Контрнаступ номер два: для чего Киев собирает новую армию
На Украине готовится новая волна мобилизации. Согласно поступающим сообщениям, в ряды ВСУ хотят привлечь 200–300 тыс. человек. Для этого киевские власти меняют законодательство, отменяют отсрочки, перетряхивают руководство военкоматов. Изменилась и риторика украинских руководителей. Если раньше они обещали скорый разгром России, то теперь готовят общество к затяжному противостоянию. «Известия» разбирались в том, к чему готовится команда Зеленского.
Что известно о новой мобилизации
Президент Украины Владимир Зеленский отказался вести разговоры о перемирии. В частности, отверг предложение обсуждать отказ от части украинской территории в обмен на вступление остальной части страны в НАТО. Кроме того, Зеленский, по сути, анонсировал новую волну мобилизации. По его словам, армейское руководство обратилось к нему с просьбой призвать больше людей.
Инсайдерские источники сообщают, что киевские власти в ближайшие полгода хотят привлечь в ВСУ 200–300 тыс. человек. Для этого проводится целый комплекс мероприятий. Так, в середине августа Зеленский уволил всех областных военкомов. Их место должны занять военнослужащие с боевым опытом, которых на Украине считают более идейными и менее коррумпированными. А значит, «откосить» от призыва украинским мужчинам будет сложнее.
В конце августа украинские силовики нагрянули также с обысками в военкоматы по всей стране, сообщалось о проведении 200 следственных действий. Известно, что пристального внимания удостоились центры комплектования с самым высоким процентом «белобилетников». Ожидается, что после проверки личных дел многие решения будут пересмотрены, мужчин, ранее избежавших призыва, отправят на фронт, а коррупционные схемы перестанут функционировать.
Расширяется перечень тех, кто подлежит мобилизации. Отменены отсрочки для мужчин, которые ухаживают за инвалидами. Готовится к рассмотрению в Верховной раде законопроект, запрещающий выезд из страны подросткам с 16 лет. Считается, что этот документ нужен, чтобы в дальнейшем поставить молодежь под ружье. Еще один законопроект предписывает дворникам и коммунальщикам следить и сообщать о перемещениях военнообязанных. Более того, коммунальщикам хотят дать право вручать повестки.
Ожидается также, что осенью украинские военкоматы получат доступ к электронным базам украинских ведомств, в том числе к данным МВД, минюста, МИДа и госпогранслужбы. Это позволит отслеживать перемещения призывников и отправлять повестки через смс и электронную почту. В соцсетях и СМИ запущена рекламная кампания. С помощью видеороликов и проплаченных публикаций мужчин убеждают сходить в военкомат, чтобы «уточнить данные».
Какое оружие получит Украина
Параллельно изменилась риторика украинских властей. Зимой и весной они предрекали быстрый разгром России и триумфальное завершение боевых действий. Так, руководитель Главного управления разведки Кирилл Буданов говорил, что до конца весны ВСУ войдут в Крым. Советник офиса президента Украины Михаил Подоляк обещал в мае прогуляться по набережной Ялты.
Теперь украинские спикеры пытаются развернуть общественное мнение. Так, вице-премьер Ирина Верещук заявила, что военное противостояние затянется надолго. «Путь к победе будет трудным. «Две-три недели», «до конца года», «следующей весной» — это всё неправда», — подчеркнула она. Министр обороны Алексей Резников сказал, что у ВСУ «еще будут мучительные потери». «В прошлом году, чтобы выстоять, Украине нужно было добыть оружие. Сейчас и на будущее для нашей победы важно, что будут чувствовать люди», — отметил он.
Украинские власти также пытаются договориться о новых поставках техники, оружия и боеприпасов. В августе Нидерланды, Дания и Норвегия пообещали передать Киеву истребители F-16, о готовности присоединиться к «авиационной коалиции» сообщили Португалия и Греция. По предварительным оценкам, всего Украина может получить до 70 самолетов, но поставки будут растянуты во времени. Так, Дания обещает до Нового года передать шесть машин, в 2024 году — восемь, в 2025-м — оставшиеся пять. В августе также началось обучение украинских пилотов, в среднем тренировочные программы рассчитаны на полгода.
По остальным видам вооружения ясности меньше. США обещали в конце 2023-го или начале 2024 года отправить Украине 31 танк Abrams, Дания и Нидерланды — 14 танков Leopard 2. Вроде бы одобрены поставки 178 танков Leopard 1, но точные сроки не указываются, машины еще предстоит отремонтировать и подготовить.
Отдельный важный вопрос касается поставок боеприпасов. Считается, что к нынешнему контрнаступлению ВСУ накопили 1–1,5 млн снарядов. Странам Запада пришлось опустошить собственные арсеналы, а также вывезти запасы из Израиля и Южной Кореи. Полностью проблему снарядного голода решить так и не удалось, в связи с этим в июле Вашингтон начал передавать кассетные боеприпасы. Сейчас в НАТО пытаются нарастить производство, но сделать это сложно. К тому же западные страны не хотят передавать Киеву все новые снаряды, намерены пополнить и свои собственные склады.
В целом со стороны Запада поступает довольно много тревожных для Киева сигналов. Координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что Вашингтон дал украинцам всё, о чем те просили, но контрнаступление идет медленнее, чем хотелось бы. Газета The Wall Street Journal со ссылкой на американских чиновников пишет, что Вашингтон не сможет помочь с организацией второго масштабного контрнаступления ВСУ. «Еще одной такой горы железа просто не существует», — сказал один из собеседников издания.
Что говорят эксперты
Политолог Михаил Павлив отмечает, что в ходе нынешней волны мобилизации на Украине будут «выгребать тех, кого раньше выгрести не смогли».
— Это две категории людей. С одной стороны немотивированные мужчины, которые всеми силами пытались избежать отправки на фронт. С другой стороны те, у кого действительно серьезные проблемы со здоровьем. Обе категории плохо подходят для ведения интенсивных боевых действий, — считает он.
Эксперт добавляет, что Запад посылает сигналы о готовности приостановить боевые действия, но киевские власти не хотят останавливаться.
— Уже сейчас у большинства украинских политиков и чиновников антирейтинг превышает рейтинг. У Зеленского тоже наблюдается проседание, хотя некий баланс еще держится. Если прекратятся боевые действия, то на первый план выйдет разрушенная экономика, безработица, проблемы в энергетической сфере и многое другое. Произойдет обрушение рейтингов, Зеленский потеряет власть, — объясняет Павлив.
Завкафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин считает, что Запад действительно может сократить объемы помощи.
— Полагаю, что ставка будет делаться на масштабную мобилизацию. Не зря в западных СМИ обсуждается идея о том, что Киеву стоит призвать 3 млн человек. Вероятно, идея будет состоять в том, чтобы не давать технику, а пользоваться готовностью украинцев к самопожертвованию, — утверждает он.
Политолог Денис Денисов говорит, что команда президента Зеленского вынуждена поддерживать хотя бы видимость контрнаступления.
— Это важно для внутреннего потребления. Украинцев слишком разогрели обещаниями скорой победы, нельзя просто так остановиться, признать провал планов. Это важно для западных партнеров. Если этой видимости не будет, ВСУ встанут или даже перейдут к отступлению, то сразу начнут сворачиваться программы по финансовой и военной поддержке Украины, — считает собеседник.