Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Пловцы РФ выполнили норматив для участия в Олимпийских играх во Франции
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» уничтожил командный пункт ВСУ на южнодонецком направлении
Мир
Корреспондент «Известий» показал работу артиллеристов на донецком направлении
Здоровье
Врач назвала сопровождающие снижение аппетита заболевания
Наука и техника
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с европейским спутником Galileo
Мир
В США больше 700 студентов были задержаны в ходе пропалестинских протестов
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Николаеве
Мир
Премьер Португалии заявил об отсутствии намерения выплачивать репарации
Мир
Axios узнал о готовности Израиля к устойчивому урегулированию в Газе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Хмельницкой области
Общество
Стало известно о задержании брата фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Курбонова
Мир
Постпредство РФ при ООН ответило на пост посла Литвы о Крымском мосту
Мир
Украина запросила у немецкой компании более 800 разведывательных дронов
Мир
В БАПОР заявили о гибели 13 тыс. детей в секторе Газа
Армия
Экипажи БМП-3 уничтожили огневые точки и живую силу ВСУ в зоне СВО
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Лидер «Коррозии металла» сообщил о задержании на концерте в Нижнем Новгороде
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фильмом открытия кинофестиваля «Выборг» стала новая работа Оксаны Бычковой («Питер FM») «Нина» по сценарию Любови Мульменко. До этого фильм был в программе Шанхайского МКФ, это редкий для отечественного кино случай действительно современной жанровой истории про людей, живущих здесь и сейчас. «Известия» посмотрели картину. Дата ее выхода в прокат пока не объявлена.

Только не сегодня

Одна из основных проблем российского кино — неумение говорить о сегодняшнем дне. О людях, которые живут здесь и сейчас, о тех проблемах, с которыми они сталкиваются и как-то даже решают, хотя и не всегда. Это неумение — болезнь давняя, застарелая, удобнее рассказывать истории из далекого прошлого, которые в сознании и авторов, и зрителей существуют в более-менее понятных координатах. Еще хуже — что и о настоящем говорят так, как будто всё это происходит на самом деле десятилетия назад.

Координаты «менты-бандиты-сумка с баблом-коррумпированные чиновники» — это всё устарело 20 лет назад, а фильмы в этих координатах продолжают выходить, и поменялись лишь гаджеты главных героев. Теперь это не кассетные плееры с «Наутилусом» в «ушах», а смартфоны, планшеты и ноутбуки. Но суть остается той же. Зритель реагирует соответственно: если он не узнает в героях себя и своих близких, он это кино игнорирует, и авторы возмущаются — ведь такая крутая история рассказана, так безупречно всё в ней прописано, и актеры играют великолепные, да еще один популярнее другого, суперзвезды.

актеры
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Выборг»

Есть авторы, которые всегда точно попадают в свое время. Оксана Бычкова относится как раз к таким. Ее слава началась с лирической истории любви «Питер FM», где сюжета было на короткометражку, а угаданного, подсмотренного, выхваченного из реальной жизни, — на целый полный мер, и фильм стал национальным хитом. Потом были менее успешные, но высоко оцененные критиками «Плюс один», «Еще один год».

Работая в и без того сложнейшем жанре мелодрамы, Бычкова наполняет повествование драматическими персонажами и обстоятельствами, и возникает микс с документальной атмосферой, сложными героями, открытым сюжетом. Мы словно приходим в гости к этим выдуманным людям, остаемся с ними какое-то время, а потом мы должны уйти, но еще очень долго будем по ним скучать, потому что мы их узнали, они — это мы.

Фильм «Нина» Бычкова сняла по сценарию Любови Мульменко, которая тоже всегда попадает в «здесь и сейчас», но как автор это человек гораздо более жесткий, бескомпромиссный, радикальный. Мульменко тоже отталкивается от мелодраматической основы, но стремительно создает из этого полноценную драму, которая только прикрывается слегка жанровыми условностями. Мульменко — это «Комбинат «Надежда», «Красные браслеты», «Верность», «Купе номер 6». И основа «Разжимая кулаки» тоже была не без нее. Точное авторское видение в итоге привело Мульменко к тому, чтобы из сценаристов стать режиссером, после впечатляющего дебюта «Дунай» она заканчивает работу над своей второй картиной, и нет сомнений, что это кино будет куда более жестким, чем «Нина».

