Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Politico сообщило о планах США сократить поддержку Украины
Мир
The Times сообщила о плане ЕС огласить решение по активам РФ
Происшествия
В Новосибирске эвакуированы 670 человек из-за пожара в колледже
Общество
На Камчатке выявили крупный цех по нелегальной переработке лососевой рыбы
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Происшествия
Пожарные локализовали возгорание на юго-западе Москвы
Общество
Временные ограничения введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Туризм
Россиянам рассказали о подводных камнях долгосрочного пребывания в Турции и ОАЭ
Общество
Россияне запланировали провести новогодние каникулы дома с семьей
Мир
Нацменьшинства Украины призвали Трампа защитить их права
Общество
Медицинские и IT-специальности стали самыми востребованными в колледжах
Общество
Суд в Новосибирске назначил Илье Пономареву 12 лет за оправдание терроризма
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Происшествия
Во Флориде пострадал один человек при аварийной посадке самолета на трассу
Происшествия
Силы ПВО сбили один украинский беспилотник в Тульской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Владимира Стеклова сложно застать в Москве. Он много снимается и еще регулярно ездит в Донбасс, где его ждут не только военные, для которых он выступает, но и коллеги, с которыми он готов и работать, и в разведку. Сейчас народный артист погружен в репетиции — ставит в Московском классическом театре спектакль «Мастер и Маргарита» Булгакова, в котором еще и Воланда сыграет. А послушать Стеклова и расспросить его о жизни и творчестве у поклонников будет шанс на VIII литературно-музыкальном фестивале «Традиция» в усадьбе Захарово 19 августа. Накануне артист встретился и пообщался с «Известиями».

«Хочется думать, знать, надеяться, что у Захара всё хорошо»

— Вы приглашены в качестве гостя на фестиваль «Традиция». Вы представляете себе, что это за событие?

В этом фестивале я впервые участвую. Я о нем только слышал. Мне Захар [Прилепин] рассказывал про «Традицию». (Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ. — «Известия»).

— С чем вы пойдете на фестиваль?

С хорошими добрыми мыслями, с благими намерениями. Я буду наедине с публикой. С Захаром не консультировался, о чем говорить, мы с ним всё никак не пересечемся. Особенно после известного драматического события (покушение на Захара Прилепина 6 мая 2023 года. — «Известия»).

Писатель, сопредседатель партии "Справедливая Россия За Правду" Захар Прилепин (слева) и актер Владимир Стеклов на поэтическом вечере ZOV

Писатель Захар Прилепин и актер Владимир Стеклов на поэтическом вечере ZOV

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Как он сейчас себя чувствует?

Очень хочется думать, знать, надеяться, что у Захара всё хорошо. Со здоровьем, во всяком случае. Я не общаюсь, потому что понимаю, звонить — это отвлекать, надоедать. У меня много наших совместных друзей. Спрашиваю у них, как Захар.

Он очень занятой человек. Если надобность и потребность, он всегда может написать и сказать, что надо бы поговорить. Вы знаете, мы часто бывали с Захаром вместе там.

— Вы имеете в виду зону СВО?

— Да. По его просьбе я записывал с Семеном Пеговым (военным корреспондентом. — «Известия») сюжеты «за ленточкой». Это всё носило немножко импровизационный характер, потому что, когда мы писали сюжет на тему «С кем вы, деятели культуры?», мы попали под минометный обстрел. Это было в районе Лисичанска и Белогоровки.

В буквальном смысле — бежать оттуда было невозможно, мы ждали, когда кончится артиллерийский обстрел со стороны ВСУ и начнется дуэль.

град
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

— Это как?

— Когда мы засекаем, отвечаем. А до этого не было ответки, и нас не выпускали оттуда. В подразделении говорили: «Дуэль начнется, и рванете». Во время работы нашей артиллерии можно перемещаться. Противник тогда находится в укрытии.

А там перешеек метров сто, не больше. С одной стороны — НПЗ «Лисичанский», по нему долбят постоянно. С другой стороны, что называется, бездорожье. Машина при обстреле должна двигаться со скоростью, и желательно прямо, не вилять. А дорога очень плохая, да и не может она быть хорошей. В таких условиях мы снимали.

— Получился сюжет с передовой.

— Да, да. И мне было очень интересно. В машине — только я и водитель. Он камеру на зеркало заднего вида закрепил и развернул в мою сторону, посмотрел на изображение: «Видите себя?» — «Да, вижу». — «Ну говорите, пока не началось». Вроде связно стал говорить, а потом началось. И всё это время водитель сопровождал свою речь комментариями. Он человек военный, ехал и говорил: «Так, сейчас пи….мся, сейчас накроет».

Я не выдержал: «Ты думаешь, что помогаешь мне? Стимулируешь? Ты мне мешаешь!» Потому что и так свистит всё вокруг, взрывается, а он притягивает ситуацию своими комментариями. Но было очень забавно и смешно.

