Наступают разморозки: как может проходить разблокировка российских активов
Предложенный Центробанком и Минфином механизм так называемого высвобождения заблокированных иностранных ценных бумаг предполагает лишь компенсацию их стоимости, но не свободное владение ими, пояснили представители ЦБ и опрошенные «Известиями» эксперты. О запуске такой возможности министр финансов Антон Силуанов накануне сообщил президенту Владимиру Путину. Предполагается, что иностранцы, которые владеют российскими активами и получают доходы на спецсчета типа «С», смогут обменять деньги на замороженные на руках россиян иностранные бумаги. В ЦБ подчеркнули: процесс будет добровольным. Однако участники рынка ждут дополнительных разъяснений от регуляторов — пока непонятно, насколько жизнеспособен этот механизм.
Замена активов
Банк России и Минфин РФ разработали проект указа, который предусматривает механизм высвобождения заблокированных иностранных ценных бумаг, принадлежащих российским инвесторам, сообщили «Известиям» в ЦБ. На первом этапе планируется разморозить средства на сумму порядка 100 млрд рублей, сообщил министр финансов Антон Силуанов на заседании Совета по стратегическому развитию 22 августа.
Замороженные средства розничных инвесторов — это, как правило, их вложения в ценные бумаги. Основной их объем заблокирован на счетах российских инфраструктурных организаций (Национального расчетного депозитария — НРД), открытых в иностранных учетных институтах (Euroclear и Clearstream), уточнил регулятор. Цель инициативы — создать условия для разморозки активов в первую очередь розничных клиентов.
Зарубежным вкладчикам предоставят возможность приобрести у российской стороны соответствующие заблокированные иностранные ценные бумаги за счет их же денежных средств, находящихся на специальных счетах типа «С», пояснили в ЦБ. Предполагается, что в итоге россияне получат компенсацию в рублях.
Последний раз сумма на счетах типа «С» раскрывалась в начале ноября 2022 года — тогда она составляла 280 млрд рублей. Однако объем постоянно увеличивается. При этом, по данным регулятора, всего в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream заблокированы активы стоимостью около 5,7 трлн рублей. Таким образом, предлагаемых для обмена иностранных денег несопоставимо меньше, чем хранится у россиян в иностранных бумагах.
Добровольность превыше всего
— Схема «разблокировки» будет добровольной — граждане должны решить, оставят ли они себе заблокированные иностранные ценные бумаги или продадут, — подчеркнул президент НАУФОР Алексей Тимофеев.
Добровольный характер обмена предполагает, что заинтересованность будет и со стороны иностранных инвесторов, что пока вызывает вопросы, подчеркнул член коллегии адвокатов Pen&Paper Роман Кузьмин. Если в обмен на заблокированные средства они получат иностранные ценные бумаги, которые находятся в НРД, но сами активы останутся замороженными, то вряд ли их это сильно заинтересует.
— Тогда иностранные инвесторы попросту поменяются местами с российскими со всеми сопутствующими проблемами, включая необходимость инициирования процедуры по получению разрешения европейского регулятора, которая может быть долгой и непростой, — отметил юрист.
По его словам, согласно разъяснениям ЦБ, механизм подразумевает именно выкуп заблокированных за рубежом ценных бумаг, без возврата права собственности российским инвесторам, пояснил Роман Кузьмин. Таким образом, российские инвесторы вернут свои средства в рублях.
Участники рынка положительно относятся к инициативе властей. Решение выглядит привлекательно, считает директор брокерского бизнеса «БКС Мир инвестиций» Олег Чихладзе. Однако на данном этапе требуются разъяснения от соответствующих ведомств о том, как именно будет осуществляться обмен, отметили в пресс-службе СПБ Биржи.
Не первый подход
Предлагаемый ЦБ и Минфином обмен западных активов на российские в целом нарушает правила, установленные ЕС в рамках введенных санкций, но не напрямую, отметил член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий.
— Действующее санкционное законодательство ЕС устанавливает ограничения на взаимодействие с российскими лицами и ценными бумагами. Исключения возможны только при получении специального разрешения европейского регулятора в каждом конкретном случае, — уточнил Роман Кузьмин.
Поэтому масштабный обмен возможен только при достижении соглашения с властями Евросоюза и депозитариями, подчеркнул эксперт. «Известия» направили запрос в Euroclear и Clearstream.
До сих пор обсуждалась идея принудительной конвертации заблокированных активов, отметил Роман Кузьмин. В таком случае иностранцы вместо принадлежащих им бумаг получили бы замороженные активы россиян за рубежом, а российские инвесторы — акции отечественных компаний, ранее принадлежавшие нерезидентам. Тем не менее действия ЦБ и Минфина показывают, что пока российские власти решили пойти по более мягкому сценарию.
Также ранее российские инвесторы массово подавали иски к Euroclear и
о разблокировке своих бумаг. В апреле банк «Санкт-Петербург» выиграл спор в арбитражном суде Москвы против Euroclear, после чего казначейство Бельгии выдало ему лицензию на разморозку активов россиян на сумму около $107 млн. В июле управляющая компания «Первая» также подала против европейского депозитария иск на 184,8 млрд рублей.
Новое предложение ЦБ и Минфина принципиально отличается от всех предыдущих попыток российских инвесторов вернуть свои активы, подчеркнул Роман Кузьмин из Pen&Paper. Если подача коллективных исков к европейским клиринговым организациям в российские суды подразумевает принудительное взыскание непосредственно с Euroclear или Clearstream, то схема обмена добровольна и направлена в первую очередь на розничных клиентов. Следующий шаг должны сделать европейские власти, позиция которых может существенно повлиять на реализацию обмена, предложенного российской стороной.