Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
«Динамо» возглавило таблицу РПЛ после вырванной победы у «Балтики»
Мир
Посол РФ сообщил о планах властей Маврикия внедрить карты «Мир»
Мир
МВД Украины сообщило о двух пострадавших от взрыва гранаты в Броварах
Мир
Швейцария заняла первое место на «Евровидении-2024»
Спорт
Сборная США обыграла команду Германии на чемпионате мира по хоккею
Мир
Во Франции заявили о губительном влиянии западной помощи на Украину
Мир
Президент Чехии допустил отказ Киева от членства в НАТО в обмен на безопасность
Происшествия
За сутки ВСУ выпустили 85 единиц боеприпасов по населенным пунктам ДНР
Мир
Вице-канцлер Швейцарии Андре Симонацци умер во время похода в горы
Мир
ВКС РФ уничтожили два места базирования боевиков в Хомсе
Общество
При падении автобуса в реку в Петербурге погиб профессор «Военмеха»
Общество
Мотоклуб «Ночные волки» передал Музею Победы монеты для выплавки монумента
Мир
В Тбилиси прошла многотысячная акция протеста против закона об иноагентах
Спорт
IIHF отстранила вратаря Федотова на три года от всех турниров
Мир
На Украине сообщили о взрыве в Харькове
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военнослужащих на спецоперации
Общество
В Печоре 13 мая начнутся выплаты компенсаций жильцам частично обрушившегося дома
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ритейл просит уравнять по всей стране плату за прием платежей по картам. Это позволит расширить скидки на продукты, утверждают представители торговли. Минпромторг поддерживает бизнес в том, что тарифы должны быть едиными. Сейчас они колеблются от 1,5 до 3%. ФАС, ЦБ и участники рынка финансовых услуг предупреждают, что пострадают граждане, поскольку ритейлеры всё равно не предоставят скидок потребителям, в то же время банкам придется сократить программы лояльности. В Ассоциации банков России напомнили, что регулирование комиссии уже показало свою неэффективность в 2020 году. Тогда ставку ограничили 1%, но цены так и не снизились.

Регулирование тарифов

В I квартале этого года ФАС вместе с Ассоциацией малоформатной торговли обсуждали вопрос о высокой стоимости эквайринга для продавцов малого и среднего предпринимательства (МСП) — ставки по нему колеблются от 2% до почти 3%, рассказал «Известиям» глава организации Владлен Максимов. Для расчетов с покупателями розничная торговля использует банковские карты, наличные и систему быстрых платежей (СБП). Первый способ самый популярный — на карточки приходится 80–85% покупок, отметил Владлен Максимов. При этом расходы небольших предприятий торговли на оплату услуг по эквайрингу в среднем составляют 2%, что примерно в пять раз больше, чем расходы на оплату наличными и через СБП (около 0,4%).

Большая часть эквайринговой комиссии — это доход банка, который выпустил карту. В России эквайринг формируют сами кредитные организации и оператор платежной системы. Сейчас эти тарифы необоснованно высокие. Поэтому ассоциация предложила ФАС установить на уровне законодательства единые тарифы для обслуживания пластиковых карт в торговле, — отметил ее президент, добавив, что по мнению ритейла, такой шаг позволит расширить скидки на продукты.

В антимонопольной службе заявили, что в ФАС поступали обращения бизнеса с просьбой ограничить тарифы на платежные услуги для торгово-сервисных предприятий. Там считают, что фиксированные или предельные значения для услуг эквайринга не окажут благоприятного влияния на развитие безналичных платежей и не повлияют на снижение цен. При этом возникающие затраты нужно будет компенсировать, что повысит цены банковских продуктов, добавили в ФАС.

оплата в магазине
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Владлен Максимов уточнил, что после совещания антимонопольная служба направила запрос в ЦБ, с тем чтобы получить его позицию по этому вопросу. В пресс-службе Банка России «Известиям» сказали: регулирование эквайринговых ставок негативно сказывается на владельцах карт — банки сокращают программы лояльности, останавливают выплату кешбэка, а также вводят дополнительные комиссии за обслуживание пластика.

— Сократить издержи на прием безналичной оплаты бизнесу может помочь СБП, в которой комиссии в разы ниже, чем при эквайринге, — заметили в ЦБ.

Как пояснил «Известиям» основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский, программы лояльности могут включать увеличенный кешбэк, бонусные баллы, льготное обслуживание и скидки у партнеров.

Издержки бизнеса или клиентов

В онлайн-торговле тарифы на эквайринг похожи на те, что установлены для МСП. Они колеблются от 1,8% и почти до 3% в зависимости от размера бизнеса, сказал «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Доля безналичных платежей в электронной коммерции в целом больше 80%, а в ряде компаний доходит и до 100%, то есть речь идет о колоссальных суммах.

Это третья статья расходов торгово-сервисных предприятий после отчислений на заработные платы и аренду помещений, — пояснил глава АКИТ. — Техническая стоимость обслуживания этой операции с годами становится дешевле, однако комиссии за эквайринг не снижаются, они составляют более 500 млрд рублей в год.

