Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Правительство Турции усилило меры безопасности на фоне переговоров РФ и Украины
Мир
Израиль согласился возобновить доставку гуманитарной помощи в Газу
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили два БПЛА ВСУ над территорией РФ
Армия
Экипаж танка ВС РФ уничтожил командный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Мир
Путин провел совещание по подготовке предстоящих переговоров с Киевом
Армия
Российские военнослужащие зачистили опорный пункт ВСУ на южнодонецком направлении
Экономика
Объем продаж в онлайн-торговле снизился в два раза из-за сбоев в интернете
Мир
Старовойт сообщил о начале изыскательских работ на ж/д участке Решт – Астара
Общество
ФСБ задержала 57 администраторов каналов и чатов Telegram с контентом о терроризме
Армия
В Ростовской области силы ПВО отразили ночную атаку БПЛА ВСУ
Экономика
Разработчикам видеоигр грозят штрафы до 5 млн за запрещенный контент
Мир
В «Росатоме» рассказали о строительстве АЭС в Киргизии
Мир
Аксенов призвал не относиться серьезно к мнению стран Запада по Крыму
Культура
В МХТ им. Чехова поставили спектакль в жанре «народная сказка для взрослых»
Общество
Сотрудники издательства Individuum были задержаны на фоне обысков в «Эксмо»
Мир
Минюст США выразил желание депортировать ученую Петрову вопреки мнению суда
Общество
В Минтруде положительно оценили распределение праздничных дней в 2026 году
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российский автопром и автомобильный рынок постепенно отходят от шока, связанного с уходом из нашей страны ряда зарубежных автопроизводителей, прекращением работы многих автозаводов и трудностями в поставках комплектующих для производства машин. Отрасль постепенно адаптируется к новым условиям, считают участники прошедшего в Москве Межотраслевого автомобильного конгресса (МАК). Подробности — в материале «Известий».

Минус 67%

В прошлом году, по данным Росстата, производство легковых автомобилей в нашей стране сократились на 67% — российские предприятия выпустили около 450 тыс. машин. Это худший показатель с 2008 года, отмечают эксперты. Причины столь резкого снижения объемов производства понятны: в прошлом году из России ушли, прекратив выпуск в нашей стране автомобилей, компании Renault, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz. Кроме того, был остановлен выпуск моделей BMW, Kia и Hyundai на калининградском заводе «Автотор», а также автомобилей Skoda и Volkswagen в Калужской и Нижегородской областях.

Завод Kia и Hyundai под Санкт-Петербургом до сих пор официально не закрыт, но с весны прошлого года находится в простое. Из-за нехватки комплектующих несколько месяцев простаивали конвейеры АвтоВАЗа — в начале лета на предприятии перезапустили производство только «упрощенных» Lada Granta и Lada Niva.

В ожидании новых моделей

Ситуация с выпуском автомобилей в нашей стране стабилизируется. В конце января на заводе Haval в Тульской области выпустили стотысячный автомобиль, а в начале марта в Тольятти после годичного перерыва возобновилось производство Lada Vesta нового поколения.

производство автомобилей
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Постепенно реанимируются предприятия, которые раньше выпускали машины ушедших из России брендов. Например, в конце января с конвейера калининградского «Автотора» сошел первый седан Kaiyi E5, а в ближайшее время на заводе начнется производство еще двух моделей — кроссоверов X3 и Х3 Pro. Кроме того, предприятие будет делать автомобили других китайских марок.

— В ближайшее время на заводе начнется выпуск еще нескольких новых автомобильных брендов, в том числе и коммерческих моделей, — заявил в рамках МАКа генеральный директор АО «Калининградская автоиндустрия» Андрей Толстобров.

Он отметил, что в общей сложности в этом году на «Автоторе» планируется собрать около 80 тыс. автомобилей, причем около 5 тыс. из них — коммерческие модели. По словам Толстоборова, примерно 70% выпущенных автомобилей придется на марку Kaiyi, остальные 30% — на машины других брендов (каких именно, пока не уточняется).