В горах мое сердце

«Нина» показательно мелодраматична по форме. Поначалу нам будто бы предлагают подобие любовного треугольника: благополучной жене и матери звонит из Тбилиси ее бывший и заявляет, что смертельно болен. Любящий муж (Кирилл Кяро) нехотя отпускает Нину (Юлия Пересильд), а та в Тбилиси все пытается понять, действительно ли болен Руслан (Евгений Цыганов), не наврал ли, чтобы ее заманить. Руслан замкнут и токсичен, но его энергия пробуждает в Нине старые чувства. И, казалось бы, дальше можно внутри этого треугольника, где муж звонит из России, а альфа-самец дразнит и грубит, продолжать играть до конца фильма.

девушка
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Выборг»

Но фильм не об этом. И даже не о том, что Нина случайно знакомится в Тбилиси с симпатичным уличным торговцем (Андро Чичинадзе) и приходит к нему домой. Как и другие фильмы Бычковой и Мульменко (приходится объединить их в данном случае), это фильм о нас. Он — про сегодня, может, в какой-то степени даже бессознательно.

Например, место действия, Грузия. Понятно же, какие ассоциации рождаются у аудитории, как только они слышат, что Руслан в Грузии. Муж Нины раздраженно интересуется, почему смертельно больной человек живет в Тбилиси, а не едет лечиться туда, где медицина считается более продвинутой, но и Нине, и зрителю, и самому мужу совершенно очевидно, что Тбилиси уже не первый год привлекает очень много россиян, и далеко не все из них могут уехать туда, где что-то более «продвинутое». Диаспора там одна из самых больших среди всех столиц, но если несколько лет назад туда ехали, потому что жизнь была дешевле, чем в России, климат — мягче и вино лилось рекой в гостеприимных тбилисских кафешках, то теперь ощущения там совсем другие. Их мы и постигаем вместе Ниной. Это настроение одиночества, безысходности, отчаяния, растерянности.

В этой Грузии — холодно, хотя вино всё так же сладко, а местные жители — гостеприимны. Но что-то сместилось внутри самих русских, и для них это уже не то место, где можно просто жить, потому что удобнее и приятнее. Внутренний кризис требует решений, но каких именно — как тут разберешься?

актеры
Фото: пресс-служба кинофестиваля «Выборг»

В этом кино нет политики, а слово «репатриация» звучит только один раз, и то по отношению к трупу, но дело в том, что не политика делает кино злободневным. Более того, действие фильма могло происходить и несколько лет назад, никаких примет повестки здесь мы не найдем. Но какие-то мельчайшие детали в настроении, в реакциях показывают, что этот фильм как минимум знает, когда его будут смотреть. Что это именно 2023 год, и он совсем не такой, как 2022-й. В прошлом году общество разделилось на два лагеря, но черно-белая картинка словно бы раздвинулась, и в ней (ведь это тоже как бы жанр с его условностями) вдруг возникла особая драма как образ существования личности.

Погруженность в себя, нежелание принимать решения, потому что непонятно, какие из них верны. Непонимание того, каким должен быть путь. Герой фильма обычно движется из одной точки в другую, может проделать круг, вернуться на исходную позицию. Нина — в постоянном внешнем и внутреннем движении. Фильм изобилует проходами, напоминая ранние роуд-муви Вима Вендерса. Героиня переключается с одного мужчины на другого, мы видим ее в разных постелях, в том числе гостиничной, куда она никого не пускает. Но везде она одна. Мужчины требуют от нее поступков — на поступки она способна. А на выбор — нет.

Может, это и есть главная отличительная черта современного человека, для которого поступок, даже со смертельным исходом, проще сознательного выбора, рефлексии. Нина очень внимательно слушает мужчин, которые чем-то напоминают ее пациентов, детей с особенностями. Но себя ей услышать гораздо труднее, это угадал фильм и обозначил с пугающей честностью.

Картина не только открыла кинофестиваль «Выборг», который раньше назывался «Окно в Европу», но и участвует в главном конкурсе. Фестиваль продлится до 10 августа. Когда фильм можно будет увидеть в Москве, пока не известно.

Прямой эфир