СВО
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

И только когда мы уже были в зоне безопасности, которую, признаться, нельзя назвать таковой, отпустило. Подъехали к ребятам, которые на броне перевозят катки для разминирования, и вот тогда стало немножко поспокойнее. Они спрашивают: «Ой, вы оттуда привалили?» — «Да, оттуда». — «Стрельнуть из трубы не хотите?» — «Нет, ребята, — говорю. — Мы хотим немножко успокоиться». — «А у нас есть виноградный сок».

Поблагодарили и поехали дальше. Отдали Захару отснятый материал. Наверное, там всё убрали, что мешало бы формату.

— Вам страшно было?

— Потом всегда бывает, потому что приходит осознание. Недавно я попросил комбата знакового подразделения сводить меня, ни больше, ни меньше, в Угледар, или в «Уголек».

Зачем вам туда?

— Любопытство. Для актера это бесценный опыт. Конечно, так никто бы тебя туда не пустил. Ну ты ссылаешься на то, что надо для работы. А командир знал, что мы снимаем «Ополченец».

Надо было пройти по лесополосе, расстояние от идущего впереди или позади — метров 10–15, не больше. И поскольку это был июнь, все зеленое, но она была вся побита минами и насквозь видна. По ней идти было удобнее, чем по голому полю. Команда была одна — смотреть над головой на «птички». Потому что они сбрасывают ВОГи (боеприпасы ВОГ-17. — «Известия»). И еще смотреть под ноги. Там могут быть «лепестки». Они от коричневого до зеленого цвета, их там очень много разбрасывают.

мина лепесток

Мина «Лепесток»

Фото: ТАСС/Николай Тришин

«Это уже и не пот, а квинтэссенция какой-то жидкости, выжигающей тебе глаза»

Вы об этом так обыденно рассказываете.

— Это обыденно, потому что уже прошло. Как говорится, «было давно и неправда». Но идти полностью экипированным очень тяжело. Там нельзя ходить без броника, без разгрузки. Тебе разгрузка может и не нужна, но она дает дополнительную защиту. И главное — голова. На тебе или «Сфера», или шлем. С этим всем идти трудно, а надо еще бежать. И наступает момент, когда ты говоришь: «Да пошло оно всё к такой-то матери! Сниму это всё». Потому, что дыхание сбилось, ничего не видно из-за пота. Хотя это уже и не пот, а квинтэссенция какой-то жидкости, выжигающей тебе глаза. Ты не можешь идти. Но тебе показывают кулак.

И говорят: «Если уж пошел, так держись»?

— Нет, тут говорят, что тебе дадут по голове, а потом на себе потащат, не соображающего. Но самое трудное было идти обратно. По рации сообщили, что нас не «птичка» засекла, а сняли с наблюдалки. Противники сами находятся в шахтах, а на высотке стоят приборы, которые фиксируют, снимают видео. Комбату об этом сообщили в наушники. Но он мне не говорил, что нас «сняли» и мы уже под наблюдением. Не хотел волновать. И вот пока мы не зашли во Владимировку, большое село, пока не добежали до машины, которую там спрятали, не могли выдохнуть даже.

Мариуполь

Мариуполь

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Вы когда-нибудь думали, что вот народный артист Российской Федерации овладеет военной терминологией, поедет «за ленточку»? Могли представить себе такое?

— Нет, я как-то об этом не думал. Но там, в Донбассе, ты не спрашиваешь у людей — «А что это? Как это?» Ты быстро начинаешь осваивать язык военного времени, терминологию, не бравируя при этом.

— Вы снимали для Захара Прилепина сюжет на тему «С кем вы, деятели культуры?»…

— На самом деле статья Горького называлась «С кем вы, мастера культуры?». Мы перефразировали.

— У нас наблюдается некое разделение в этих кругах. Появилась понятие «Z-культура». А есть те, кто-то плюется ядовитой слюной на всё патриотичное. Вы как на такое разделение смотрите?

Я не знаю, что такое «Z-культура». Зато прекрасно знаю, что значит латинская Z — защита. А V — Виктория, Победа. Как поет Высоцкий: «Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащат из семьи». Все мои друзья и коллеги не растеряли профессиональных и человеческих качеств. Взгляды мои и близких людей совпадают. Я не могу говорить, как можно и как нельзя. Никто не знает, как надо. У кого-то случился эмоциональный всплеск. Я всё понимаю.

Когда меня спрашивают, как вы относитесь к голубым, я говорю: «Никак. Я к голубым не отношусь». Сегодня я живу так и думаю так. Но есть профессия, что гораздо важнее. Как это в фильме «В бой идут одни старики» — «Война — это всё проходящее, а музыка — вечна».

гибель Захарченко

Цветы на месте гибели первого главы ДНР Александра Захарченко в Донецке

Фото: ТАСС/Валентин Спринчак

— Вы не умаляйте свои достоинства. Вы в тяжелой для страны ситуации не растерялись, поехали в Донбасс. А кто-то — из России.

Я поехал в Донбасс еще до СВО. Не буду рассказывать подробно. Но иначе не мог.

