Звуковыми дорожками: музыка из Baldur's Gate врывается в чарты
Официальный альбом-саундтрек ролевой игры Baldur's Gate вошел в топ-10 самых популярных саундтреков в iTunes. Композиции сочетают в себе симфонические и фолк-элементы. Это не первый случай, когда музыка из игр занимала топы: Doom (2016) и Atomic Heart (2023) стали самостоятельными хитами. «Известия» рассказывают о новом альбоме и о том, какие еще игры стоит послушать в этом году.
Атмосфера фэнтези
Сборник музыки стартовал с шестой позиции, но выше подняться не смог: на момент написания статьи он находился на девятом месте. Альбом с треками фэнтезийной игры уступил по популярности саундтреку «Стражей Галактики 3», «Асоке» и музыкально-драматическому триллеру Тима Бертона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». В топ-10 саундтреков iTunes это был единственный игровой релиз: музыка дополнения к популярной игре Cyberpunk 2077: Phantom Liberty находилась на 14-й строчке, композиции из амбициозного космического проекта Starfield от студии Bethesda — на 27-м.
Болгарский композитор Борислав Славов выложил полный альбом на YouTube, и общее количество прослушиваний перевалило за 4,2 млн. Цифра продолжает расти. Особенно слушателям понравились две части заглавной темы Baldur’s Gate 3, треки Harpy Song, Raphael’s Final Act и Down By The River.
Как рассказал «Известиям» член Союза композиторов России и музыковед Сергей Уваров, стилистически саундтрек Baldur’s Gate 3 весьма очевиден: этновокал, симфонический оркестр (с включением таких инструментов, как орган), играющий эпическую музыку, вызывающую в воображении великолепные пейзажи и суровые пустоши из скандинавских мифов.
— Но козырь успеха музыки, видимо, в том, что она перерастает чисто фоновую и превращается в подобие мюзикла — с развернутыми вокальными партиями, множеством сменяющих друг друга контрастных номеров и разнообразием оркестровых средств. Конечно, это не та музыка, которая открывает новые горизонты, с точки зрения современного академического симфонизма здесь много наивного. Но она вполне может захватывать, радовать достойными мелодиями и вызывать желание слушать ее даже вне пространства игры, — объяснил Сергей Уваров.
Борислав Славов уже обратил внимание на популярность его работ в iTunes и отблагодарил поклонников в социальных сетях. Генеральный директор студии Larian, разработавшей Baldur’s Gate 3, тоже не остался в стороне и в своих аккаунтах написал, что Борислав — очень талантливый и трудолюбивый композитор, и им повезло работать с ним.
Популярность саундтрека — следствие успеха самой игры, но подобный тренд наблюдается с другими проектами и известными геймерскими франшизами, а разработчики начинают уделять музыке не меньше времени, чем графике.
Minecraft, DOOM и Ведьмак
Абсолютным лидером по популярности на стриминговых музыкальных платформах остается «песочница» с кубиками Minecraft. Мало того, что игра — самая продаваемая в истории (на конец 2021 года было продано более 238 млн копий на всех платформах), ее саундтрек тоже может похвастаться внушительными цифрами. Композиция Sweden на одном сервисе Spotify имеет более 77 млн прослушиваний. А если посчитать показатели с других площадок (iTunes, SoundCloud, «Яндекс Музыка», «VK Музыка»), то суммарный результат перевалит за отметку в 100 млн. Точно подсчитать популярность трека вряд ли получится: существует тысячи фанатских версий и ремиксов композиции, которые перетягивают часть прослушиваний на себя. Игровой хит написал немецкий саунд-дизайнер и звукорежиссер Даниэль Розенфельд (псевдоним C418) еще в марте 2011 года.
Слушатели, увлекающиеся музыкой потяжелее, отдают предпочтение творчеству Мика Гордона. Этот австралийский композитор особенно популярен среди геймеров, так как работал над известными игровыми сериями Need for Speed и Wolfenstein, его же привлекли к перезапуску франшизы DOOM (экшен-шутер 2016 года).
Саундтрек к «Думу» насчитывает 31 композицию, на полное прослушивание понадобится два часа. Особую популярность приобрели два трека, которые вошли в топ-25 самых популярных игровых композиций на стриминговом сервисе Spotify. У Rip & Tear в общей сложности более 37 млн прослушиваний, у BFG Division — более 36 млн. Так как основной геймплей DOOM заключается в сражениях с ордами демонов и чудовищ, то быстрые и агрессивные треки соответствуют тематике: одновременно сочетают в себе электронику, тяжелый металл и хоровую музыку (последнее сделали в виде жуткого напева сектантов).
Также среди лидеров оказался другой фэнтезийный проект — «Ведьмак 3: Дикая Охота». Трек Geralt of Rivia собрал более 18 млн прослушиваний на Spotify, а Kaer Morhen — более 15 млн. Над альбомом работал польский композитор Марцин Пшибылович. В 2016-м игра получила номинацию «Лучший саундтрек» на престижной индустриальной церемонии The Game Awards 2015.
Еще стоит упомянуть песню в POP/STARS от вымышленной группы K/DA, которую создали разработчики из Riot Games (их самый успешный проект — популярная онлайн-игра League of Legends). Клип к треку в жанре K-pop на YouTube собрал внушительные 565 млн прослушиваний.
Россия не отстает
В февральских и мартовских топах «Яндекс Музыки» в этом году оказались композиции из нашумевшей игры Atomic Heart, разработанной российско-кипрской студией Mundfish. К значительной части треков из альбома приложил руку Мик Гордон, что тоже повысило престижность проекта. На первое место чарта сервиса выбился ремикс песни Игоря Скляра «Комарово». Также в топе оказались другие переделанные композиции: «Трава у дома», «Звездное лето», «Арлекино».
Так как сюжет проекта развивается на территории антиутопичного, но технически развитого Советского Союза, разработчики взяли песни того времени и модифицировали их: добавили современные «электронные» элементы, некоторые записи «утяжелили» (если эти треки играли во время сражений). Получилось переосмысление хитов прошлого, которое отлично вписывается в ретрофутуристичную стилистку игры.
В феврале Mundfish выпустили первую часть саундтрека, в начале июня — вторую половину альбома. Композиции снова попали в топ-100 «Яндекс Музыки», но первое место не забрали — шумиха вокруг проекта поутихла. В августе разработчики опубликовали третий альбом. Ремикс песни композитора Евгения Крылатова «Прекрасное далеко» в жанре индастриал-метал спустя полтора месяца не покидает топ-100 площадки: сейчас композиция занимает 88-ю строчку чарта.