозчиках заявили о рисках для выполнения запланированных рейсов из-за возникших трудностей.

«Известия» направили официальные запросы в крупнейшие авиакомпании России.

В Smartavia заявили, что эта проблема актуальна для перевозчика.

тренажер
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— Замена свидетельств — это регулярная процедура, с которой с определенной периодичностью сталкивается каждый пилот. Но ситуация, которая сложилась сейчас, уникальна: на данный момент два пилота нашей компании успешно прошли программу подготовки на позицию командира ВС, но без замены свидетельства они не имеют права летать в новом качестве, как КВС. В то же время авиакомпания не может их вернуть на должность вторых пилотов, — рассказали там.

В Smartavia уточнили, что замена свидетельства — это обязательная процедура для каждого летчика при получении сертификата на знание английского языка, что также немаловажно.

Впереди планеты

Для создания электронной системы выдачи авиационных документов необходимы серьезные финансовые вложения, а Минтранс не занимался этим вопросом после принятия постановления в сентябре 2022 года, рассказал «Известиям» источник в авиавластях. По его словам, при решении этого вопроса мнение Росавиации и перевозчиков не учитывали.

— Схема выдачи свидетельств через «Госуслуги» нерабочая. Ведь электронные выписки должны быть каким-то образом доступны для изучения, просмотра зарубежными инспекторами в случае проверок наших пилотов в аэропортах других стран, — объяснил собеседник.

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий рассказал «Известиям», что с проектами выдачи авиационных свидетельств в электронном виде он сталкивался примерно два года назад, когда консультировал инвестора из Евросоюза по внедрению подобной системы на основе технологии Blockchain. Тогда таких проектов в мире было несколько, они были в зародыше, и все документы были бумажные. Об их успешном запуске и работе эксперт не слышал.

аэропорт
Фото: ТАСС/Антон Ваганов

Мало запуститься, надо, чтобы авиавласти подтвердили работоспособность такой системы, и не только национальные власти, но и наднациональные, например Европейское агентство по безопасности полетов (EASA). На внедрение такого продукта может уйти от пяти до шести лет, — пояснил эксперт.

С другой стороны, инспекторы EASA и так сейчас не проверяют российских пилотов, потому что те не летают в Европу. Но есть международная программа проверки безопасности полетов SAFA, запущенная в 1996 году, в которой помимо стран — членов ЕС участвует и ряд других государств, продолжает эксперт.

Инспекторы SAFA — это как ГАИ для пилотов и авиакомпаний. Они могут прийти и проверить ваш экипаж и самолет в любом аэропорту мира. Поэтому если внедрять такую электронную систему в России, то нужно подключать к ней, например, турецких инспекторов и органы других стран, — объяснил Александр Ланецкий.

По его словам, за подобными проектами — будущее мировой гражданский авиации. Внедрение электронного документооборота позволит исключить случаи подделок дипломов училищ, документов пилотов, бортпроводников и других специалистов. Кроме того, электронные выписки упростили бы обычные, регламентные процедуры расследований авиаинцидентов и катастроф, когда нужно изучить историю прохождения квалификаций пилотов.

Прямой эфир