банковские карты
Фото: ТАСС/Ведомости/Андрей Гордеев

Проблема с высокими тарифами актуальна и для крупной розницы. В Ассоциации компаний розничной торговли «Известиям» сказали: «Тарифы на эквайринг в России в среднем составляют от 1,5 до 2,5%, что значительно выше, чем в среднем по миру». В Европе или Китае показатель не превышает 0,3%, утверждают в Ассоциации малоформатной торговли.

Но ставки на том же европейском рынке и в России нельзя сравнивать, говорит «Известиям» вице-президент «Тинькофф» Сергей Хромов:

— Важно учесть, что в нашей стране всю инфраструктуру приема платежей поддерживают банки: они за свой счет покупают терминалы, устанавливают их в магазинах, поддерживают работоспособность. Помимо этого, банки вкладываются в поддержку процессинговых центров для быстрой и безопасной обработки операций. Кроме того, именно банки и платежные системы разрабатывают новые платежные решения, чтобы покупателям было удобно платить, а бизнес мог больше заработать. Далее — те банки, которые зачисляют деньги на счет продавца на следующий день, по сути, кредитуют бизнес за свой счет, потому что сами получают деньги в рамках взаиморасчетов позже. И важно понимать, что 2/3 от размера эквайринговой комиссии банки выплачивают потребителям в виде кешбэка. А на оставшуюся 1/3 они должны поддерживать инфраструктуру, штат работников, развивать инновации и, в свою очередь, перечислять комиссии платежной системе.

Вместе с тем ритейл рассчитывает на существенное сокращение тарифов.

Предельный уровень ставки следует снизить до европейского — 0,3% по кредитным и до 0,2% по дебетовым картам для всей торговли. Высокие и разные для бизнеса ставки эквайринга давят на экономику торговли. Ритейлеры не могут сократить издержки и конвертировать средства в скидки на социально значимые товары, — отметили в АКОРТ.

магазин одежды
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Радикальное снижение комиссий для ритейла до 0,3% не окажет влияния на розничные цены, отметил, в свою очередь, директор департамента эквайринга банка «Открытие» Виталий Брикунов. На практике товары не дешевеют после таких корректировок, подчеркнул он. В кредитной организации 65% клиентов-владельцев карт пользуются программами лояльности, уточнили в «Открытии».

Зато это повлечет за собой существенное снижение комиссии банка-эмитента и банка-эквайера, в итоге программы лояльности сильно ограничат, добавили в Абсолют Банке. Там половина держателей карт используют программы лояльности.

При введении подобных ограничений банки вынуждены будут менять модель по европейскому сценарию: отменят программы лояльности, терминалы и их сервис станут для торговцев платными, частные клиенты будут иметь меньше мотивации платить картами — не выиграет никто, — добавил глава департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа банка Алексей Киричек. — В отличие от Европы в России есть СБП, и торговцы, заинтересованные в снижении комиссий за безналичные расчеты, активно сервис внедряют. С учетом хорошего уровня развития этой системы, где комиссии как раз близки предлагаемым, даже странно, что этот вопрос поднимается вновь.

Сотрудник одного из банков также подчеркивает, что у бизнеса уже есть инструмент для снижения издержек при приеме платежей — это СБП, где комиссии для бизнеса как раз составляют 0,2–0,7%. В СБП более легкая инфраструктура и другая модель ценообразования, например там нет кешбэка. Но и задачи по популяризации этой системы лежат на самих магазинах.

Действующие на рынке эквайринговые тарифы — сбалансированные, сказали «Известиям» в пресс-службе НСПК. Там добавили: развитие оплаты товаров и услуг через СБП, где максимальная комиссия ограничена 0,7%, также способствует сохранению баланса интересов участников рынка и снижению расходов торгово-сервисных предприятий.

эквайринг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Известия» также обратились за комментариями в «Сбер», ВТБ, Россельхозбанк, ОТП, МКБ, «Юникредит», Райффайзенбанк, Росбанк, «Ренессанс Кредит», Газпромбанк, «Уралсиб».

Минпромторг поддерживает предложение ритейла о единых тарифах, сказали «Известиям» в министерстве, добавив, что ведомство постоянно взаимодействует по этому вопросу с ЦБ. Впрочем, позиция регулятора и банков в отношении снижения тарифов на эквайринг базируется на опыте. Регулирование этих комиссий уже показало свою неэффективность, напомнили в Ассоциации банков России. Так, в 2020 году для поддержки торгово-сервисных предприятий и МСП власти ограничили ставку 1% для онлайн-сегмента и медицинских услуг. Тогда де-факто увеличилась прибыль предприятий в онлайн-торговли.

Плюс ЦБ уже подтверждал, что снижение ставки эквайринга до 1% не сказалось на ценах: многие банки свернули программы лояльности, отменили кешбэк, и в минусе оказался именно потребитель. Первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова подчеркнула: «От того, что часть доходов перетекла от банков к торгово-сервисным предприятиям, мы, к сожалению, не увидели ни снижения цен, ни программ кешбэков и лояльностей с их стороны».

Прямой эфир