Тестовая сборка грузовиков в Калининграде уже ведется, заявил на площадке МАКа заместитель генерального директора «Автотора» Алексей Храмцовский. По его словам, речь идет о линейке автомобилей массой 3,5–12 т. Он отметил, что наряду с машинами, оснащенным традиционными двигателями внутреннего сгорания, намечен выпуск коммерческих моделей на электротяге. Как заявил Храмцовский, сертификация грузовиков, выпущенных на «Автоторе», уже ведется, а их полноценное производство, как ожидается, начнется во II квартале этого года.

завод Mercedes
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В ближайшее время будет запущен и бывший завод Mercedes-Benz в Подмосковье, который в прошлом году был выкуплен компанией «Автодом». По словам генерального директора «Автодом Подписка» Максима Шишко, на предприятии намечено начать производство «премиальных автомобилей китайских марок».

— Завод Mercedes-Benz — один из последних заводов, открытых в России. Это современное и технологичное предприятие. Наша основная задача — наладить на нем полноценную замену премиальным брендам, которые ушли с рынка, — заявил Шишко в рамках МАКа. Представитель «Автодома» уточнил, что компания намерена запустить на подмосковном предприятии локализованное производство автомобилей.

Нужна ли машина

Владение личным автомобилем в России становится всё менее выгодным, считает руководитель управления промышленности, энергетики и экологии аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. Из-за этого автопроизводители могут столкнуться со снижением спроса на новые машины.

— В прошлом году стоимость владения личным автомобилем увеличилась на 9,3%, — сообщил Микрюков в рамках Межотраслевого автомобильного конгресса.

участники автомобильного конгресса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По его словам, это связано с ростом цен на сами машины, подорожанием запчастей и услуг по ремонту с одновременным падением реальных доходов россиян. В результате в прошлом году жители нашей страны стали на 9% чаще пользоваться общественным транспортом.

С учетом резкого падения продаж новых автомобилей в прошлом году снижение спроса на машины в России ожидать не стоит, считают эксперты. По оценке независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, дефицит новых автомобилей в нашей стране сейчас составляет около 300 тыс. машин в год.

Согласно Стратегии развития российского автопрома, предполагается, что в 2023 году в нашей стране будет продано порядка 960 тыс. легковых автомобилей. Однако автопроизводители и специалисты отрасли считают эти цифры чересчур оптимистичными.

По прогнозу директора по операционным вопросам Geely Motors Russia Валерия Тараканова, в нынешнем году продажи новых автомобилей в нашей стране составят примерно 830 тыс. автомобилей. Ранее эксперты аналитического агентства «Автостат» оценивали рынок новых машин в 780–870 тыс. штук.

продажа автомобилей
Фото: ТАСС/NEWS.ru/Сергей Булкин

Некоторые эксперты и эти цифры считают завышенными. Например, генеральный директор «Автодом Подписка» Максим Шишко полагает, что по итогам года в России будет продано 680 тыс. новых машин. С ним согласен и Сергей Бургазлиев: объем рынка он оценивает в 630–670 тыс. автомобилей.

Кредиты поддержали вторичный рынок

В отличие от продаж новых автомобилей, которые в прошлом году сократились на 59%, рынок подержанных машин просел не так сильно. По данным «Автостата», продажи б/у моделей сократились на 18,8%. Во многом это связано с ростом доли автокредитов на приобретение автомобиля с пробегом, считают эксперты.

Как рассказал на Межотраслевом автомобильном конгрессе заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин, в прошлом году доля ссуд на покупку подержанных машин составила 57,2% от всего количества автокредитов. В 2021 году этот показатель составлял 46,1%, а в 2020-м — 27,5%.

Он также отметил тенденцию изменению структуры выданных автокредитов. По итогам прошлого года в регионах Приволжского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов число ссуд на покупку автомобилей сократилось на 3,7–5,2%, отметил Шикин. При этом жители Северного Кавказа и Дальнего Востока стали брать автокредиты гораздо чаще, подчеркнул он.

автокредит
Фото: ТАСС/Денис Абрамов

— Дальний Восток стал лидером по росту числа автокредитов — здесь отмечается рост на 24,5%. Также на 20,4% выросло количество выданных займов на покупку машины в регионах Северного Кавказа, — уточняет Владимир Шикин.

По его мнению, основными трендами в сфере автокредитования в 2023 году будут дальнейшее увеличение ссуд, выдаваемых банками на покупку подержанных автомобилей, а также более активная работа финансовых организаций с автокредитами в регионах.

Читайте также
Прямой эфир