— Вы снимаетесь в картине Ильи Казанкова «Ополченец», по роману Захара Прилепина «Ополченческий романс». Режиссер держит в тайне информацию о съемках. Известно, что Антон Шагин играет главную роль. Что еще можно рассказать о картине?

У Антона Шагина — главная роль, она знаковая. Поэтому эта информация доступна. Идет работа над фильмом. Мы снимали в Мариуполе, в Донецке, но сейчас нет возможности у продакшена продолжать работу в Донбассе. Поэтому снимается «Ополченец» в России. Один из авторов — Александр Проханов.

Два года назад я принимал участие в качестве гостя на концерте памяти главы ДНР Александра Захарченко. Прилепин и [Эдуард] Бояков не в первый раз организовывали во МХАТ имени Горького подобный вечер. Я уже немножко был подготовлен к тому, что в этот раз речь пойдет об экранизации «Ополченческого романса». Был в курсе, что доведется играть в этом кино. И был по-настоящему взволнован.

— С вами снимается актер Сослан Фидаров. Он оставил профессию и пошел в ополчение. У вас поменялось отношение к коллегам, которые встали на защиту Родины?

— Конечно. Я открыл для себя какие-то личностные характеристики этих ребят. К актерам, воюющим в Донбассе, я отношусь с большим уважением.

А те, кто бегают от призыва, к ним какое отношение?

Никакое. Мне не интересно о них размышлять, думать, говорить, обсуждать или осуждать. Они вне моего внимания.

— А если вы с ними встретитесь на площадке?

У меня не было таких встреч. Может быть, мне везло.

«Гастроли в Казахстане отменились, потому что я персона нон грата, Z-патриот»

— 3 января у вас был 75-летний юбилей. А 7 января Украина объявила вас персоной нон грата. Против вас ввели санкции. Как вы встретили эту новость?

Меня запретили не только на Украине, но и в Западной Европе, в странах, которые еще недавно были в составе СССР. У меня были намечены гастроли в Казахстане, они отменились, потому что я и мой партнер по спектаклю Игорь Ливанов были объявлены персонами нон- грата, а именно — Z-патриотами. То есть нам там не место. Другие артисты ездят.

Нисколько не сожалею о том, что я пока невыездной. Да я туда и не рвусь.

Владимир Стеклов

Владимир Стеклов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Вы расценили санкции как оскорбление или как признание?

— Не так и не так. Санкции — это данность, а сначала я был в списке экстремистского сайта «Миротворец». Даже не знаю, что лучше, быть в списке врагов или под санкциями. Кстати, мне об этом первым сообщил Захар Прилепин. Не знаю, как расценивать. Хочется сказать: «А судьи кто?»

Позиции вершителей судеб и правителей своих стран эти люди занимают незаслуженно. Мне очень жаль людей, которым достались такие правители. Немцы не заслуживают того, чтобы вернулись во времена 1930-х годов. Я даже в меньшей степени осуждаю за это наших бывших друзей по «Варшавскому договору»: поляков, румын, чехов, болгар, венгров. Это те еще братушки. Ну и, конечно, Прибалтика. Там немало русскоязычного населения, особенно в Латвии. Мне жаль, что они вынуждены косвенно соответствовать этой риторике. Но, не секрет, и в России тоже немало таких. Не во всей, правда, а скорее в крупных мегаполисах, таких как Москва. И даже как-то смешно их называть пятой колонной. Это какой-то легион тьмы.

— Сегодня вас можно застать на репетициях спектакля «Мастер и Маргарита». Вы еще и режиссер?

Я еще играю Воланда.

— Почему вы замахнулись на такой сложный материал?

В немалой степени это спрос рождает предложение. Продюсерская компания предложила мне этот произведение Булгакова. Более того, я еще и сам написал инсценировку.

Анастасия Вертинская в роли Маргариты и Владимир Стеклов в роли Азазелло в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита»

Анастасия Вертинская в роли Маргариты и Владимир Стеклов в роли Азазелло в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита»

Фото: РИА Новости/Пресс-служба ГК «Люксор»

— Вы же снимались в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Играли Азазелло. Но у картины трагическая судьба. Не многие его видели.

— Ну трагической я бы не стал называть. Драматическая — да.

— Вы не боитесь чертовщины, которая то и дело сопровождает любого художника, замахнувшегося на этот роман Булгакова?

Вы часто спрашиваете, боюсь я или нет. Я живу так, как я живу. А анализировать степень боязни не в моих правилах.

Если ты сказал «а», говори и «б». Ну и дальше, и дальше, и дальше. Вообще это касается каждого мужчины.

Владимир Долинский и Владимир Стеклов на репетиции спектакля

Владимир Долинский и Владимир Стеклов на репетиции спектакля

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Кого из актеров вы пригласили в свой спектакль?

— Очень много артистов заняты. Это Анатолий Журавлёв, Александр Рапопорт, Юлия Такшина, Владимир Долинский, Александр Морозов, Дмитрий Щербина, Полина Долинская.

Я вынужден откланяться. Простите. Репетиция.

Читайте также
Прямой эфир