Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Премиальное чтиво: Тарантино ностальгирует, Булатов рисует для детей

Литературные новинки месяца
0
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Квентин Тарантино вспоминает о первом просмотре фильма для взрослых, Леонид Коган просит у Сталина квартиру, а Эрик Булатов иллюстрирует стихи Агнии Барто. Большинство сюжетов нашего очередного книжного обзора связаны с прошлым, но оказываются актуальными по сей день и интригуют не меньше, чем события дня сегодняшнего. «Известия» рекомендуют литературные новинки сентября, на которые стоит обратить внимание.

«Киноспекуляции»

Квентин Тарантино

«Киноспекуляции» — вторая книга Квентина Тарантино и первая в жанре нон-фикшен. Автор «Убить Билла» рассказывает здесь о своих детских впечатлениях от просмотра фильмов на рубеже 1960–1970-х (среди них и фильмы для взрослых), а также размышляет о лентах, которые считает для себя наиболее важными. «Грязный Гарри», «Таксист», «Побег из Алькатраса», «Раскаты грома»… И это не просто упражнения в критике, кстати, предвосхищающие будущую тарантиновскую картину «Кинокритик» (режиссер собирается начать снимать ее этой осенью и обещает, что она станет последней в его карьере). Фактически «Киноспекуляции» — это автобиография.

Правда, здесь нет того, что обычно составляет основу мемуаров — последовательного изложения истории собственной жизни. И можно догадаться, почему. Тарантино — синефаг. Человек, не просто любящий кино, а с раннего детства поглощающий его в огромных количествах. Именно просмотренные фильмы — главное наполнение жизни Квентина. Описывая их, он раскрывается куда ярче и полнее, чем если бы просто излагал событийную канву своего пути (которая и без того хорошо известна). Тем более манера рассказа Квентина — неповторима. Да, даже на бумаге. Здесь можно вспомнить безудержную болтовню героев «Бешеных псов» и «Криминального чтива», но особая ценность в том, что эмоциональность книги соединяется с аргументированностью.

Это действительно неординарный, пусть и предельно субъективный анализ — даже не только кинематографический, но социокультурный. И, конечно, ключ к эстетике режиссуры Тарантино. Прочитав «Киноспекуляции», начинаешь лучше понимать не только американское кино 1970-х, но, главное, ленты самого Квентина. А заодно и узнаешь, благодаря кому он в принципе начал писать сценарии. Незадачливый персонаж-вдохновитель появляется в начале повествования и возвращается в него в самом конце. И нон-фикшен «Киноспекуляции» завершается самым эффектным и трогательным образом, будто это еще одна неснятая лента великого enfant terrible.

«Гул мира: Философия слушания»

Лоренс Крамер

Американский ученый и композитор Лоренс Крамер — фигура не то чтобы очень известная отечественному читателю. На родине, впрочем, он заслужил репутацию одного из лидеров движения «нового музыковедения», суть которого в том, чтобы расширить привычный круг тем и методов исследования в этой сфере.

В своих книгах (подавляющее большинство их вышло в издательстве Калифорнийского университета) Крамер анализирует творчество Шуберта в контексте его сексуальной жизни, пытается доказать, что, несмотря на эмоциональность, музыка вовсе не чужда строгой истине, и рассуждает о гендерных проблемах искусства XIX века. Если искать объединяющее качество его работ, то это будет попытка увидеть (точнее, услышать) музыкальные явления через призму культурных, социальных и прочих аспектов. А те, в свою очередь, попытаться понять с помощью музыки. И его труд «Гул мира: Философия слушания», переведенный на русский Мариной Толстобровой, как раз становится манифестом этого подхода.

Строго говоря, Крамер — в большей степени философ, чем музыковед. И его концепция аудиального, то есть слышимого в самом широком смысле, сомнительно научна: просто потому, что слишком сложно точно сформулировать границы явления, предельно размытого. Вот и «Гул мира» оказывается цепочкой метафор, красивых рассуждений о феноменах звучащего (и незвучащего), которые упорно не складываются в целостную картину, однако действительно способны обратить наше внимание на то, что порой воспринимается как само собой разумеющееся. Например, что мы никогда не бываем в полной тишине и окружающий «гул» — тот самый, что дал название книге, — оказывается едва ли не самым важным информационным источником.

«Большая книга стихов и сказок»

Агния Барто, Шарль Перро, Борис Заходер и др.

Совсем недавно мир отмечал юбилей Эрика Булатова, классика соц-арта и самого дорогого на данный момент русского художника (пальма первенства перешла к нему после ухода из жизни прежнего лидера — Ильи Кабакова). Масштабной юбилейной ретроспективы в Москве, по понятной причине, не случилось — многие важные работы Булатова в Европе, да и сам он живет в Париже. Но красивый проект к круглой дате появился, откуда не ждали. Редакция «Малыш» выпустила роскошный сборник детских сказок и стихи с иллюстрациями Булатова и его соавтора, еще одной важнейшей фигуры нонконформизма Олега Васильева.

В эпоху застоя работа над книжным оформлением была для представителей неофициального искусства единственной возможностью заработать своей профессией, не вступая в сделку с совестью. Причем, так получилось, что главным прибежищем художников оказалась детская литература: этим занимались Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и многие другие. Особенность же Булатова и Васильева в том, что они работали в тандеме. А потому отделить идеи одного от другого — очень сложно.

«Золушка», «Цветик-семицветик», «Дикие лебеди», стихи Агнии Барто… Есть ли среди нас тот, кто не читал всё это в детстве? А с чьими иллюстрациями — помните? Не исключено, как раз Булатова и Васильева. Теперь же можно посмотреть на знакомые картинки под новым углом и попытаться увидеть в них ростки «взрослого» творчества двух мастеров. Хотя никто не мешает использовать этот фолиант и для приобщения новых поколений к искусству и нестареющей советской литературе. Благо, подарочное издание сделано безупречно и по дизайну, и в плане полиграфии. Иллюстрации крупные, порой занимающие отдельные страницы, а порой удачно соседствующие с блоками крупного текста.

Леонид Коган. Письма

Ред.-сост. Евгения Кривицкая

Считается, что издания эпистолярного наследия могут быть интересны разве что профессионалам — историкам, биографам, культурологам. Действительно, для науки переписка великих — крайне ценный материал. Но порой и широкой публике есть что почитать в таких книгах. Пример тому — труд профессора Евгении Кривицкой, вышедший в издательстве «Композитор».

Исследователь собрала 288 писем, написанных или полученных Леонидом Коганом — выдающимся советским скрипачом. Многие из них прежде не публиковались. Выстроены они в хронологической последовательности и охватывают весь творческий путь мастера — от времен его обучения в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории до последних лет жизни. И хотя среди посланий есть вроде бы совершенно бытовые, сугубо частного повседневного характера, вместе они складываются в выразительный портрет большого музыканта.

Теплая дружба с Арамом Хачатуряном, относившимся к Когану по-отечески, скрытая конкуренция с Давидом Ойстрахом, первые попытки получить с женой Елизаветой Гилельс квартиру в Москве (измучившись в стесненных жилищных условиях, супруги обращаются напрямую к Сталину), общение с коллегами и представителями других видов искусств — например, Марком Шагалом… Все эти сюжеты, раскрывающиеся в переписке, ценны еще и потому, что прекрасно отражают эпоху.

Дополняют корреспонденцию развернутые научные комментарии и черно-белые фотографии, интересные и сами по себе.

Читайте также
Прямой эфир