Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Запад 20 июля на заседании глав МИД Евросоюза займется поиском альтернативы зерновой сделке, рассказали в ЕС. Сейчас Киев также ищет пути вывоза зерна, после того как черноморская инициатива прекратилась 18 июля с выходом из нее России. Украинские власти рассматривают несколько вариантов: продолжение экспорта морем, независимо от позиции РФ и без ее гарантий безопасности судоходства, и вывоз продукции по Дунаю. Обе опции имеют свои издержки — экономического характера или связанных с вопросами безопасности. Продолжение использования железнодорожных маршрутов через страны Восточной Европы также остается под вопросом — приграничные с Украиной государства не спешат открывать свои границы для украинского зерна.

Нет сделки без России

Сложный клубок проблем, связанных с завершением сделки, 20 июля обсудят на заседании главы МИД Евросоюза, сообщил «Известиям» представитель внешнеполитического ведомства ЕС Петер Стано. Президент Украины Владимир Зеленский уже заявил о намерении продолжить без России выполнение зерновой сделки. Он утверждает, что к украинской стороне якобы обратились компании — владельцы кораблей с уверениями в готовности продолжить экспорт сельхозтоваров с Украины, если будут согласны Киев и Анкара.

В России в ответ предупредили о рисках, связанных с попытками продолжить зерновую сделку без участия Москвы. 17 июля, в последний день работы договоренностей, РФ уведомила другие стороны, что возражает против продления сделки и отзывает гарантии безопасности судоходства в северо-западной части Черного моря.

И без соответствующих гарантий безопасности там возникают определенные риски. Поэтому если что-то будет оформляться без России, то эти риски должны учитываться. Здесь мы не можем сказать, насколько и какие страны готовы на себя эти риски брать, — заявил 18 июля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он призвал учитывать тот факт, что «эта зона используется киевским режимом в боевых целях».

зерно
Фото: REUTERS/Umit Bektas

Единственная страна кроме России, которая по формальным признакам может гарантировать безопасность прохода судов в северо-западную часть черноморского бассейна, — только Турция. Турция не нарушает конвенцию Монтрё. Вопрос лишь в том, как мы на это отреагируем, — считает политолог Андрей Суздальцев. Он предполагает, что ВС РФ могут ликвидировать терминалы, которые находятся в портах Одесской области, ранее задействованных в зерновой сделке.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже заявил, что планирует связаться с Владимиром Путиным после завершения рабочей поездки по странам Персидского залива, которая продлится до 19 июля. В расписании Путина контакт с Эрдоганом пока не значится, сообщил Дмитрий Песков.

Россия же подтверждает готовность поставлять зерно в нуждающиеся страны бесплатно. Параллельно Москва уже работает над созданием альтернативных маршрутов поставки, которые не зависели бы от политической позиции Киева и стран Запада, — эта тема стала центральной в ходе переговоров глав МИД РФ и Турции Сергея Лаврова и Хакана Фидана 18 июля.

По реке

Теперь же Зеленскому предстоит найти выход из сложившейся ситуации, когда зерно оказывается фактически «заперто» на территории Украины. С одной стороны, транспортный маршрут через море закрыт. Теоретически суда и могут по нему ходить, но без российских гарантий безопасности это сделать существенно проблематичнее. С другой, сухопутные транспортные маршруты также работают не так, как того хотелось бы Киеву: пять соседних с Украиной стран закрыли свои границы для импорта украинского зерна, а «коридоры солидарности» не работали полностью, сообщили «Известиям» в венгерском правительстве. Польша, к слову, уже заявила, что не планирует открывать свои границы для зерна с Украины после развала сделки.

зерно
Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Выходом для украинских властей сейчас может стать транзит через порты Дуная. В частности, об этом заявил президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, признавая, правда, что такой расклад будет экономически невыгоден Киеву — речной экспорт менее эффективен, количество экспортируемого зерна будет ниже, а расходы на транспортировку возрастут.

С этим маршрутом связаны и другие сложности, заметил Андрей Суздальцев. Главная из них сводится к тому, что Дунай — достаточно мелкая река, по которой смогут проходить лишь малые сухогрузы, что повысит стоимость такого экспорта.графика

Судя по всему, такой сценарий рассматривался задолго до того, как зерновая сделка прекратила свое существование. Так, еще в начале июня появилась информация, что украинские компании строят терминалы на Дунае — как раз на случай прекращения зерновой сделки. Этот маршрут уже был задействован. Например, в мае дунайские порты обработали более 3 млн т грузов, что стало рекордным показателем. Всего же в 2023 году Украина планирует обработать не менее 20 млн т через Дунай.

По земле

Евросоюз также изыскивает возможность обеспечить вывоз украинских товаров через Молдавию — в этих целях Кишиневу в конце июня уже было выделено €43 млн на ремонт железной дороги, из которых €23 млн — кредитные средства, а €20 млн — грант. Деньги из средств Европейского банка реконструкции и развития и Еврокомиссии пойдут на модернизацию 128 км железнодорожных путей.

Весной глава Миссии ЕС в Молдавии Янис Майжекс также говорил о планах восстановить железнодорожное полотно в Молдавии, чтобы создать коридор пути Вэлчинец – Окница – Бельцы – Унгены – Кишинев – Каинары.

Взяла на себя часть ответственности и сама Молдавия — с 15 июля Украина получила скидку в 27% на транзитные перевозки своей агропродукции в направлении портов Рени, Джурджулешты и Галац.

зерно
Фото: Global Look Press/Jens Büttner

Но и такой вариант выглядит затруднительным для Киева. Поскольку далее из Молдавии зерно всё равно будет попадать в Румынию, откуда будет экспортироваться в третьи страны.

— Но доставлять туда сложно — колея другая, это получится дорого Плюс ко всему мы не знаем мощностей румынских портов и справятся ли они с такой задачей, — добавил Суздальцев.

При этом Западу даже завершение зерновой сделки всё равно играет на руку, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

Зерновая сделка дала время и для украинского руководства, и для Запада выстроить схему, которая обеспечивала бы сухопутную транспортировку украинского зерна в сторону Запада. Зерновая сделка была возможностью подготовиться к новой логистической модели, которая выгодна самим западным странам. Потому что сейчас происходит привязка Украины к общеевропейскому рынку — его Европа, собственно, и хотела получить, — рассуждает Офицеров-Бельский.

Тем не менее сложившееся положение дел может в дальнейшем вызвать напряжение в Европе, поскольку ранее зерно, которое вывозилось с Украины морем, шло в южные страны, например в Италию, где оно складировалось и после вывозилось в страны назначения. Сейчас же остается лишь маршрут через Восточную Европу, где увеличение ввоза украинских сельхозтоваров может спровоцировать новое недовольство со стороны фермеров.

Читайте также
Прямой эфир