Оттолкнулись от дна: производство автомобилей пойдет в рост
По итогам первых двух месяцев 2023 года производство автомобилей сократилось на 73,5%. При этом в феврале российские автозаводы собрали в полтора раза больше машин, чем в январе. Эксперты считают, что в ближайшее время начнется рост объемов выпуска автомобилей в нашей стране, однако отмечают, что он будет обусловлен в первую очередь низкой базой прошлого года. Подробности — в материале «Известий».
Машины уехали в минус
В январе-феврале 2023 года российские автозаводы выпустили 53,9 тыс. легковых автомобилей, что на 73,5% меньше показателей за первые два месяца 2022 года. Об этом говорится в анализе динамики промышленного производства Федеральной службы государственной статистики (Росстат), опубликованной на официальном сайте ведомства. Выпуск грузовиков также сократился, но не так резко, как легковых моделей — на 30,6% (до 18,4 тыс. штук). Седельных тягачей произведено всего 984 штуки (-68,7%). При этом выпуск автобусов (массой до 5 т) увеличился почти на треть (2,5 тыс. экземпляров за январь-февраль), а вот производство больших автобусов (массой более 5 т), напротив, сократилось на 14,1% — до 1,6 тыс. штук.
Несмотря на общее снижение объемов производства практически всех видов транспортных средств, в автопроме уже намечаются положительные тенденции. Например, в феврале по сравнению с январем выпуск легковых автомобилей увеличился на 52,6%, отмечается в данных Росстата. Производство грузовиков в последний месяц зимы выросло в 2,2 раза, а автобусов — в 1,9 раза.
Рост февральских показателей автопрома по сравнению с январем отмечается каждый год и связан в том числе с длинными новогодними каникулами, во время которых большинство предприятий не работают. Однако в предыдущие годы этот рост был не таким большим. Например, в 2022 году он составил только 13,8%.
На дне
Наибольшие трудности российский автопром испытал весной прошлого года. На фоне введенных санкций, ухода из России стратегических партнеров, нехватки иностранных комплектующих для производства машин большинство отечественных автозаводов были вынуждены ввести режим простоя. Если в марте 2022 года в России было выпущено 40,9 тыс. машин, то в апреле этот показатель упал в два раза — до 19,9 тыс. штук, а к концу весны производство в нашей стране практически полностью прекратилось. В мае 2022-го в общей сложности было изготовлено всего 3,7 тыс. легковых автомобилей.
Ситуация начала выправляться летом, после того как правительство смягчило требования к выпускаемым автомобилям и разрешило производство «упрощенных» моделей без подушек безопасности, ABS и других электронных систем. Это позволило ряду предприятий возобновить выпуск машин, однако выйти на мартовские показатели российским автозаводам удалось только к концу осени.
Импортозамещение в автопроме
В прошлом году на многих предприятиях, где прежде выпускались автомобили иностранных брендов, началось производство моделей, разработанных с участием партнеров из дружественных стран. Так, на бывшем столичном заводе Renault стартовала сборка кроссоверов «Москвич». В Татарстане вместо коммерческих моделей Ford компания Sollers под своим брендом запустила производство двух новых автомобилей LCV, а в Липецкой области начали делать электрокары Evolute.
В конце января этого года на «Автоторе» было запущено производство седанов Kaiyi — в ближайшее время на калининградском предприятии начнется сборка двух кроссоверов этой марки, а также выпуск машин других брендов, в том силе коммерческих моделей. Также анонсировано начало производства «премиальных автомобилей китайских марок» на бывшем заводе Mercedes-Benz в Подмосковье. Кроме того, «АвтоВАЗ» во втором квартале запустит выпуск машин на предприятии под Санкт-Петербургом, ранее принадлежавшем Nissan.
Эффект низкой базы
Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что в ближайшее время производство автомобилей в нашей стране выйдет на положительные значения. К этому есть все предпосылки, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Если сравнивать показатели «месяц к месяцу», то, судя по всему, уже в апреле выпуск автомобилей в России выйдет в плюс. Весна и начало лета прошлого года были самым сложным периодом для отечественного автопрома, но очевидно, что постепенно ситуация выправляется, — заявил он «Известиям». При этом эксперт отмечает, что выйти на показатели досанкционного периода в ближайшее время не получится.
С ним согласен директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако он замечает, что рост показателей производства машин связан прежде всего с низкой базой прошлого года.
— Практически всю прошлую весну автозаводы стояли. Естественно, что сейчас, когда они вновь запустились, в статистике производства будут положительные значения, — пояснил собеседник.
По прогнозу Сергей Бургазлиева, при сохранении нынешней ситуации, в этом году в России будет выпущено примерно 500 тыс. легковых автомобилей, 50–60 тыс. легких коммерческих моделей и 40–50 тыс. грузовиков. Похожей точки зрения придерживается генеральный директор агентства Russian Automative Market Research Татьяна Арабаджи. По ее мнению, производство легковых машин по итогам года составит 500–550 тыс. штук.