Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Генеральное консульство Словакии в Петербурге прекратит работу к 2025 году
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 6 декабря
Мир
Глава МИД РФ рассказал о взаимодействии Вашингтона и Москвы по «закрытым каналам»
Мир
Губернатор Калифорнии объявил чрезвычайное положение в штате после землетрясения
Мир
Лавров назвал испытание «Орешника» сигналом о готовности РФ ответить Западу
Мир
Макрон намерен остаться на посту президента до 2027 года
Экономика
Читатели «Известий» выбрали объекты для обновленной купюры в 1000 рублей
Мир
США передали Польше дополнительные $4 млрд на военные нужды
Мир
Лавров указал на обретение Россией силы после введения санкций Запада
Культура
Писатель Алексей Варламов занял первое место на премии «Большая книга»
Экономика
Силуанов заявил об ответном использовании активов Запада на развитие регионов РФ
Общество
Каток на Красной площади открылся для посетителей
Общество
В столичном регионе 7 и 8 декабря ожидаются снегопады
Мир
Армия Ирака готова противостоять угрозам с территории Сирии
Общество
РКН отказал в регистрации трети страниц блогеров-десятитысячников
Мир
В МИД Польши заявили о готовности страны исполнить ордер МУС на арест Нетаньяху
Мир
Лавров назвал Зеленского неадекватным за высказывания о русскоязычных
Туризм
Туроператоры сообщили о падении спроса на поездки в Грузию из-за протестов

Знания по силам: в вузах и образовательных платформах назвали новые подходы к обучению

На чем акцентируются университеты при обучении студентов и что ищут работодатели
0
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главные тренды в образовании — объединение технических и гуманитарных знаний, интеграция специальностей с IT, сотрудничество университетов с бизнесом и развитие soft skills. Об этом «Известиям» рассказали представители ведущих отечественных вузов и образовательных онлайн-платформ. В России всё чаще стали использовать проектные форматы в обучении, а студенты защищают дипломы в виде стартапов. Трансформируется и модель образования — например, в систему STEM, где объединяются наука, технологии, инженерия и математика. Причем фокус ставится на решении проблем и применении творческого подхода.

Модные стечения

Одним из основных трендов в обучении стало объединение технического образования с гуманитарным, рассказали «Известиям» в пресс-службе НИЯУ МИФИ. Совместное изучение этих дисциплин позволит новым специалистам стать более востребованными на рынке труда, считает ректор университета Владимир Шевченко.

Он пояснил: в технологических продуктах важно учитывать не только содержимое, но и внешний вид изделия, дизайн. Подчас не «начинка» инженерного изделия, а «обложка» становится тем, что управляет вниманием потребителя.

Другим важнейшим трендом стала интеграция разных специальностей с IT, подчеркнули в пресс-службе НИЯУ МИФИ. То, что раньше было возможно тестировать только в «железе» в ходе реальных физических экспериментов, сейчас можно моделировать виртуально. В таком формате в университете, например, разрабатывается ядерный реактор.

Еще одна тенденция — тесное сотрудничество вузов и компаний, будущих работодателей выпускников. А также взаимодействие институтов друг с другом, за счет чего можно получить «сдвоенные» дипломы, отметили в университете.

Цифровизация и расширение проектных форм обучения — также одни из основных трендов, считает ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Мамедова. Их влияние сейчас растет с каждым годом. Отсюда рост рынка онлайн-образования, перевод части самостоятельной работы в дистанционные форматы, создание «цифрового следа» и портфолио. А также выполнение курсовых в виде проектов по запросам компаний и защита дипломов как стартапов, подчеркнула эксперт.

Популярность междисциплинарного обучения также связана с развитием цифровой среды, сообщила Наталья Мамедова. Она добавила: проектный формат работы, который используется многими организациями, часто требует от сотрудников интеграции знаний и навыков в разных сферах. Поэтому появился тренд на получение дополнительного образования вместе с основным дипломом или второй квалификации.

Главная тенденция — это культура непрерывного обучения, продолжила директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. По ее словам, среди других трендов — геймификация и индивидуальный подход. Сформировался также реальный запрос на развитие гибких навыков и предпринимательских компетенций, подчеркнула эксперт.

Она отметила: актуален и проектный метод в образовании. Например, формат создания собственных стартапов и кейсовый подход, когда студенты работают в виде консультантов для компании по решению какой-то внутренней проблемы.

Hard и soft

STEM-технологии (Science, Technology, Engineering, Mathematics) в образовании — тоже перспективное направление, считает Наталья Мамедова из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Сейчас наращиваются практики в этой сфере и происходит их постепенное проникновение в модель обучения.

Система заключается в объединении науки, технологий, инженерии и математики для создания комплексного подхода в образовании. При этом совмещение STEM-технологий с проектным форматом позволяет усилить вовлеченность обучающихся, подчеркнула эксперт.

Во время Петербургского международного экономического форума сообщили о запуске первого в России частного университета на основе STEM-модели. На сессии отмечалось, что в основе такой системы кроме междисциплинарного формата лежит и ряд других принципов: фокус на решении проблем, умении использовать творческий подход и работать в команде, оттачивании коммуникационных навыков и развитии критического мышления.

— STEM-модель хороша тем, что позволяет одновременно развивать мышление в технических и гуманитарных науках, такой подход создает среду для стопроцентного погружения в решение задач нестандартными ходами, — рассказала Екатерина Петрова из GenerationS.

Эта одна из систем, которые помогают сформировать узкопрофильных специалистов с более широким кругозором и набором гибких навыков, согласна генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. По ее словам, такие модели сейчас характерны для базового образования — бакалавриата и магистратуры, где вузы стали интегрировать, например, проектный подход.

Сейчас явно заметен тренд на междисциплинарность и гибкие профессиональные роли, согласилась заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Брызгалина. И система образования должна на это отвечать.

Также сегодня науки и технологии развиваются во взаимодействии, происходит сращивание процессов получения знаний, технологического применения и бизнеса. Это проявляется, например, в медицине. Такая интеграция полезна по многим направлениям, считает Елена Брызгалина. По ее словам, отмечается и спрос на развитие soft skills — навыков коммуникации, работы в команде и других. Однако они должны быть в балансе с твёрдыми профессиональными.

В 2023 году среди абитуриентов вузов самой популярной сферой стали информационные технологии, следует из данных SuperJob. По этому направлению планируют пойти 28% опрошенных. На втором месте — профессия врача (13%), на третьем — инженера (9%). Еще 6% готовятся поступать на экономиста.

Читайте также
Прямой эфир